Если мы не просто обманщики и лицемеры, мы должны дать тот же обет, какой дала Тереза Авильская: любой ценой, при любых обстоятельствах делать то, что кажется наиболее правильным.
Существование зла не нужно доказывать, с ним никто не спорит. Оно само доказывает свое существование, яркую и ужасную реальность. Каждый, кто взглянет на сегодняшний мир, который рушится и разрывается, может увидеть работу зла. Любой сознает его жестокий деспотизм.
Назовите реальности жизни псевдонаучными терминами, встаньте в позу современного философа, станьте вежливыми, но холодными и равнодушными, понасмехайтесь со скептиком, отвергните все с одураченным материалистом, сыграйте любую роль, которую может сыграть человек, который боится посмотреть правде в глаза (факт остается фактом: есть только две первопричины в мире: хорошее и плохое, белое и черное, Бог и дьявол.
«Дьявол, говорит Ричард Бакстер[21], творит зло. А если он и делает добро, то это только для того, чтобы причинить еще большее зло».
Часто чтобы причинить нам вред слуги тьмы говорят нам правдивые пустяки, чтобы обмануть нас в более серьезных вещах.
Есть Всевышний Бог.
Но есть также и страшные силы зла, силы, власть которых кажется почти неограниченной, которые часто, кажется, побеждают, и радуются победе. Некоторые думают или притворяются, что думают, что зло это просто слепая, беспорядочная, нерешительная сила, которая не регулируется и является невменяемой, блуждающей энергией.
Конечно, даже самому ограниченному разуму должно быть понятно, что мировое зло мастерски управляется, очень точно планируется, очень умело направляется, слишком логично и безжалостно, чтобы сделать такие поверхностные объяснения. Есть замысел, есть дипломатия, есть коварство; есть военная хитрость и военные операции.
Фабер, говоря о «чрезвычайной многосторонности человеческой греховности» изящная фраза! многозначительно добавляет: «Много демонов в изобилии присутствуют в ужасном рассудке, который поддерживается не менее ужасной силой».
Зло, несомненно, поддерживает интеллект, гораздо более мощный, чем разум любого человека, громадный интеллект, величественный гений, который является Совершенным Злом, который неторопливо работает и терпеливо строит козни, неутомимо, непрерывно, для абсолютного зла и наслаждения злом, используя максимальную искусность и обман, а когда есть шанс (и человеческий талант с человеческой мудростью, используя человека-посредника, который говорит и действует как агент, но фактически является подневольным и жалким рабом. Этот злой интеллект, злой дух, известен нам под именами: Дьявол, Сатана, Люцифер, и многими другими.
Но давайте не будем забывать, что есть Всевышний Бог, Всемогущий Бог. Я не предлагаю обсуждать здесь очевидный вопрос, который сразу возникает. Этот вопрос описывает старина Даниэль Дэфо. Робинзон Крузо постоянно говорил своему слуге Пятнице, что дьявол враг Бога и использует все свои хитрости и умения, чтобы предотвратить добрые дела Провидения.
« Хорошо, отвечает Пятница, но ты же говоришь, что Бог такой сильный, такой великий. Разве он не такой же сильный и великий как дьявол?
Да, да, говорю я, Пятница, Бог сильнее дьявола, Бог над дьяволом
Но, говорит он опять, если Бог гораздо сильнее, гораздо могущественнее дьявола, почему Бог не убьет дьявола, чтобы он больше не делал зла?»
Крузо дает прекрасный и на этом уровне удовлетворительный ответ, хотя, возможно, его суждение не совсем совпадает с суждением Августина или Фомы Аквинского, потому что, как он сам признается: «Я был всего лишь молодым доктором».
О первом бунте в духовном мире, изначальном, самом древнем восстании, нам ничего не сказано, и несмотря на то, что мы размышляем над этим, суть этой тайны все еще не поддается нашему пониманию. До чего же важны и как загадочны, например, те несколько слов, которые мы встречаем в Священном Писании.
В трансцендентальном видении автор Апокалипсиса говорит: «И произошла на небе война. Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю и ангелы его низвержены с ним». Исайя, поэт и пророк, в иступленном восторге, в момент высочайшего экстаза с печалью сказал: «Как искусно ты упал с небес, о люцифер, сын утра!» И еще: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! И бесы повинуются нам о имени твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию». (Лука 10:1718).
Что было причиной этого падения? Мы не зайдем, я думаю, далеко при нашей человеческой ограниченности, если проследим ответ Иохима, аббата фиорского монастыря, который находится далеко в горах Калабрии[22], монаха, который большую часть своей молодости посвятил изучению Византии, который путешествовал в Сирию и общался со старым мудрым сарацинским[23] имамом, который провел полный великий пост в уединенном общении с духовным миром на Таборе[24], это та самая гора, на которой произошло Преображение Господне, который путешествовал из страны в страну, тщательно собирая знания и отделяя зерна от плевел.
Этого Иохима упоминает историк Салимбен Пармийский наряду с Мерлином, с Амальфеей, Сивиллой Кумской, с Михаэлем Скотом. Кстати, с тем же результатом мы можем процитировать Корнелиуса Лапиде, самого плодовитого и, возможно, самого эрудированного из толкователей Библии со времен Св. Иеронима[25]. Причиной падения того, кого звали Люцифером «носителем света» была гордыня. Гордыня это самый порочный, самый разрушающий и самый отвратительный из всех грехов.
Гордыня и желание власти. Давайте посмотрим на сегодняшний несчастный мир. Плодом гордыни является и нынешняя война[26].
Дракон пал и «хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю». Третья часть небесной иерархии стала иерархией ада, ангелами дракона. Слово «ангел» переводится как вестник, и как слышатся голоса многих ангелов вокруг небесного трона, так слышатся голоса многих ангелов вокруг трона ада, толпы слуг господина ада творят его волю и не останавливаются ни днем, ни ночью.
Одна треть небесных звезд, когда-то светлых ангелов, вестников Бога, теперь являются черными ангелами преисподней, демонами, темными вестниками несчастья.
Число их неизвестно. О них несколько раз упоминается в Священном Писании, когда излечивался чрезвычайно свирепый человек «одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах». В нем было столько нечистых духов, что когда ему сказали объявить свое имя бесы закричали хором: «Легион, потому что нас много».
Не было никогда ни в одной стране ученого-оккультиста, который бы не соглашался с существованием больших множеств и постоянно активных скоплений демонов.
Было бы и утомительно, и излишне приводить длинный список имен авторов, которые подчеркивали это. Один или два заменят всех остальных.
Ричалм, аббат Шонтральский (это в долине реки Некар на юго-западе Германии) в 12181219 гг. в своих лекциях много говорил о демонах, которым он приписывал все беды, общественные и домашние, большие и малые, которые выпадают на долю человека.
Мы помним, конечно, короля Джеймса I, который так проницательно замечает в своем труде по изучению демонов: «Есть три вида людей, которые с позволения Бога», подвергаются искушению и тревожатся дьяволом, «грешники за свои ужасные грехи подвергаются тому же, что причинили другим; праведники, которые спят и предаются греху или слабостям от недостатка веры, чтобы таким грубоватым способом пробудить их; и даже самые лучшие, чтобы испытать их терпение, как терпение Иова.