Православный церковный словарь - Южин Владимир Иванович

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Православный церковный словарь файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Православный церковный словарь

Символы христианства почему их надо знать

Споры, развернувшиеся вокруг изучения основ христианской культуры в средней школе, показали, насколько глубокий клин в общество вбили 73 года разгула большевизма в нашей стране. Видные люди, общественные деятели, академики с мировым именем, которые в советские годы даже не задумывались, насколько «научны» были такие псевдонауки, как научный коммунизм или советская политэкономия, пользуясь тем, что в нашем обществе наконец-то воцарилась гласность, взялись предостерегать общественность о грозящей России опасности клерикализации. К счастью, здравый смысл все же возобладал, и наши дети теперь смогут изучать христианство и, возможно, обретут альтернативу культу насилия и алчности, который старательно насаждается в стране средствами масс-теле-культуры (кстати, против теле-культуры почтенные академики даже не думают протестовать).

Значение христианской культуры для всего человечества грандиозно и непреходяще. Придя на смену язычеству, христианство повернуло человечество на путь прогресса и гуманизма (хотя и оно на пути утверждения не было свободно от насилия в те жестокие века). Язычество в древние времена было всеобщим люди поклонялись миллионам богов, духов, ручьям, скалам и деревьям, душам умерших и собственным страхам до тех пор, пока в недрах одного народа не зародилось учение о едином Боге, Создателе Вселенной и всего в ней сущего. После этого началось поступательное развитие человечества. С течением времени веру в единого Бога подхватывали и другие народы, они объединялись или же разъединялись, но их совокупность породила нынешнюю цивилизацию нашей планеты. И подавляющее большинство ее населения верует в единого Бога. Во всяком случае их представляют две крупнейшие религиозные конфессии христиане и мусульмане. И хотя представители этих религий далеко не всегда уживались в мире между собой, но все-таки определенное равновесие им пока удается поддерживать.

Однако прогресс неумолимо бежит вперед, одаряя нас немыслимыми еще вчера благами вот недавно еще казалось роскошью просто послать телеграмму родственникам (приходилось идти за несколько километров на почту), а сегодня не роскошь уже видеомагнитофон и мобильный телефон с выходом в Интернет (а в нем таится множество соблазнов). И как нам в таком случае не утратить себя, свои основные нравственные ценности в такой бешеной гонке? Далеко не все сегодня озадачивают себя пониманием ценностей, символов и понятий своей религии. И это несмотря на то, что сегодня, казалось бы, открыты все пути к религиозному развитию человека, сняты запреты на посещение церквей, детей приглашают в воскресные школы, вот-вот будет введено преподавание Закона Божьего. Но невоцерквленный, то есть не приученный к постоянному взаимодействию со своей церковью, человек часто с трудом понимает ее требования, обряды, обычаи.

Выпуск настоящего пособия как раз и ставит своей задачей восполнить многие имеющиеся еще в сознании современного человека (и ребенка, и взрослого) пробелы в основных терминах и символах, обрядах и обычаях библейской и христианской культур. Предлагаемая книга составлена в форме словаря, по алфавиту, по простейшей методике от А до Я, и состоит преимущественно из статей профессоров А. П. Лопухина [А. Л.], Н. И. Барсова [Н. Б в.] и других специалистов, написанных ими для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» 1904 г. издания, которые, однако, до настоящего времени не устарели.

Использование электронного издания настоящей книги позволит читателю разобраться во многих непонятных для него вопросах и обрести свой путь к Богу, чего издательство от души ему желает!

А

Аббат

Церковный титул (от слова Abbas, отец)  почетный церковный титул, который начиная с V и VI вв. дается исключительно настоятелям монастырей и, таким образом, является названием церковной должности. То же название, только с женским окончанием, аббатисса (от лат. формы Abbatissa), стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.

Авва

Abba, т. е. отец, отче иудейское слово, перешедшее к христианам частью как обычное обращение к Богу, частью для обозначения почетных титулов духовных особ.

Авраамово лоно

Иносказательное или образное выражение для обозначения места, в котором души праведников наслаждаются покоем и блаженством. На языке раввинов «быть в лоне А.» означало блаженствовать после смерти. Иисус Христос употребил тот же образ в притче о богаче и Лазаре (Лк XVI, 2223).

Автокефалы

Самоглавы, или самостоятельные. Так в греческой церкви назывались епископы, хотя не сравненные с патриархами, но и не подчиненные ни одному патриарху, а совершенно самостоятельно управляющие.

Автокефальная церковь

Самоглавенствующая поместная православная церковь. Автокефальная церковь образуется с согласия государственной власти и канонически установляется признанием со стороны той церкви, из которой она выделилась. Являясь частями вселенской церкви, Автокефальные церкви пребывают в общении друг с другом как по единству верований, так и по основным началам устройства и управления.

Агиасма

От греч. agiasma святыня. Всякий предмет освященный может быть назван А.; но, в частности, это название присвоено святой воде богоявленской, почерпнутой в ночь Крещения Христова и освящаемой в православной церкви особым священнослужением.

Агнец Божий

В христианской, особенно в католической, символике «агнец божий (agnus dei) один из непреложных символов христианства. Его также полагают одним из аллегорических изображений самого Христа; таким образом, это символ чистоты, невинной, непорочной жертвы. Аллегорически он представляет любые чистые помыслы, справедливого, святой жизни человека или праведника.

Агнец пасхальный

Обряд иудейской Пасхи состоял из заклания и съедения пасхального агнца. Это священное торжество было совершено по особой заповеди Бога накануне исхода евреев из Египта.

Аграфена-купальница

23 июня, день памяти св. Агриппины и канун Ивана Купалы. В день Агриппины собирают траву купальницу и с вениками из этой травы и различными целебными травами идут в баню; купанье в реке сопровождается песнями. По возвращении едят обетную кашу, которая готовится с символическими обрядами. Прежде, по обету, варилась мирская каша для нищих. В этот же день умываются утренней росой.

Ад

См. Преисподня, Геенна, Шеол.

Адам и Ева

Прародители человеческого рода. (Адам по-еврейски человек, Ева Haviva, земля как мать всего живущего). В 1-й Моисеевой книге мы встречаем два указания на сотворение человека. Первое говорит, что Бог на 6-й день создал мужчину и женщину, по своему образу и подобию (Быт 1, 2630). Второе что Бог создал сперва одного человека (по-евр. adam) из земли (евр. adama) и поселил его в прекрасном саду, где находились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Еву Бог создал позднее, вынув ребро у спящего Адама (гл. 23). Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первых людей из рая, от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, а по христианскому сказанию на Голгофе.

Адвент

От лат. Adventus приход так называется в христианской церкви время, предшествующее празднику Рождества Христова. Это время у православных продолжается 40 дней, а у католиков и протестантов около 4 недель.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке