Стоит ещё отметить, что альбом появился очень вовремя. В мире тогда обозначился некий интерес к экстремально тяжелой музыке, вот почему «Reign in blood» попал в первую сотню американских чартов, что можно было расценивать как серьезный успех. Шутка ли трэш-альбом оказался на 94 месте Billboard?!
А ещё этот альбом стал коммерчески успешным. Разумеется, до тиражей Майкла Джексона или Pink Floyd «слесарям» было ещё дальше, чем до Луны, но по меркам трэш-сегмента, альбом продавался хорошо. Косвенно на это указывают и продажи в СССР уже весной 1987 года «Reign in blood» натащили в страну столько, что цены на него местами падали до 75 рублей. В те годы, некие, неизвестные до сих пор товарищи, очень хорошо зарабатывали на поставках дисков в Союз, используя также неизвестные каналы. Особенно это стало заметно в 1987 году, когда каждый новый альбом любой популярной группы появлялся у барыг не в единичных экземплярах, а буквально пачками. Ну а чего удивляться? «Лучший немец» Горбачев усиленно затаскивал СССР в «семью цивилизованных народов», вот почему западная масс-культура не встречала особых преград, без труда преодолевая пресловутый «железный занавес».
Так что когда некоторые «эксперты» утверждают, что в СССР невозможно было купить хорошие кассеты, аппаратуру или диски, над этим можно только посмеяться. Купить можно было всё, даже Slayer «Reign in blood» от обложки которого упал бы в обморок главный идеолог партии Михаил Андреевич Суслов, доживи он до 1986 года и до горбачевских «ветров перемен».
Но был у альбома «Reign in blood» один минус время звучания. Всего 28 минут, что маловато для полноценного лонгплея. С другой стороны, диск без проблем записывался на одну сторону кассеты С-60, так что кому минус, а кому-то плюс. Например, счастливым обладателям советских кассет МК-60, которых в 19861987 годах было немало.
На записи этого альбома мы с Димастым пусть и не озолотились, но отбили полностью те 95 рублей (и даже больше), что отдали за него свибловскому Пластиночку. От которого Димастый не только совершенно неожиданно узнал про существование «слесарей», но и про то, что его старший брат носит кличку «Сапог». Не самая приятная кличка, но хорошо хоть не «Лапоть» или «Валенок».
Глава 4. Подмосковные толкучки и «Горбушка».
После знакомства со свибловским Пластиночником, Димастый решил, что мы и сами с усами и вполне созрели для того, чтобы покупать диски на «толпе» или, как ещё говорили, «туче».
Какой смысл переплачивать всяким козлам, если можно диски брать из первых рук? резонно рассудил Димастый и после наступления нового, 1987 года мы начали готовится в первой в своей жизни поездке на подмосковную толкучку. Но можно было этого не делать, так как любители винила собирались в нескольких местах в самой Москве: в ГУМе, на «Маяковской», на Ленинском и Калининском проспектах, была парочка и других, менее популярных мест. Что касается Подмосковья, то «толпы» проходили либо в Малино, либо у платформы Левобережная и Новоподрезково.
Несмотря на то, что Димастый всегда был привык быть лидером во всех без исключения областях, некоторые наши одноклассники успели побывать на толкучках раньше нас. Так один из них Знайцев Егор, успел пару раз съездить не то в Малино, не то на Левобережной и приобрел там альбом Iron Maiden «Somewhere in time» (1986). Но обогнать Димастого ему удалось потому, что он располагал достаточными для покупки дисков ресурсами. Если быть точнее, то будучи сыном адмирала, Знайцев не испытывал недостатка в деньгах. Отец-адмирал очень любил своё чадо и периодически подкидывал «на жизнь» Знайцеву весьма серьезные суммы. Именно ему мы с Димастым, в конце концов, продали диск Slayer и именно у Знайцева через пару лет была самая большая коллекция винила из всех моих знакомых, стоимостью больше тысячи рублей. И это не считая купленного ему видеомагнитофона Panasonic NV-G12, деки Technics и винилового проигрывателя «Электроника Б104» который стоил 800 рублей.
Именно Знайцев посоветовал нам не брать с собой слишком много денег в нашу первую поездку на толкучку.
Кинут? насторожился Димастый.
Да нет, успокоил нас Знайцев. Просто потратите всё, что у вас будет.
И действительно, каждый раз приезжая на толкучки, я ощущал себя на каком-то карнавале жизни, во все глаза разглядывая невиданное ранее изобилие: сотни дисков, журналов, плакатов и тд. И очень жалел, что я сильно ограничен финансово, потому что купить хотелось едва ли не каждый второй увиденный диск, блоки кассет и десятки журналов. На толкучках глаза действительно разбегались во все стороны, но была тогда у этой изобильности одна крайне приятная особенность о которой также имеет смысл упомянуть.
И называлась она облавы.
Если честно, то до сих пор не могу понять, зачем родное государство пыталось бороться с подмосковными толкучками, устраивая бессмысленные и идиотские, по своей сути, облавы и погони за рокерами и металлистами? Отряжая под это дело десятки милиционеров и дружинников, которые вместо того, чтобы следить за порядком на улицах наших городов, гоняли по подмосковным лесам и полям сотни безобидных меломанов. Зачем, ради чего? Чтобы отнять диск «идеологически неправильного» Гари Мура или Led Zeppelin? Тем более, что в это же самое время прямо напротив Кремля и мавзолея Ленина, в ГУМе, из-под полы продавали практически любые пластинки. Того же самого Гари Мура и Led Zeppelin, да и много чего ещё.
Особенно жестким был разгон «толпы» в Новоподрезково, на которую мы, к счастью не поехали, но потом знакомые побывавшие там рассказывали, что милиция и дружинники, в прямом смысле, лютовали. Винтили всех без разбора и потом долго держали в «обезьянниках», как каких-то опасных преступников. Многим ещё и «телеги» по месту работы и учёбы отправили.
Вспомнить этот крайне негативный отрезок нашей истории, когда милиция гонялась по подмосковным полям за рокерами и металлистами, я считаю нужным потому, что уходит целое поколение тех, кто пошел в школу в середине семидесятых годов, а в середине восьмидесятых ездил на «толпу» и «тучу». Причем не обязательно кто-то уходит физически, многие уходят ментально, просто выкидывая из головы некий, подчас немалый, пласт воспоминаний, банально за ненадобностью. Ну а зачем помнить сколько советских рублей стоил на «толпе» в Малино в 1985 году диск, например, Iron Maiden «Powerslave»? Да ещё югославский. Кому эта информация сейчас нужна и интересна?
Но я думаю, что нужна. Ибо это, как не крути и что не говори, а часть нашей общей истории, истории зарождения и развития «металла» в СССР, а подмосковные толкучки, как и «Маяк» с «Горбушкой», были неотъемлемой частью этого развития. Про другие города экс-СССР я не говорю, так как банально мало знаю, что и как там происходило, но точно знаю, что свои «толпы» и «тучи» были практически в любом крупном городе.
Уверен, эта тема ещё ждёт своего серьезного исследователя.
К счастью, положение изменилось всё в том же 1987 году, когда в ДК им. Горбунова открылся клуб филофонистов «Рекорд», а через несколько лет рынок «Горбушка» и вовсе стал крупнейшим рынком аудио-видео продукции в Европе, а может и в мире.
Крестным отцом как клуба, так и всей «Горбушки» был инженер завода им. Хруничева Игорь Тонких. Именно при его активном участии был организован в принадлежащем заводу ДК им. Горбунова филофонистов «Рекорд». Председателем клуба стал известный гуру винила Борис Симонов, и поначалу клуб служил местом встреч коллекционеров грампластинок и всех тех, кто был неравнодушен к зарубежной музыке. Особенно к року и его более тяжелым производным.