Движение, время, энергия: Новые взгляды и понимания
Александр Васильев
© Александр Васильев, 2024
ISBN 978-5-0062-1062-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Настоящий сборник статей автора представляет собой развитие предыдущих работ по указанной тематике, которые были представлены в третьем и четвертом томе 5-ти томного издания под общим названием «Рациональное общество» (2022, 2023 гг.), в качестве естественнонаучных оснований указанной модели общества. То есть размещенные здесь статьи дополняют и развивают эти основания, усиливая тем самым понимание их значимости в «общественной рационализации». Материалы первой и третьей статей были предварительно опубликованы (с дек. 2022 г.) в интернет-издании указанном в авторских ссылках. Для данного издания они значительно переработаны и дополнены, особенно первая статья по теме «социальной физики», мыслимой О. Контом перед определением им проекта Социологии.
Комплексное исследование автора в области Механики изначально определилось изучением процессов движения с целью познания «времени». А после успешного (в сравнительном анализе) решения этой задачи продолжилось изучение истории развития Механики в связи с сохранением в современном ее состоянии определенной научной недоработки, связанной, на взгляд автора, с консервацией исторически установившихся понятий (особенно в отношении «сил» и энергии). Предпринятые попытки устранения этой недоработки (в понятиях) и первые результаты показали определенные возможности по установлению научного «моста», «трансмиссии» между естествознанием и обществознанием (теоретической социологией). Эти результаты и определили основное содержание первой статьи в данном сборнике, и отчасти последующих. Все они выполнены в простом научно-публицистическом стиле и в наиболее краткой форме, для широкого круга читателей, с главной целью возбудить научное мышление по рассматриваемой тематике, в направлениях критического анализа и развития изложенных результатов. В связи с длительным периодом публикаций статей изначально сложились определенные повторы, которые пришлось частично сохранить.
Здесь надо обратить внимание на то, что после историко-критических работ Эрнста Маха и Евгения Дюринга, которые стали основными для автора, в авторском обзоре последующих работ по истории Механики не было обнаружено какой-либо критики и каких-либо предложений по изменению тех или иных понятий. Встретились, однако, слова видного исследователя нашего времени Б. Г. Кузнецова (см. перечень литературы ниже), которыми он начинает введение к своей монографии:
«Чем отчетливей вырисовывается смысл современных, еще не решенных проблем теоретической физики, тем яснее видна их связь с исторической ретроспекцией, тем чаще наука вспоминает о прошлых коллизиях в учении о пространстве, времени, движении и веществе. Очередные затруднения физической мысли могут быть преодолены лишь самой радикальной перестройкой оснований физики, быть может, более решительным отказом от механического мировоззрения, чем в теории относительности и в теории квант. На пороге новых обобщений наука, готовясь к скачку, как бы оглядывается назад, переосмысливает содержание и значение самых старых, привычных и, казалось бы, незыблемых понятий».
В то же время Б. Г. Кузнецов не отмечает в своем исследовании какие-либо предложения в этом плане, но его слова, приведенные выше, точно соответствуют представляемому здесь критическому исследованию «незыблемых понятий», особенно времени и энергии, с предложениями обоснованных изменений. Поскольку оно относится к самим основаниям Механики, к мировоззрению, то видится автору важным для переосмысления исторического развития не только физики, но и других наук, и, надо сказать, для осмысления «социальной физики».
Ввиду исторической обширности материалов и определенной научно-философской углубленности авторских и других взглядов видится необходимой предварительная подготовка недостаточно опытных читателей в рассматриваемой области, с целью наиболее полного понимания прежних и новых взглядов, их обоснований и отличий. Для этого видится полезным представить список основной научной литературы, использованной автором по ходу своих исследований (рекомендуется изучить, прежде всего, указанные работы Ахундова, Блехмана, Владимирова, Кедрова и Энгельса, особенно «Анти-Дюринг», Кузнецова, Серова и Цуканова).
Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982.
Блехман И. И. Синхронизация в природе и технике. М.: Наука, 1981.
Веселовский И. Н. Очерки по истории теоретической механики. M.: ЛКИ, 2010.
Владимиров Ю. С. Между физикой и метафизикой. Книга 4. Вслед за Лейбницем и Махом. М.: Либроком, 2012.
Дюринг Е. Критическая история общих принципов механики: Пер. с нем. Изд. 2-е. М.: КРАСАНД, 2011.
Канке В. А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. М.: Логос, 2003.
Кедров Б. М. О Диалектике природы Энгельса. М.: Высшая школа, 1973.
Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. Часть 1. Междисциплинарное исследование: Сб. научных трудов / Под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Изд-во МГУ, 1996.
Кузнецов Б. Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна в свете современной науки. М.: Либроком, 2010.
Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. Пер. с 6-го нем. изд. 2000.
Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Овчинников Н. Ф.: 1) Философские вопросы современной физики. М.: ИАН СССР, 1952. 2) Понятия массы и энергии в их историческом развитии и философском значении. М. 1957; 3) Тенденция к единству науки. Познание и природа / отв. ред.: Б. М. Кедров, П. П. Гайденко. М.: Наука, 1988; 4) Поиски понимания: Избранные труды по истории и философии науки. М.: Новый хронограф, 2016. 656 с.
Основы общей биологии / под ред. Э. Либберта. М.: Мир, 1982.
Перельман Я. И. Занимательная физика. СПб: Северо-западное книготорговое экспортное объединение (СЗКЭО), 2023.
Серов Н. К. Процессы и мера времени. Л.: Наука,1974.
Цуканов Б. И. Время в психике человека. Монография. Одесса: Астропринт, 1999.
В связи с приближающимся великим юбилеем Академии наук России и определенной обусловленностью результатов авторских исследований отечественным научно-философским наследием автор считает научно логичным посвятить все свои научно-публицистические работы, представляющие новые взгляды в естествознании и социально-гуманитарных науках 300-летию Российской академии наук.
От научного понимания механики физической реальности к «социальной физике» и «системной социологии»
«Только тогда можно понять сущность
вещей, когда знаешь их происхождение и развитие»
(философская мысль древней Греции,
Гераклит, Аристотель)
Введение
Сразу надо констатировать, что путь обозначенный заглавием статьи явился, в сущности, эволюционно и интеллектуально сложившимся путем для всего человечества. Он определился функциональной сущностью человека, как «живой системы», закономерностями естественной природы и развитием процессов жизнедеятельности человека в условиях сообщества, посредством взаимосвязанных деятельностей всех его членов. Понимание механики началось с простейших инструментов, очевидно, с «копья», «скребла» и «каменного топора». А в результате интеллектуального развития появились многие другие средства деятельности, множество охотничьего, земледельческого и прочего инструментария. Теперь мы существуем и работаем уже в необозримом сверхобществе, в котором технологически задействованы и успешно функционируют в системах деятельности многие законы физической реальности раскрытые наукой. Однако, как выясняется в системных научных исследованиях эти законы и закономерности, особенно живого мира, из которого вышел человек и определил общественное развитие на основе своих закономерностей, задействованы с пользой для общества все еще лишь частично, преимущественно в сфере производственных организаций (корпораций). А в организации общей жизнедеятельности, целевых движений и деятельностей общества в целом определяющими информационными средствами (знаниями) до сих пор являются средства лидирующих политических партий и знания, полученные ими из исторического прошлого, более бедного в плане самопознания. К тому же продолжает действовать традиция селективного выбора знаний сложившейся Властью, а не когнитивно адекватным экспертным сообществом, которое объективно необходимо (по системной аналогии с самим человеком), но все еще не образовано в современном обществе (см. ниже «Идею государства» Анри Мишеля и др. научные взгляды).