Эддисон замечал в издаваемом им с Ричардом Стили журнале «Спектейтор» в июле 1711: «Я верю в общем, что есть такие вещи как колдовство. Но в то же время я не могу доверять ни одному отдельно взятому примеру».
Это тонкое и изящное мнение часто цитировалось с большим восторгом как убеждение «здравомыслящего человека», но, вероятно, Эддисон мог взять в качестве своего девиза и такое рифмованное двустишье Герцога Букингемского:
Двойная ставка в пари, то есть на обе стороны, подразумевает выигрыш в любом случае. На самом деле Эддисон говорит: «Я не собираюсь полностью отрицать, что такая вещь как колдовство могла бы быть и может быть. Но, заметьте, я не верю, что такие вещи когда-либо существовали».
Такая работа на два фронта очень грязный трюк, но, кажется, его использовало достаточно большое число писателей. Снова и снова мы встречаемся с этой хитростью, иногда сделанной тонко, иногда бестолково.
Это старый трюк, но он хорошо срабатывает. Особенно это имеет отношение, например, к отцу Герберту Тёрстону, из Общества Иисуса[37], о котором монсиньор[38] Барнес так правильно писал: «Никто не будет отрицать его образованность или сомневаться в его честности Но к сожалению он обычно подходит к вопросам такого рода (сверхнормальным явлениям), с очень большим скептицизмом».
Этот скептицизм, позволю себе сказать, в нескольких случаях извращал его суждение и вел к заключению, не подтверждаемому доказательствами, которые были перед ним.
Жалко, что так много этих рационализирующих исполнителей выглядят совершенно невежественными, когда спотыкаются, в то время как восхищенная ими публика не подозревает, что маэстро потерял равновесие и шлепнулся.
Сэр Вильям Блэкстоун, я в этом уверен, благоразумно и намеренно делает специальную ссылку на Эддисона, самого талантливого эссеиста, и при этом самого недалекого философа.
Но дело на этом не заканчивается. В своих «Комментариях» (изд. 1765 года, том 4, стр. 60) Блэкстоун утверждает, мы можем тщательно рассмотреть его слова: «Отрицание возможности, нет, действительного существования колдовства и чародейства, откровенно противоречит Словам Божиим в разных местах и Ветхого, и Нового Заветов, а также доказательствам, имеющимся у всех народов мира, выраженным либо в конкретных примерах, либо в юридических запретах, которые, по крайней мере, предполагают возможность общения со злыми духами».
Ученый Пьер Мамор, который был каноником кафедрального собора Св. Петра и ректором Университета Пуатье[39] до конца XV столетия, проницательно замечает, что это как минимум знаменательно, что так много тех, кто с насмешкой отрицают существование дьявола и сами же доказали, что находятся под влиянием дьявола и являются его ярыми поборниками. В самом деле верно сказано, что убеждение человека в том, что дьявола не существует это самая великая его (дьявола) победа.
Один выдающийся, но очень неосновательный проповедник прославился тем, что постоянно говорил с кафедры: ведьм нет, нет агентов тьмы и что колдовство это просто басни. Никто не удивился, я думаю, когда выяснилось, что этот парень был на самом деле одним из главных членов и магистров братства колдунов. Он даже признался, что дал обещание нечистому духу всегда проповедовать в таком атеистическом ключе. Так он и делал.
Абрам Палиньи приобрел очень дурную репутацию защитника колдунов, его современники более чем подозревали, что он являлся членом этом ужасного сообщества.
Король Англии Джеймс I был несомненно прав, когда в «Предисловии к читателю» перед его «Демонологией» (1597 г.) назвал скептика Реджинальда Скотта простым бессодержательным саддукеем, «ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа». (Деяния апостолов 23:8).
Не был автор-король далек от истины и когда без колебаний сказал, что Иоганн Вейер, который публично извинялся перед колдунами, «откровенно признает, что он и сам является представителем этой профессии».
Где Ебенезер Сибли немного заблудился, так это в утверждении, что он преуменьшает число тех, кто благодаря опыту, эксперименту или здравому смыслу искренне убеждены и утверждают не то что вероятность, а реальность и ужасную силу колдовства.
«Отец английского права», сэр Эдвард Коук (обычно называемый лордом Коуком), определяет колдуна как «человека, который встречается с дьяволом, чтобы посоветоваться или что-то сделать».
«Колдун это тот, кто посредством общения и тесного сотрудничества с дьяволом предумышленно и с очень твердым намерением стремится достичь его цели».
Я привел это определение здесь, в начале, потому что это не только важный материал, необходимый для полного понимания моей книги, но еще и потому, что оно объясняет и делает совершенно резонными различные законы христианских стран, направленные против колдунов, а также потому, что до этого не было приведено ни одного точного определения колдунов теми, кто писал о колдовстве, в то время как такое точное определение является необходимой основой любой дискуссии. Нам должны быть полностью понятны термины, которые мы используем. Вернемся к определению. В нем я хочу особенно подчеркнуть слова: «предумышленно и с очень твердым намерением.
«Причина в том, что колдун по своей воле и хотению намеренно ищет связи с дьяволом, поддерживает и использует злого духа».
Так Бодин начинает свой знаменитый труд «Демономания», впервые опубликованный в Париже в 1580 году. Жан Бодин, который родился в Анжерсе[40], умер от чумы в Лаоне[41] в 1596.
В Тулузе он занимал должность судьи по гражданским делам, и там он стал таким популярным, что вскоре был приглашен в столицу. Он вовсе не был фанатиком или слепым приверженцем, его суждения были общеизвестно терпимыми и непринужденными, из-за чего волнения в Варфоломеевскую ночь 1572 года ему не были страшны.
Тем не менее, в целях безопасности, он уехал в провинцию, где и остался. Габриэль Нод, главный библиотекарь внушительной библиотеки кардинала Мазарини, не боялся говорить о Бодине как о «первом человеке Франции (Ce premier homme de la France)».
Галларн ставил Бодина как политического философа в один ряд с Аристотелем и Маккиавели. Как историк, считал Бакл, он превосходил Комминеса[42], и был равен, если не превосходил, Маккиавелли.
Говорить о Бодине, Данаэусе и Инститорисе, как о книжных червях (ученых-теоретиках), коими предыдущий автор, которому некоторые аплодировали как знатоку, откровенно и легкомысленно их назвал, это полнейший абсурд.
Этот автор искусно оставляет себе место для отступления и при малейшей критике будет заявлять, что эти три человека, которых он назвал, являются выдающимися учеными, сведующими в оккультной науке. Но смысл его текста абсолютно другой. Он подробно останавливается на том, что он называет «развитой системой» колдовства, «суперструктурой», созданной «изобретательностью юрисконсультов, философов, теологов и инквизиторов».
Нет никакой подобной искусственной «суперструктуры». Колдовство, конечно же, может иметь много аспектов и может быть обсуждаемо с разных ракурсов, но основная составляющая, будь это английское или континентальное колдовство, одна и та же.
Эта составляющая союз и связь со злыми духами, из которой следуют преследование греховных целей, греховные страсти: месть, желание роскоши и власти, жадность. Эти цели достигаются при посредничестве и участии злых духов. Достижение их неизбежно включает в себя причинение вреда людям, нанесение телесных повреждений, разрушение вещей, например: уничтожение кораблей, домов, урожая, нанесение увечий скоту и другим животным, поджоги; разжигание вражды и раздоров; покрытие плесенью еды, окисление напитков; домашние ссоры и перебранки; заражение людей необычными болезнями; инфицирование, отравления, распространение болезней и эпидемий, и даже смерть.