Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Христианство. Его термины, символы и атрибуты файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Христианство. Его термины, символы и атрибуты
сост. Владимир Южин
От издательства. Символы христианства почему их надо знать
Споры, развернувшиеся вокруг изучения основ христианской культуры в средней школе, показали, насколько глубокий клин в общество вбили 73 года разгула большевизма в нашей стране. Видные люди, общественные деятели, академики с мировым именем, которые в советские годы даже не задумывались, насколько «научны» были такие псевдонауки, как научный коммунизм или советская политэкономия, пользуясь тем, что в нашем обществе наконец-то воцарилась гласность, взялись предостерегать общественность о грозящей России опасности клерикализации. К счастью, здравый смысл все же возобладал, и наши дети теперь смогут изучать христианство и, возможно, обретут альтернативу культу насилия и алчности, который старательно насаждается в стране средствами масс-теле-культуры (кстати, против теле-культуры почтенные академики даже не думают протестовать).
Значение христианской культуры для всего человечества грандиозно и непреходяще. Придя на смену язычеству, христианство повернуло человечество на путь прогресса и гуманизма (хотя и оно на пути утверждения не было свободно от насилия в те жестокие века). Язычество в древние времена было всеобщим люди поклонялись миллионам богов, духов, ручьям, скалам и деревьям, душам умерших и собственным страхам до тех пор, пока в недрах одного народа не зародилось учение о едином Боге, Создателе Вселенной и всего в ней сущего. После этого началось поступательное развитие человечества. С течением времени веру в единого Бога подхватывали и другие народы, они объединялись или же разъединялись, но их совокупность породила нынешнюю цивилизацию нашей планеты. И подавляющее большинство ее населения верует в единого Бога. Во всяком случае их представляют две крупнейшие религиозные конфессии христиане и мусульмане. И хотя представители этих религий далеко не всегда уживались в мире между собой, но все-таки определенное равновесие им пока удается поддерживать.
Однако прогресс неумолимо бежит вперед, одаряя нас немыслимыми еще вчера благами вот недавно еще казалось роскошью просто послать телеграмму родственникам (приходилось идти за несколько километров на почту), а сегодня не роскошь уже видеомагнитофон и мобильный телефон с выходом в Интернет (а в нем таится множество соблазнов). И как нам в таком случае не утратить себя, свои основные нравственные ценности в такой бешеной гонке? Далеко не все сегодня озадачивают себя пониманием ценностей, символов и понятий своей религии. И это несмотря на то, что сегодня, казалось бы, открыты все пути к религиозному развитию человека, сняты запреты на посещение церквей, детей приглашают в воскресные школы, вот-вот будет введено преподавание Закона Божьего. Но невоцерквленный, то есть не приученный к постоянному взаимодействию со своей церковью, человек часто с трудом понимает ее требования, обряды, обычаи.
Выпуск настоящего пособия как раз и ставит своей задачей восполнить многие имеющиеся еще в сознании современного человека (и ребенка, и взрослого) пробелы в основных терминах и символах, обрядах и обычаях библейской и христианской культур. Предлагаемая книга составлена в форме словаря, по алфавиту, по простейшей методике от А до Я, и состоит преимущественно из статей профессоров А. П. Лопухина [А. Л.], Н. И. Барсова [Н. Б в.] и других специалистов, написанных ими для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» 1904 г. издания, которые, однако, до настоящего времени не устарели.
А
Ааронов жезл
История о жезле иудейского первосвященника Аарона прочно вошла в анналы иудейского и христианского символизма. Аарон был старшим братом Моисея и как представитель рода левитов, стал первым первосвященником у евреев и был наделен особыми функциями. Однако некоторые колена, недовольные его избранием, заявляли притязание на этот пост. Господь велел Моисею положить в скинии (см.) двенадцать жезлов всех князей 12 колен Израилевых. «И вот жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (Чис. 17:8).
Это навсегда утвердило достоинство Аарона и послужило утверждению левитов в их главенстве. В память этого события жезл Аарона навеки хранился в скинии, как святыня. Неоплодотворенное цветение стала причиной того, что в уже позже, во времена Средневековья миндаль стал символом девственности и чистоты.
У христиан чудесно процветший Ааронов жезл стал символизировать Богоматерь и в этом качестве часто встречается в иконографии, в миниатюрах, монументальной живописи, иконах.
Ааронов («судный») наперсник
Последующее иудейское священство пошло от сыновей Аарона. Их одежды украшались наперсником (или нагрудником). Наперсник был из золотой ткани с 12 драгоценными камнями. 1 й ряд составили рубин, топаз, изумруд; 2 й ряд карбункул, сапфир и алмаз; 3 й ряд яхонт, агат и аметист; 4 й ряд хризолит, оникс и яспис. На каждом камне было выгравировано название одного из 12 колен израилевых. К нему прикреплены и некие священные предметы Урим и Тумим (см.).
Он стал отличительным одеянием еврейского первосвященника; по верованию евреев, облачавшийся в этот наперсник получал свыше вразумление в сомнительных случаях.
Аббат
Аббат церковный титул (от слова Abbas, отец) почетный церковный титул, который начиная с V и VI вв. дается исключительно настоятелям монастырей и, таким образом, является названием церковной должности. То же название, только с женским окончанием, аббатисса (от лат. формы Abbatissa), стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.
Авва
Авва (Abba, т. е. отец, отче) иудейское слово, перешедшее к христианам частью как обычное обращение к Богу, частью для обозначения почетных титулов духовных особ.
Авель и Каин
Каин (ивр. от «кана», имеющего также значение «создавать»), в Пятикнижии старший сын Адама, убивший своего брата Авеля из зависти за то, что жертва скотовода-Авеля (а он жертвовал Богу молодых барашков и др. скот) была принята Богом более благосклонно чем не очень щедрая жертва земледельца Каина (Быт.4).
Обиженный на брата Каин убил его и тем самым положил начало склокам, зависти и раздору в среде всего человечества.
Позже он и другие сыновья Адама положили начало всем остальным народам Земли, но само имя «каин» стало словом символом злобного, завистливого человека, способного на подлость по отношению даже к самым близким людям.
Авраам
Авраам (первоначально Аврам) ветхозаветный патриарх и родоначальник еврейского народа, родившийся в городе Ур, в Северной Месопотамии, за 2040 лет до н. э. Живя среди языческого мира, он первый познал лживость служения идолам и постиг существование единого Бога, апостолом которого он и сделался. Чтобы испытать силу веры Авраама, к нему последовало повеление Божие принести в жертву сына Исаака на горе Мории. Авраам не колеблясь повиновался, но в самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на алтаре и Авраам занес уже нож, чтобы вонзить в сына, но ангел приостановил его и спас юношу.
Вскоре после события с Исааком умерла Сара. Авраам женился вторично на Кетуру, с которой прижил еще 6 сыновей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется самой Библией (Быт. XVII, 5) значение имени Авраама как «отца множества племен».
Авраамово лоно
Лоно Авраамово библейское выражение, означающее место блаженства праведников. Так, в евангельской притче о Богатом и Лазаре говорится, что последний по смерти блаженствовал на лоне Авраамовом (Лук. XVI, 23).