Нисколько лет тому назад, к священнику села К. приезжают двое неизвестных людей, с виду купцов, довольно подозрительной наружности; один из них, при огромном росте и атлетическом сложении, оказался необыкновенно сильным.
Они обратились к священнику с просьбою покормить у него лошадь и напиться чаю. Священник пригласил их во двор и попросил их в комнату. Великан стал хлопотать около лошади, а товарищ его, по-видимому, хозяин лошади, войдя в горницу, просил поставить самовар и вместе с священником стал пить чай, во время чаепития он подсыпал в самовар какой то порошок и на вопрос священника, что он делает, отвечал, что в комнате чувствуется тяжелый запах и потому не мешает подсыпать курительного порошка.
Так как выходящий из самовара дым противным не показался, то слова гостя казались вероятными. Между тем, купец по временам что то выпивал из находившейся при нем бутылки; священник полагал, что это у него ром или водка, тем более, что лицо купца делалось все краснее и краснее; за собой же священник не замечал, что он мало-помалу теряет сознание. Мать его, старуха лет 70, уже потеряла coзнание; а жена, будучи занята по хозяйству, входя и выходя из комнаты, сохранила долее самосознание, чувствовала только биение сердца, наконец, взглянув из спальни в комнату, увидала, что муж её дает деньги купцу, а тот просит еще и самовар, обещаясь отдать все на обратном пути, на что священник изъявляет согласие. Она хотела выйти из комнаты, чтобы позвать кого-либо из соседей; но, увидев в дверях великана, до такой степени испугалась, что лишилась чувств.
Великан не постоянно находился в комнате, но выходил на улицу и на двор, вероятно для наблюдения, чтобы не вошел кто из посторонних.
Вскоре оба незнакомца сели в телегу, взяв с собою деньги 10 рублей, самовар и еще кое-какие другие вещи. Священник машинально вышел их провожать и когда вдохнул в себя нисколько раз свежего воздуха, который, как он после сказывал, показался ему усладительным, самосознание и память стали ему возвращаться; тогда он бросился в комнату, нашел жену и мать почти в бесчувственном положении, отворил двери, спрыснул больных водою и с трудом привел их в чувство. Головная боль у него продолжалась около недели.
Подобного рода курения употреблялись во время всех веков и во времена могущества индийцев и римлян были в большом ходу, точно также, как и в средние века, при вызывании теней и духов, о чем мы еще скажем.
Колдунами злонамеренными чаще всего производится в наших деревнях удачное угадывание украденных лошадей и определение местности, где они находятся, посредством стачки с конокрадами. Хитрые обманщики помогают злодеям и негодяям ядовитыми зельями с намерением мщения за обиду и находят себе в нашем отечестве обильную профессию и хотя не всегда достигают своей цели, но чаще всего губят несчастных, награждая их такими болезнями, о которых даже городские врачи не имеют точного понятия.
Грубые поселяне со слишком поверхностным пониманием христианской любви и высокой христианской добродетели, считают себя уже добрыми христианами, если каждое воскреceниe сходят в храм Божий, мало, а иногда и вовсе не понимая славянского языка, на котором производится Божественная литургия; каждый год совершая св. Таинство покаяния и причащения, они думают, что тем, сдав ежегодно известные грехи, они совершенно освобождаются от ответственности пред Всемогущим, и предаются в течении года новым размолвкам, раздувая между собою бурю несогласий, пьянству и лени.
Между мужским поколением наших сел и деревень чаще всего происходит вражда из зависти бедного и ленивого, иногда мужика-пьяницы к достатку богатого и дельного крестьянина, или по злобе за притеснения, если богатый мужик теснит семью бедняка какими-нибудь требованиями и пр.
Между женским населением всего сильнее раздоры бывают из ревности, а иногда просто ложных подозрений и скорее всего вражда бывает между невестками, при чем младшей, как самой молоденькой, достается вся тягота крестьянского труда, отчасти из того, чтобы из лени всю работу сложить на нее и, так сказать, пораньше изнурить, а отчасти из досады к ее, разумеется, свежей красоте и молодости. Иногда ласковое слово деверя внушает его жене чувство ревности и избави Бог, если в самом деле, что либо похоже пробудится в сердце ее мужа. Много таких неприятностей встречается в семьях и оканчивается тем, что молодая женщина раньше времени от грусти, заботы и работы зачахнет, а иногда ее просто изведут недобрые люди. Часто такой поклёп на счет извода кладут на молодых мачех или злых свекровей. Да мало ли греха бывает, и стоит только пройтись пешком с научной целью вдоль и поперек России, чтобы наслушаться про всякого рода изводы.
Легенды о колдунах и ворожеях. Сношения с демонами; их смерть
В деревнях стоит только послушать, и много расскажут легенд про то, какие существуют наговоры и заговоры на можбу, какие существуют приворотные зелья, так как любовь бывает везде.
Примечания
1
Эсхатоло́гия система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.
2
Platon in Phoedon, т. I, стр. 78.
3
Cicero de Nat. Deodr. Кн. I., т. II, стр. 402.
4
Anaxagor. Ap. Plut. Deplac. Philos. к 1, кнт. т. 2, стр. 881.
5
Poetae minores Graeci. p. 458.
6
Дебарроль, де-Бароль (Adolphe Desbarolles, ок.1810 1885): фр. профессор хиромантии. «Вывел хиромантию из мира шарлатанства»
7
Звериное тело.
8
Dogme et rituel de la haute magie, pages 79 et 155.
9
Сhimie nouvelle par M. Louis Lucas, p. 282.
10
Table demeraude, «Изумрудная скрижаль».
11
Феспроти́я (греч. Θεσπρωτία) ном в Греции, в области Эпир. С запада омывается Ионическим морем. Столица Игуменица. Население 46 091 жителей.
12
Ambracia (иногда, Ampracia), город в древней Греции на территории современной Арты. Был основан как коринфская колония в VII веке до н. э.
13
Читатель, может быть, читал современный роман «На ножах» Стебницкого, в котором ложные взгляды и убеждения некоторых героев слишком развратили их души. Автор. (Уже в наши дни обнаружилось, что под именем Стебницкого выступал известнейший русский писатель, признанный в наши дни классиком, Николай Семенович Лесков. Роман «На ножах» был опубликован Н. С. Лесковым в 18701871 годах и обычно не относится к числу лучших произведений писателя, что признавали как его современники, так и сам Н. С. Лесков. Основной посыл романа состоял в жёсткой критике русского нигилизма, потворствующего, по мнению автора, криминальным и безнравственным личностям. прим ред.)
14
Воскр. Досуг, том VI, 137.
15
Перед этим