Я немного слукавила, вся-таки применю заезженное выражение, но оно в какой-то мере отличается глубинным смыслом. «Жизнь это шахматная доска, все зависит от хода». У человека множества инструментов для улучшения жизни: он может поменять работу, окружение, прекратить токсичные (не люблю это слово, но оно здесь уместно) отношения. Но незадача, человек утопает в бездне непрекращающихся мыслей, они бегают по кругу, как в стиральной машине, и ему не хватает того, кто откроет барабан и вытащит, рассортирует и развешает мысли, а, я как психолог, очень хорошо разбираюсь в стирке.
Размышляя о себе, мне пришло в голову: мне стукнуло 33 года, я поработала следователем МВД, получила образование психолога и поняла, что все живут свою жизнь со взлетами и падениями, и эта жизнь мудрее нас, если воспринимать ее такой, какая она есть, со всеми шероховатостями. И броней от уныния может стать следующая мысль о смысле жизни, звучащая так: дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас! Чувствуете, какая огромная разница?
Mothercare
Вы живете, вбираете в себя происходящие события, внешние обстоятельства, смены деятельности, вечную нехватку в деньгах, разные воспоминания из детства, первую любовь, университетскую жизнь, поиски работы, неудачи, разлуки, тусовки, копание в себе и вот однажды во всем цвете наших лучших стремлений приходит мысль о том, что все мы смертны.
Знаете, нет важнее фигуры, чем мама. Даже если она плохая, то невозможно отменить пожизненную привязанность, которая формируется на первых годах жизни, во время кормления, и эта привязанность перерастает в прочный эмоциональный канат, который невозможно перерезать, и сейчас именно она выжимает мою душу донельзя, и я проваливаюсь в чувства.
Пожалуй, из мэтров экзистенциализма Альбер Камю[3] отчетливо передал смерть матери, причем отразил ее так тонко, что, читая его, я пошла против ограничений пандемии COVID-19 и была в медицинской палате рядом с ней: ее подключили к аппарату ИВЛ, но я слышала ее внутренний плач. Она была в тяжелом состоянии, а я в ожидании сообщения о ее кончине. И, когда холодным январским утром после моего сладкого сна раздался звонок от отца, а он никогда не звонил мне утром, я сразу поняла, что он собирается сказать: мама умерла.
В момент сообщения о смерти матери я училась на психолога, и мы проходили стадии горевания, которые являются неизменными элементами утраты. Удивительно, но за меня больше переживали мои преподаватели, они говорили, чтобы я намеренно пропустила модуль и вернулась к обучению позже. Но я стойко и даже где-то с чувством, будто меня оскорбили, ответила, что я в норме. Сейчас моя утрата превратилась в мудрую печаль. С точки зрения психологии, это то, к чему должен прийти здоровый человек, который без патологии прошел все стадии горевания.
Мудрая печаль это когда я смотрю на фотографию, где мы с ней вместе стоим на яхте в просторах Красного моря, в обнимку, нас переполняет радость, мы улыбаемся, и я ценю эти моменты. Мудрая печаль это когда приходят самые светлые воспоминания из детства, например, как я надевала ее туфли, пока она была на работе, и я, глубоко выдохнув, живу дальше. Я живу, практикую, люблю, и, безусловно, случившиеся работает по принципу бумеранга: в один миг сознание отбрасывает мысли о смерти мамы, но приходит время ловить их обратно. Таким образом, я понимаю, что эта светлая грусть всегда будет со мной, а настоящая любовь не состоятельна без привязанности.
Что я чувствовала, когда мне сообщили о ее смерти? В первые несколько дней, в основном, обостренную ценность своей жизни, в каждом шаге, в каждой мысли. Привычные дела стали более отчетливыми, я научилась замедляться, ловить себя в каждом мгновении. Я завтракала своей любимой гречневой кашей, я ела ее уже сотни раз, но в этот день у нее был особый вкус вкус смерти, который дает больше значимости жизни.
Утрата близкого дает твердое понимание, что каждый человек при жизни заслуживает и имеет право на безоценочность поведения. Моей мамы нет, и я вспоминаю ее историю жизни с уважением! Да, при жизни она причиняла мне боль, приводя домой мужчин, когда отец был в командировке, но ее нет, и я оправдываю ее во всех проявлениях, по-философски, без осуждения. Смерть уравновешивает негативные качества человека, которые тот проявляет при жизни, и допускает возможность, что именно они были теми качествами, за которые мы так сильно его любили. Быть может, в выражении «научись оправдывать людей» кроется глубочайший смысл?
Я говорила выше, что ожидала ее смерти. Ожидание здесь должно трактоваться как глубинное понимание человека: я знала ее и понимала, что она была готова умереть. Мама, ты всегда в моем сердце, ты никогда не стелилась перед людьми, открыто заявляла о своем нраве и приняла решение спокойно глядеть в лицо смерти и умереть вовремя.
«Некоторые люди важничают еще своею смертью, и даже самый пустой орех хочет еще, чтобы его разгрызли».
* * *
Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти.
Смена мерности
Что мы знаем о смерти? По факту, мы можем видеть, как прерывается физическая жизнь других людей. С ней дело обстоит так же, как с привидениями, о которых все говорят, но их никто не видел, а если и видел, то не может доказать. Нам остается только догадываться и изучать концепты о жизни после смерти, которые психологически сказываются на людях.
Религии и различные учения колоссально влияют на мировоззренческие установки. Концепция ад/рай влияет на моральный закон человека. Идея жизни после смерти влияет на организацию устоев. Мне кажется, здесь имеется подвох в том, кто же все-таки писал Священные Писания (на самом деле) и с какой целью? Не может ли оно быть «злом» под прикрытием «добра»? Не может ли быть тотальным оболваниванием умов под прикрытием морали? Постановка таких вопросов рождает вопрос: кому это выгодно? Ответы найдутся по ходу прочтения моих заметок дальше.
А пока остается думать, где же мы встретим последний рассвет, и испытывать благоговейный страх перед финалом (финалом ли?) жизни.
Мысль о смерти вызывает страх. Этот страх настоящий, оправданный, в отличии от других житейских страхов, где мы себя больше разгоняем, придумываем и моделируем различные предстоящие ситуации. Но вспомните, сбывалось ли на все 100 % то, что вы себе сочинили? Скорее всего, нет. Задумали что-то делайте, нет времени на длительный анализ (все равно все пойдет не по плану), и запомните, что «мысль делает нас всех трусами и вянет как цветок решимость наша».
Страх смерти присущ каждому человеку. Впервые о смерти мы слышим в детстве, когда видим плачь родителей, потому что умерли наши бабушка или дедушка, или же мысль о костлявой возникает, когда ребенок оказывается на кладбище.
В природе о смерти нам сообщают времена года. Осенью происходит увядание растений, исчезновение насекомых, отлет перелетных птиц. Присмотревшись к этим процессам, можно сказать, что природа обладает непоколебимым планом, цикличностью, идеей вечной жизни и смерти. У природы нет понятия справедливости. У нее другие задачи, более значимые и масштабные. Природа есть Универсум, она заботиться о том, чтобы мир был озарен солнцем, чтобы водные потоки не прекращали упрямствовать, чтобы горы будоражили сознание своей масштабностью, великолепием и выглядели при этом как пломбир с шоколадной крошкой. Природа холит и лелеет жизнь и тщательно, как самый усердный художник-натуралист, подходит к красоте, в которой есть гармония и функциональность. Сама суть природы справедлива, она намекает на саму ценность существования.