Рис. 2. Шут (по рисунку Гольциуса)
Большей частью, такой шут походил на Эзопа, как им его изобразил Плануд. Чем более он был безобразен и уродлив, тем большим успехом он пользовался; и чем более хозяева замка ласкали и баловали такого шута, тем более его ненавидели пажи и прислуга; но за то и шуты хорошо умели мстить за себя, выбирая и пажей и прислугу мишенью для своих шуток и острот. Если какой-нибудь шут недостаточно хорошо знал свое ремесло, то ему давали учителя, который обязан был его усовершенствовать в этом искусстве. «Шут, живущий в знатном доме, говорит Жакоб в своем «Рассуждении о шутах французских королей», воспитывался с таким же старанием, с таким же трудом и такими же издержками, как и ученый осел К нему приставлялся наставник Он должен был заучивать прыжки, поговорки, прибаутки, песенки. Часто случалось, что если он дурно приготовлял свой урок, то его стегали ремнем и затем отправляли обедать на кухню, вместе с поварятами.
Taкиe шуты часто принадлежали к одному семейству, так как их ремесло переходило по наследству от отца к сыну; были даже целые династии шутов. Библиофил Жакоб, упоминая о Гильоме Бушэ, приводит при этом очень интересные подробности, Здесь речь идет об одном идиоте, появившемся на свет Божий.
«Этот слуга происходил из такого рода и из такой семьи, где все отличались глупостью и веселостью; кроме того, все те, которые рождались в этой семье, откуда происходил этот слуга, отличались также глупостью и оставались такими на всю жизнь; вся знать брала себе шутов из этой семьи, так что ее глава получал большие деньги. Подобное преимущество, конечно, унижает человеческое достоинство.
Рис. 3. «Похвала Глупости», из книги Эразма Роттердамского (Рис. Гольбейна).
Некоторые из этих шутов были, однако, люди с сердцем. Под их плащом шута билось действительно прекрасное сердце; это же сердце точно так же, как и сердце их повелителей, разрывалось на части от страданий. Трибулэ, которого изобразил Виктор Гюго в своей пьесе «Король забавляется», вовсе не похож на настоящего Трибулэ, как это мы докажем в следующей главе; но он может сойти за бессмертный тип тех шутов, которых, вероятно, было достаточно и которые, под тяготением всеобщего презрения или терзаемые какою либо печалью, должны смеяться по обязанности в то время, как их глаза, готовы были наполниться слезами, или когда их душа была исполнена негодования и отвращения!
Однако, шуты появлялись не только в замках знатных вельмож, но даже попадали во дворцы коронованных особ; здесь-то, быть может, появлялись наиболее замечательные шуты; но что еще более удивительно, что подобные шуты встречались и в монастырях; некоторые духовные лица любили развлекаться выходками шутов и скоморохов. Об этом факте упоминается в документах, собранных в XVIII столетии одним немецким юрисконсультом Гейнеке и бенедиктинцем Мартэном. Гейнеке упоминает об одном запрещении 789 года, в силу которого, духовным лицам не дозволялось держать шутов, охотничьих собак, соколов и стремянных. Однако, не смотря на все эти запрещения, шутовство и скоморошество не прекращалось.
Рис. 4. «Шут», из коллекции Геннена.
Доказательством этому может служить «Празднество Глупцов», которое продолжалось до XVI столетия. Ученый дю-Тильо в одном из своих сочинений, изданном в Лозанне, в 1741 году и озаглавленном «Мемуары, которые могут служить для истории «Празднеств Глупцов» которые справлялись при многих Церквах» и, дает интересные подробности относительно этого странного обычая.
По дю-Тильо, празднество глупцов берет свое начало от Сатурналий, которые праздновались в Риме: во время этого празднества слуги надевали одежды своих господ и садились вместе с ними за стол, в воспоминание о золотом веке, когда все были равны. Когда язычники приняли христианство, то им было очень трудно отвыкнуть от этих празднеств, исполненных такого неподражаемого веселья. Епископы, для облегчения перехода из одной религия в другую, допустили в новой церкви такого рода празднества, во время которых причетники открыто совершали богослужение, как в древних сатурналиях, слуги садились за стол вместе со своими господами. Однако, подобное веселье скоро перешло границы приличия, так что духовные власти вскоре же и запретили подобные празднества. Св. Августин в своей проповеди «De Tempore» начале V столетия и Толедский Собор в 633 г. также запретили эти празднества, по это не имело ycпехa, потому что они все еще продолжались в течение нескольких веков. Праздник глупцов обыкновенно справлялся на святках и в особенности в день Нового Года. В кафедральных соборах, в день назначенный для этого праздника, причт выбирал из своей среды епископа Глупцов и посвящение его в этот сан сопровождалось целым рядом шутовских обрядов. Когда посвящение было совершено, то епископ Глупцов совершал богослужение с митрою на голове с посохом и епископским крестом в руках. В церквах, которые находились в прямой зависимости от папского престола, избирался не епископ Глупцов, а папа Глупцов; в монастырях избирался аббат или аббатиса. Замечательно то обстоятельство, что все эти папы, епископы и аббатисы дураков, пользовались своим недолгим, пребыванием в сане, и выбивали в свою честь медали и жетоны и даже чеканили (из олова или другого сплава) шутовскую монету со своими изображениями. Новоизбранного епископа, папу пли аббата, окружала целая толпа мелких причетников, переодетых в женские платья, в масках с гудками и волынками в руках. Вся эта толпа пела неприличные песни, кричала во все горло, ела колбасу и сосиски, словом, эти люди вели себя, как помешанные: они играли в кости, в карты, гоняли по всей церкви чад от кадильниц, в которые вместо ладана были положены обрезки старых подошв.
Рис. 5. Свинцовый жетон Патриарха невинных
Этот праздник заканчивался катаньем в навозных телегах по всему городу, причем клирики потешались тем, что бросали горстями навоз в прохожих.
В некоторых епархиях, в особенности в Рейнской, многие епископы принимали участие в особого рода увеселениях, которые назывались, как и во время Горация «Декабрьской свободой». Этот факт хотя и кажется уже слишком странным, но тем не менее, он подтверждается многими документами, собранными дю-Тильо в его мемуарах.
Однако, не следует думать, что этот праздник глупцов одобрялся только наиболее молодыми и наименее серьезными духовными лицами. Один ученый, по словам Герзона[17], даже поддерживал такого рода мнение, что подобная церемония была так же приятна Богу, как и празднование Благовещения Пресвятой Девы.
В некоторых местностях праздник глупцов соединялся с праздником ослов или с разными другими увеселениями; это доказывало, что в средние века, церковь не всегда предавала шутовство анафеме. К празднику глупцов присоединялся тоже еще и праздник ветвей, состоявший в том, что причетники целой процессией отправлялись 1-го мая в лес епископа. На обратном пути они шумели и кричали, заставлял одних прохожих прыгать через помело, а других танцевать и петь. Такая балагурная церемония продолжалась от 28 го апреля по 1-е мая. В промежутках между службами каноники играли в кегли, под сводами церкви или давали там представления и концерты.
Но еще было хуже того, когда один каноник, по имени Бутейль, который около 1270 г. установил особого рода службу, называемую «obit»[18]; он ставил на клирос пять бутылок вина для певчих, принимавших участие в этой службе. С тех пор, во время этого празднества певчие постоянно напивались допьяна. Во время питья вина певчие пекли еще особого рода пирожки, которые назывались мордобойки (casseinuseaux); их называли так потому, что тот, кто подавал такие пирожки, грубо бросал их в лицо другим.