Рис. 10. Шутовской герб (по рис. Генриха Гоудиуса)
Конечно, эти бродячие шуты носили самые разнообразные костюмы, которые, только за исключением некоторых общих атрибутов, мало отличали их от обыкновенных людей; правда они одевались в самые пестрые лохмотья, как обыкновенно одеваются уличные фигляры. Что же касается до тех шутов, которые состояли при особе или коронованного лица, или какого-нибудь вельможи, то для них шили особый «костюм шута» всегда почти одинаковый, хотя тут и была некоторая разница в деталях. В одной небольшой поэме XV века, где каждое сословие выражает свое желание, то и шут, между прочим, говорит: «Я желаю прежде всего такие вещи, которые мне грезятся и день, и ночь: во-первых, я хочу иметь хороший жезл и колпак с большими ушами и такими побрякушками, которые гремели бы на славу; я забуду о всякой тоске и печалях, а буду танцевать на полу и в кустарниках, и у меня будет такой хороший аппетит. что я стану опустошать котлы и бутылки и за все это получу последнее сокровище саван».
Отличительный атрибут каждого шута это был его шутовской жезл (marmotte); это было нечто в роде жезла с головою в пестром полосатом колпаке с бубенчиками.
Слово «мармот» это сокращенное от Mapии. Кроме того, на голове шута всегда был надет остроконечный колпак с бубенчиками и с длинными ушами; именно этот колпак и составлял характерное отличие шута.
Рис. 11. Одежда шута. Башмаки с бубенчиками
На одной из старинных гравюр, взятой из одного немецкого сочинения, под заглавием Schelmenzunft (сонмищe шутов), изданной в 1572 году, изображен шут в колпаке, остроконечности которого загнуты одна на правый бок а, другая на левый; на шее у этого шута привешено нечто в роде салфетки, из которой он вынимает маленьких шутов; у этих последних или только одна голова или один бюст; большой шут сеет их по деревне; такие зародыши шутов должны вырасти и потом узнают друг друга, как и самого сеятеля, по знаменитому колпаку, с тою только разницею, что у маленьких остроконечности стоят прямо наподобие ослиных ушей.
Рис. 12. Сеятель глупцов
Что же касается самого костюма шута, то он состоял из жакетки, вырезанной острыми углами; на эту жакетку надевалась деревянная золоченная шпага, а иногда и раздутый свиной пузырь, наполненный сушеным горохом; такой пузырь привязывался к небольшой палочке. Это именно и есть те подарки, которые Панург преподнес Трибулэ, как это рассказывается в III книге, гл. XLV «Пантагрюэля». Панург, по своем прибытии, дал ему свиной пузырь, который очень громко бренчал, потому что был наполнен сухим горохом, затем вызолоченный кусок дерева, потом черепаховый ягдташ и наконец бутылку хорошего бретонского вина в ивовой плетенке и четверик яблок. Трибулэ опоясался шпагою, надел ягдташ, взял в руки пузырь, съел часть яблок и выпил всё вино.
Рис. 13. Шут в парадном дурацком костюме
Панург с любопытством посматривал на него и сказал: «Мне еще никогда не доводилось видеть шута и вряд ли удастся видеть такого, который не пил бы вина большими глотками и с особыми удовольствием. Следовательно, употребление вина также составляло необходимую принадлежность шутов.
Кроме того костюмы шутов имели и свои определенные цвета, а именно: смесь желтого с зеленым. Эти оба цвета в средние века не пользовались хорошей славой. На банкрота надевали шапку зеленого цвета; на каторжника, отправляемого на галеры, надевали колпак зеленого цвета. Желтый цвет, в средние века, считался символом бесчестия, презрения и низости. Так, например, палач клеймил дом осужденного, совершившего преступление или оскорбление величества, печатью желтого цвета. Затем в 1254 г. Арльский собор постановил, что жиды должны отличаться каким-нибудь внешним знаком от христиан; тогда Людовик Святой издал указ, чтобы они носили на животе лоскут материи желтого цвета.
Шуты также стали носить костюмы желтого и зеленого цветов; это продолжалось до XVII столетия. М. А. Шеруэль рассказывает в своей «Истории монархической администрации во Франции», что 9-го января 1614 года некто Верто, казначей в Шалоне, был увезен ночью четырьмя всадниками, принадлежавшими к дому герцога Неверскаго и был отправлен в Кассин, принадлежавший герцогу; там, за то что Верто донёс о совершенном упомянутым герцогом злоупотреблении властью (он был губернатором Шампани), несчастного одели дураком, посадили на осла и возили по Кaccину и его окрестностям. Г-н де-Верто в своем прошении королю описывает, что это был за дурацкий костюм, в который его нарядили:
«Начальствующий в Кассиие сказал, что получил приказание от герцога надеть на вас то платье, которое он нам показал и которое состояло из саржевых полос наполовину желтого и зеленого цветов; зеленые полосы были обшиты желтыми позументами, а желтые полосы зелеными. Между полосами была вшита желтая и зеленая тафта, как и между позументами. Один чулок был из зеленой саржи, а другой из желтой; затем колпак был также наполовину желтого и наполовину зеленого цвета и с длинными ушами»
Рис. 14. Шут, везущий Силена.
(Из коллекции Эстергизи в Пемсте. Набросок Альберта Дюрера)
Иногда весь костюм шута делали из материи красного цвета или же его делали из сочетания трех цветов: красного, зеленого к желтого, но это уже являлось только исключением. Но желтый и зеленый цвета постоянно встречались в одежде шутов и могли действительно назваться цветами глупости.
Следовательно, жезл, остроконечный колпак с ослиными ушами и бубенчиками, красная пли желтая жакетка составляли, как бы ливрею для шута и не только для домашних шутов, но также и придворных и городских шутов, народных и даже для целых ассоциаций шутов, о которых мы будем говорить ниже.
Глава III. Придворные шуты
Придворные шуты в древности. Официальные шуты во Франции. Сеньи Иоган Иоган Арсемалль Миттон. Тэвенин де-Сен Лежэ. Большой Иоган. Гэнселэн-Нон. Видьон. Шуты Карла VII, Людовика XI и Карла VIII.
Шуты встречались, и в замках вельмож, и у епископов в их дворцах; тем более короли и королевы, принцы и принцессы также держали при себе шутов, так как это было в большой моде в то время.
Сноски
1
Фуртьер жил в XVII в. (1628 1688); он составил словарь, после издания которого лишился звания академика. Этого ученого обвинили в том, что он воспользовался трудами членов академии и издал словарь только под своим именем. (Здесь и далее, кроме особо оговоренных, все примечания авторские).
2
Менаж был современником Фуртьера.
3
Сомоз. Комментарии на книгу Тертюльена. озаглавленную «De Pallio» стр 298. Сомоз так же. как и Казобон считались первыми учеными XVII века; хотя оба они были протестантского вероисповедования, но это нисколько не мешало католическим государям приглашать их к своим дворам.
4
Жерар Жан Воссиус, был родом немец и также современником Менажа и Фуртьера. Он оставил много сочинений: его сын Исаак Воссиус также считался известным ученым и даже несколько затмил славу своего отца.
5
См. Литтрэ «Dictionnaire de la langue française» слово Bouffer, т. I, стр. 385, 1-ый столбец.
6
Иногда Эразма называли Вольтером XVI века Действительно, это был один из самых ученых и самых умных людей своего времени, одним из выдающихся писателей той эпохи. Лев X, Генрих VIII, Франциск I и Карл V старались наперебой привлечь его к своим дворам; но он отказывался от самых блестящих предложений, желая сохранить совершенно независимое положение; он объездил большую часть Европы и наконец поселился у своего друга Мартина Фробена, известного типографщика в Базеле.