в 1224 г., прожив в иночестве 50 лет.
Память 21 августа / 3 сентября.
Автоном свщмч.
Был епископом в Италии. Во время гонения на христиан имп. Диоклетиана (284305) переселился в Вифинию и жил в местечке Сорея у единоверца Корнилия. Автоном с обратил в христианство столько язычников, что образовалась большая церковь, для которой он освятил храм. К этой церкви святитель рукоположил Корнилия вначале в сан диакона, а затем в пресвитера. С проповедью христианства святитель посетил также Ликаонию и Исаврию. от руки язычников.
Память 12/25 сентября.
Агав, св. ап. от 70-ти, пророк, свщмч.
Агав проповедовал христианство в разных странах и обратил к вере многих язычников. Предсказал великий голод в г. Антиохии, а также заключение в узы св. ап. Павла и его страдания в Иерусалиме.
Память 4/17 января (70 ап.), 8/21 апреля.
Агавва
Прп. Агавва был арабом, подвизался в Сирии. Был послушником у прп. Евсевия, у которого научился внутренней молитве и безмолвию, и 38 лет жил отшельником. Он никогда не надевал обуви, на чреслах своих носил вериги, никогда не сидел и не лежал. День и ночь прп. Агавва проводил стоя или преклонив колени, непрестанно творя молитву. Его жизнь завершилась мирно.
Память 22 ноября / 5 декабря.
Агапий Ватопедский прп.
в XIII в. подвизался в бывшем Ватопедском[12] скиту (Калице) у некоего старца-безмолвника. Однажды он был захвачен в плен высадившимися на берег Афона турками, переправлен в Магнезию и работал там в оковах 12 лет. Но он не терял надежды на освобождение и горячо молился Богоматери. Однажды во сне Она повелела ему «без страха идти к своему старцу». Обнаружив, что он и наяву был свободен от оков. Агапий бежал из неволи и возвратился на Афон. Но его требовательный наставник, испытывая смирение послушника, удостоившегося столь чудесного освобождения, и желая еще более укрепить в нем веру, велел ему вернуться и служить турку до тех пор, пока Бог Сам не вразумит хозяина отпустить пленника. Агапий безропотно возвратился в неволю. Пораженный таким смирением христианина и его великой верой, хозяин не только с радостью отпустил его на волю, но и сам с двумя сыновьями ушел с ним на Афон, крестился, принял иночество и подвизался там до самой своей кончины.
Память 1/ 14 марта.
Агапий Газский Кесарийский (Палестинский), с ним Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий св. мчч.
пострадали при имп. Диоклетиане[13] в городе Кесарии Палестинской (ныне Газа). Во время одного из языческих праздников христиан, отказавшихся принести жертву языческим богам, начали публично истязать и казнить. В это время мч. Тимофей (см.) был осужден на сожжение, а Агапий и Фекла (см.)были отданы на растерзание зверям. Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил связали себе руки и явились к правителю Урбану. Видя их молодость, правитель пробовал уговорить их отказаться от своего решения, но тщетно. Тогда он вверг их в темницу, где уже находились двое христиан Агапий, перенесший муки за веру, и его слуга Дионисий. Все они были преданы страшным мукам и обезглавлены ( в 303 г.).
Память 15/28 марта.
Агапий Кесарийский (Палестинский)
Пострадал в Кесарии Палестинской в гонение имп. Диоклетиана ( ок. 304 г.). Память 19 августа /1 сентября, в Католической 20 ноября.
Агапий Римский
Сын вмч. Евстафия Плакиды (см.), пострадавший в Риме в гонение имп. Адриана ( ок. 118 г.). Память 20 сентября /3 октября.
Агапий Севастийский
Мученик-воин, пострадавший в Севастии в гонение имп. Лициния ( ок. 320 г.). Память 3 /16 ноября.
Агапий Сицилийский препмч.
Ученик свщмч. Вавилы (см.), подвизался и был убит вместе с ним и св. Тимофеем (см.) на о. Сицилия ( в конце III в.). Память 24 января /6 февраля.
Агапий Эдесский мч.
Сын мц. Вассы (см.), пострадавший в Эдессе в гонение имп. Максимиана ( в 305 или 311 гг.). Память 21 августа (3 сентября).
Агапит
Агапит свт., папа Римский был возведен на папский престол в 535 г. Готский король Теодорих Великий направил его в Константинополь для переговоров о мире. По дороге прославился целительством. Агапит принял участие в проходившем в то время в Константинополе Поместном Соборе и ревностно отстаивал православное учение против еретика Севера. в 536 г. В Константинополе. Память 17/30 апреля.
Агапит мч. Пренестийский был родом из городка Палестрина близ Рима (ныне Пренесте) и принял мученическую кончину в возрасте 15 лет, при имп. Аврелиане в 270 г. н э. На его могиле в местечке Ле-Квадрелле папа Феликс III (483492) построил небольшую базилику, позже украшенную надписью в честь святого. Считается покровителем г. Пренесте. Память 18/31 августа.
Агапит Маркушевский препмч. основатель Маркушевского Николаевского монастыря. Был сподвижником прп. Лонгина Коряжемского. Находясь в Сольвычегодской Борисоглебской обители, он во время болезни удостоился явления ему иконы свт. Николая, от которой исцелился. Отправившись на место, указанное в видении, он построил там сначала часовню, а когда возникла обитель, в 1578 г. соорудил две церкви во имя свт. Николая и в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Местные жители задумали уничтожить обитель. 21 мая 1584 г. они убили прп. Агапита и бросили его в реку. Иноки нашли тело и предали погребению между храмами, поставив на месте погребения часовню, а на гробницу положили вериги святого. Впоследствии мощи были перенесены и находились под спудом в монастырском храме. В 1712 г. Холмогорский еп. Варнава благословил братию собирать сведения о жизни прп. Агапита и о чудесах от Великорецкой иконы.
Память 21 мая / 3 июня.
Агапит Печерский прп., врач безмездный род. в Киеве, был учеником св. прп. Антония Печерского. Безвозмездно помогал больным, исцеляя их своей молитвой и давая им те травы, которые сам употреблял в пищу. После многих трудов и подвигов прп. Агапит мирно почил. ок. 1095 г. Был погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. Память 1/14 июня, 28 сентября/11 октября (Печер. Б.)[14]
Агапит-исповедник свт., еп. Синадский род. в Каппадокии в правление имп. Диоклетиана и Максимиана (284305). Родители его были христиане. С молодых лет он стремился к иноческой жизни и поступил в монастырь, где подвизался в посте, молитвах и служении всем братьям обители.
Рассказывают, что св. Агапит обладал даром чудотворений. Имп. Лицинию (307324) стало известно, что инок обладает большой физической силой, и он распорядился вопреки желанию святого определить его на военную службу.
Во время гонения на христиан, произведенного имп. Лицинием, св. Агапит присоединился к мчч. Виктору, Дорофею, Феодуле и Агриппе, был ранен копьем, но остался жив. После смерти Лициния имп. Константину Великому[15] (306337) стало известно, что по молитве св. Агапита совершаются исцеления. Он послал к нему своего больного слугу, который был исцелен. Император хотел щедро наградить Агапита, но тот просил только одного, чтобы ему было разрешено оставить военную службу и вернуться в свой монастырь. Разрешение было получено, и он с радостью вернулся в обитель.
Вскоре после этого еп. Синадский призвал к себе Агапита и рукоположил в сан пресвитера. После смерти епископа духовенством и всем народом св. Агапит был единодушно избран на кафедру еп. Синадского. Новый святитель мудро управлял своей паствой, наставляя ее в вере и добродетельной жизни. По его молитвам совершались многочисленные чудеса. Скончался святитель мирно.
Память 18 февраля/3 марта.
Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские мцц.
Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами, жившими около города Аквилеи в северной Италии в конце III века. Осиротев еще в юном возрасте, они решили не выходить замуж и вели благочестивый образ жизни. Когда имп. Диоклетиан посетил Аквилею, он предпринял жестокие гонения против христиан, так что в скором времени все тюрьмы здесь оказались переполненными.