«Есть духи, которые созданы для мести, и в гневе своем приносят горькие муки». Так пишет Бен-Сира, «мудрый человек» (хакам)[32], в «Экклезиасте»[33] (XXXIX, 33).
Мы конечно же не можем дать совершенно точного описание мира духов, и многие люди верят, что сомнительные сообщения духов, которые так часто удивительно отражают реальные события, хотя чаще злонамеренно и умышленно вводят в заблуждения, происходят от бесплотного интеллекта, возможно человеческого, а возможно совсем неземной природы.
Сестра Анна Катерина Эмерич говорит нам, что есть «души, которые не находятся ни в небе, ни в чистилище, ни в аду, а бродят по земле и испытывают ужасные страдания», и есть также «странствующие духи, которые совершенно отличны от демонов, но которые могли бы быть подвергнуты суду».
Это, конечно, совпадает с учением Синистрари, который предполагает возможность существования разумных существ, обладающих духом и телом (в философском смысле), и которые отличны от людей.
Возможно существуют создания, наделенные разумным духом и телом, менее грубым и более тонким, чем человеческое. К ним можно отнести явления полтергейста.
Эти размышления ни в малейшей степени не заставляют нас усомниться в существовании полчищ демонов, в их активности, в связи с грешными людьми и в воздействии на человеческие поступки.
В Нагорной Проповеди нас наставляют: «Молитесь же так: Отец наш небесный избавь от лукавого».
Я думаю, найдется мало людей, которые будут отрицать, что декан Индж[34] должен считаться самым ярким представителем школы модернистов[35]).
В субботу 6 марта 1932 года, проповедуя в церкви Святого Марка на Норс Одли стрит на западе Лондона декан сказал: «Свободные теологи могут насмехаться и философы подшучивать, но это так. Мы не можем избавиться от дьявола».
«Избавь нас от дьявола» это правильный перевод. У меня нет ни капли сомнения, что христианам предписывается верить в реальную и злобную силу духов.
На конгрессе ученых несколько лет назад один из главных ораторов задал риторический вопрос: «Кто в наши дни верит в индивидуальность дьявола?» Затем он на мгновение замолчал и улыбнулся.
Голос до этого молчавшего человека был услышан четко и ясно: «Я верю». Это был голос покойного лорда Актона, считавшегося одним из самых великих ученых, если не самым великим ученым из всех ученых Европы того времени.
В письме прессе («Дэйли телеграф» и «Морнинг Пост», 21 июня 1938) м-р Е. Х. Блэйкни из Винчестера, широко известный автор с редкой эрудицией и элегантностью, объяснил достаточно ясно: «Для людей, которые объявляют и называют себя христианами, отрицать реальность и присутствие демонических сил совершенно несерьезно.
В Новом Завете факты приведены с безошибочной четкостью. Настоящие христиане должны верить в существование бесов, иначе как Господь мог изгонять их?
Страницы Нового Завета переполнены примерами, указывающими на то, что евангелисты были совершенно уверены в том, что «демонизм» или «бесовство» это не напрасно выдуманная вещь, а ужасная правда».
Джон Вэйсли в 1768 году писал в своем журнале: «Это правда, что в первую очередь английские, а также, действительно, и европейские ученые стали считать все сообщения о колдунах и призраках простыми бабьими сказками.
Мне грустно констатировать это, и я охотно пользуюсь возможностью выразить свой официальный протест против этого грубого комплимента, который делают те, кто верят в Библию тем, кто в нее не верит. Я им такую услугу не окажу.
Я знаю, что именно они являются первопричиной таких выкриков, которые мы слышим, и которые с такой дерзостью распространяются по стране противореча не только Библии, но и голосам самых мудрых и лучших из людей всех времен и народов.
Им прекрасно известно (знают это христиане или нет), что перестать верить в колдовство значит перестать верить в Библию. До последнего вздоха я буду приводить неверующим один великий довод в пользу существования невидимого мира: я считаю, что колдовство и призраки подтверждаются доказательствами всех веков». Таковы слова Джона Вэйсли.
Ведьмы и их атрибуты. Гравюра Ханса Бальдунга. 1510 г.
Я не сомневаюсь, что большая часть моих читателей и, вероятно, большая часть сегодняшнего человечества абсолютно не верит в существование колдовства, магии или гадания. Но какими бы недоверчивыми ни были самые мудрые критики, то, что было рассказано по этому вопросу, доказывает, что такие духи на самом деле существуют, и что тайные соглашения и договоры с ними в былое время были обычным делом.
Кажется, Блэкстоун достаточно убедительно доказал этот факт, когда говорил о законах прошлого, введенных в этой стране против чародеев и ведьм, а также тех, кто заключил тайное соглашение с духами. Те, кто не верят, будут не только отрицать и искажать многие важные отрывки Священного Писания, но и подвергать сомнению слова самого нашего Спасителя, и уличать во лжи авторов и ученых с самой чистой репутацией».
Так писал доктор Эбенезер Сибли в своем доме 1 по Верхней Титчфилд стрит, квартал Кавендиш. Его великая работа это толстая книга, состоящая из одиннадцати сотен страниц. Название труда соответствует его размеру: «Новое и полное объяснение оккультных наук или искусство предсказания будущих событий и случаев по взаиморасположению небесных тел». Произведение основывается на натурофилософии[36], Священном Писании, логике и математике. В нем ясно демонстрируются и доказываются труднопонимаемые теории звезд, магии, предсказания, заклинаний и общения с духами, растений, вопросы расчета времени рождения и астрологического предвидения будущего. Было написано также, что чтобы заниматься вышеперечисленным не требуется больших способностей.
Эта книга, которая нашим современникам кажется необычной, была впервые опубликована в 1790 году, я использовал десятое издание 1807 года. Книга состоит из четырех частей. Вот эти части. Части I, II и III посвящены долгому описанию астрологии.
Часть IV, которая часто отсутствует или содержит всего несколько страниц с вырванными иллюстрациями, известна под отдельным названием: «Черная магия. Эбенезер Сибли. Астро. Фило».
Она содержит: «Различия между астрологией и дьявольской практикой заклинаний. Методы, используемые для вызова и общения с духами. Примеры их договоров с грешниками. Отчет о призраках и духах, включая общее объяснение тайн колдовства, гадания, чародейства и некромантии». Все это написано на основе серьезных и усердных исследований, с использованием реальных примеров и практики.
Интересна ссылка Сибли на Блэкстоуна как на авторитетный источник. Сэр Вилльям Блэкстоун (17231780), профессор из Оксфорда, был самым видным юристом в Англии своего времени. Будучи генеральным советником королевы он отклонил свое назначение на должность главного судьи по гражданским искам в Ирландии, и на должность министра юстиции в Англии.
Его «Комментарии по праву Англии», первый том которых появился в 1765 году и за которым вскоре последовали 3 других, пользовались неоспоримым авторитетом.
Мы вынуждены считаться с авторитетным мнением такого выдающегося человека. Очень глупо, но акт короля Джеймса I против колдовства был отменен на девятый год правления Георга II в 1736 году и колдовство перестало быть установленным законом правонарушением или (по английскому праву) оскорблением церкви.
Эбенезер Сибли один из первых теоретиков колдовства
Когда Блэкстоун писал тридцатью годами позже, он был вынужден осторожно выбирать слова. Он не должен был нарушить его величество Закон, ставя под сомнение недавнюю отмену труда государственных деятелей и юристов, которые еще жили и пользовались почетом и уважением. Но почитав Блэкстоуна между строк можно было легко понять его убеждения.