Вскоре после события с Исааком и Сара, в возрасте 127 лет. Авраам женился вторично на Кетуру, с которой прижил еще 6 сыновей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племен, чем и объясняется самой Библией (Бытия XVII, 5) значение имени Авраама как «отца множества племен».
Память 9/22 октября.
Аврамий
Аврамий, еп. Арвильский свщмч. пострадал во время гонения на христиан в Персии при царе Шапуре II[8]. Когда святого принуждали отречься от веры и поклониться солнцу, он ответил: «Какое безумие оставить Творца и поклоняться твари! Солнце не есть ли творение Бога моего?» После этого его жестоко били и истязали. Во время мучений святой молился, повторяя слова Спасителя: «Господи, не вмени им греха, ибо не знают, что делают!» Был обезглавлен мечом в селении Фелман.
Память 4/17 февраля.
Авраамий Болгарский мч., Владимирский чудотворец
Род. в XIII в. в Камской Булгарии[9] и был воспитан в исламской вере, которую исповедовали его соотечественники. Будучи человеком со средствами, он занимался торговлей, был пристрастен к суетным благам и чувственным удовольствиям, оказывал гостеприимство странникам и нищим.
Но однажды Аврамий убедился в истинности христианской веры и стал христианином. Исповедуя христианство, он был непоколебим в правилах учения и за это пострадал от рук своих соотечественников. Когда он приехал для торговли в их столицу «великий град Болгары», его склоняли и потом принуждали отречься от Христа. На эти угрозы Аврамий отвечал отказом. Тогда болгары, рассвирепев, заточили его в темницу дней, а затем, видя его непреклонность в вере, отсекли ему сперва руки, потом ноги и голову. 1 апреля 1229 г.
Вскоре после кончины Аврамия город Болгары почти весь выгорел. Русские летописцы говорят, что эти пожары Господь посылал в наказание за неповинную кровь святого.
Память 1/14 и 16/19 апреля.
Авраамий прп. Галичский, Чухломской
Авраамий прп. Галичский, Чухломской жил и подвизался в XIV веке в обители прп. Сергия Радонежского. После долгих лет искуса он был удостоен священного сана. В 1350 г. удалился в Галичскую страну, населенную чудскими племенами. Поселившись в пустынном месте, Авраамий по откровению перешел на гору, где обрел сиявшую неизреченным светом икону Божьей Матери. О явлении иконы стало известно галичскому князю Димитрию, который и просил преподобного принести ее в город. В Галиче Авраамий был встречен князем и сонмом духовенства. От этой иконы совершились многочисленные исцеления. Князь Димитрий дал Авраамию средства на сооружение храма и Покровского монастыря близ Чухломского озера, на месте явления иконы.
в 1375 г., за год до кончины передав настоятельство своему ученику Иннокентию. Прп. Авраамий считается просветителем Галичской страны.
Память 20 июля / 2 августа.
Аврамий затворник прп. и Мария блаж.
Аврамий и его племянница блаж. Мария, подвизавшиеся в селении Хидана, близ города Эдессы, были современниками и соотечественниками прп. Ефрема Сирина (см), который впоследствии написал об их жизни. Аврамий в расцвете лет покинул родительский дом и поселился в пустынном месте, вдали от мирских соблазнов, проводя дни свои в беспрестанной молитве. Вскоре вера его подверглась серьезному испытанию: он был назначен пресвитером в одно из языческих селений Месопотамии. Три года, не жалея сил, трудился он над просвещением язычников. Он разрушил языческий храм и построил храм Божий. Смиренно переносил поругания и даже тяжкие побои от сопротивлявшихся идолопоклонников. Результатом этих трудов было то, что язычники приняли христианство и прп. сам крестил их. Выполнив этот долг, Аврамий вновь удалился в свою пустынь. ок. 360 г. после 50 лет подвижнической жизни.
Его племянница прп. Мария, выросла, назидаемая его духовными наставлениями. Но на 27 году жизни она, оставив свою келью, ушла в другой город и начала распутную жизнь. Узнав об этом, прп. Аврамий оделся в воинские доспехи, чтобы не быть узнанным, и отправился в город. Он разыскал племянницу и привел ее к покаянию. Прп. Мария вернулась в свою келью и всю дальнейшую жизнь провела в молитвах и слезах раскаяния. Была удостоена даром исцеления болезней. Она скончалась через пять лет после прп. Аврамия.
Память 29 октября /11 ноября.
Авраамий, еп. Каррийский
Жил в сер. IV и нач. V вв., был родом из города Кира. В молодые годы поступил в монастырь. Затем он избрал для своих подвигов Ливанские горы, где и жил отшельником. Претерпел много нападок от язычников, хотевших изгнать его из своих мест. Христиане жители этого селения построили церковь и усердно просили св. Авраамия принять священство и стать их пастырем. Утвердив в вере свою паству, Авраамий оставил им вместо себя другого иерея, а сам вновь ушел в монастырь. За высокое благочестие он был поставлен еп. Каррийским. Он непрестанно учил своих подопечных праведной жизни, подавая им пример воздержания. Имп. Феодосий Младший[10] пожелал видеть его и пригласил к себе. Прибыв в Константинополь, св. Авраамий вскоре . Останки его были торжественно перенесены в город Карр и там преданы погребению.
Память февраль 14/27.
Авраамий Мирожский прп.
Строитель и первый игумен Псковского Спасо-Преображенского монастыря на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи. Мирожская обитель была основана около 1156 г., в княжение Святополка Мстиславича, родного брата св. благоверного князя Всеволода-Гавриила. Этот монастырь, древнейший во Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева.
24 сентября 1158 г. Мощи его лежат под спудом соборного храма в честь Преображения Господня в созданном им монастыре.
Память 24 сентября / 7 октября.
Авраамий и Коприй Печенгские прп.
в 1492 г. основали Спасскую пустынь на реке Печенге (в Грязовецком уезде, в 21-й версте от Вологды). Им пришлось перенести много нужды и трудов, чтобы на пустом месте, не имея средств, устроить монастырь и привести его к должному порядку. Ревностно подвизаясь на праведном пути до самой кончины.
Память 4/17 февраля.
Аврамий прп., архимандрит Ростовский
в миру Аверкий, с юных лет ушел из родительского дома и вступил на путь христианского подвижничества. Приняв иночество, поселился в Ростове на берегу озера Неро. Тогда на Ростовской земле было много язычников, и прп. усиленно трудился над распространением истинной веры. Недалеко от его кельи было капище, где язычники поклонялись каменному идолу Велесу (Волосу), который наводил страх на жителей Ростова. В видении перед Аврамием предстал св. апостол Иоанн Богослов и дал ему жезл, увенчанный крестом, которым прп. сокрушил идола. На месте капища Аврамий основал обитель в честь Богоявления и стал ее настоятелем. В память явления он воздвиг храм во имя ап. Иоанна Богослова. Убежденные его проповедью, многие язычники крестились.
в глубокой старости и был погребен в храме Богоявления (XI в.).
Память 23 мая / 5 июня (Ростов.)[11], 29 октября / 11 ноябрь.
Авраамий Смоленский прп.
род. в Смоленске в 1172 г. По смерти своих родителей поступил иноком в обитель Богоматери, в 6 верстах от Смоленска.
Более 30 лет подвизался в обители, когда игумен убедил его принять сан пресвитера (в 1198 г.). Когда в результате клеветнического доноса еп. Игнатий запретил ему священнодействовать, в городе начались разные беды: засуха и болезни. Но в результате усердной молитвы Авраамия за город и жителей пошел обильный дождь и засуха кончилась. Тогда все убедились в его праведности и стали высоко почитать и уважать его.