Тогда и были схвачены эти три сестры-девушки и преданы истязаниям. В богослужении св. мученицам сказано, что они не устрашились ни нападения диких зверей, ни отсечения частей тела, ни других пыток.
Во время их истязаний произошло несколько чудес, но мучители не вразумились. Наконец Агапию и Хионию сожгли на костре, а Ирину пронзили стрелами. Произошло это в 304 г. Тела мучениц были похоронены св. Анастасией, прозванной Узорешительницей за то, что она облегчала «узы» трудности христиан, заключенных в тюрьмы.
Память 16/29 апреля.
Агафангел свт. исп., митр. Ярославский
Александр Лаврентьевич Преображенский (18541928) родился в селе Могилы Тульской губ., в семье священника. В 1881 г. успешно окончил Московскую Духовную Академию. Преподавал в духовных училищах.
10 сентября 1889 г. он принимает хиротонию в Иркутском Вознесенском монастыре во еп. Киренского, с 1893 по 1897 годы управляет епархией Тобольской и Сибирской; затем в 1897 г. становится еп. Рижским и Митавским, а с 1910 г. занимает кафедру Виленскую и Литовскую. В 1904 г. возводится в сан архиепископа.
С 1918 г. он член Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.
12 мая 1922 г. Патриарх Тихон, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев[16] о передачи им полномочий на высшее церковное управление, передав митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения, 5 июня 1922 г. издаёт Послание о своём вступлении во временное управление Русской Православной Церковью. В своём завещании от 25 декабря 1925 г. патриарх Тихон называет митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность местоблюстителя патриаршего престола.
Переживания за судьбу РПЦ сильно подорвали здоровье вл. Агафангела. Сердечные приступы участились и в середине сентября он слёг в постель. 16 октября 1928 г. митр. Агафангел скончался.
Канонизирован в августе 2000 г.
Память 29 января / 11 февраля, 3/16 октября.
Агафангел Ефсигменский препмч.
В миру Афанасий, родом из города Эны, Фракийской области, был воспитан в строго православной семье. После кончины родителей он поступил на морскую службу (в начале XIX в.). Турки решили обратить умного и умелого юношу в ислам. Они знали, что по доброй воле он не отречется, и в городе Смирна напали на юношу, нанесли ему рану и, угрожая смертью, заставляли принять ислам. Тот растерялся и пообещал назваться мусульманином в надежде скоро избавиться от насильников и отречься от этого обещания. Но ему это долго не удавалось сделать, он мучился угрызениями совести и наконец изыскал возможность покинуть город и отправился искать пристанища на Афонской Горе. В Есфигменской обители игумен Евфимий исповедал его и благословил на послушание, которое Афанасий проходил с величайшим усердием.
Но и самые трудные подвиги святой считал недостаточными, чтобы покаяться в грехе отречения. Он чувствовал, что ему необходимо отдать жизнь за веру, и стал усердно молиться об этом. В четвертое воскресение Великого поста 19-летний юноша был пострижен в монашество с именем Агафангел.
Во сне новопостриженному иноку явился Николай Чудотворец и обещал свою помощь. Игумен обители увидел в том особое знамение и благословил Агафангела исповедать в Смирне веру Христову перед теми, кто заставил его от нее отречься.
В Оттоманском суде исповедник рассказал, как его насильственно заставили принять чуждую веру, публично отрекся от ислама и исповедал себя христианином. Агафангела стали уговаривать и увещевать. Но юноша был непреклонен. Его связали, сковали тяжелой цепью, ноги забили в деревянные колодки и бросили в темницу. Вместе с ним там находились еще два невинно осужденных христианина. Один из них, Николай, после смерти Агафангела засвидетельствовал его мучения.
Он был обезглавлен около пяти часов утра. 19 апреля 1819 г. Христиане выкупили святые мощи мученика и погребли их в городе Смирне, в храме великомученика Георгия.
В 1844 г. часть святых останков мученика была перенесена на Афонскую гору в Есфигменскую обитель, отчего святой также часто называется Агафангелом Ефсигменским.
Память 19 апреля / 2 мая.
Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, св. мц.
Эту святую высоко чтят в южной Италии, в особенности на Сицилии, как заступницу против извержений Этны. По рассказам, Агафия не поддалась соблазнам римского наместника Кинтиана, заключившего ее в доме терпимости.
Затем ее подвергли пыткам. В это время в городе началось землетрясение, и разверзшаяся земля поглотила ближайших друзей Кинтиана. Перепуганные жители прибежали к наместнику, требуя, чтобы он прекратил пытки. Опасаясь народного возмущения, Кинтиан отослал святую обратно в темницу. Агафия в темнице после жестоких мук 5 февраля 251 г.; в этот день чтится ее память.
Память 5/18 февраля.
Агафоклия мц.
Даты ее жизни точно не установлены, это была одна из мучениц первых веков христианской эры. Агафоклия была рабыней в доме некоего христианина Николая. Его жена Павлина была язычницей. Восемь лет Агафоклия терпела преследования от хозяйки за свою веру. Павлина жестоко била рабыню, заставляла ее ходить босиком по острым камням. Как-то в ярости Павлина ударом молотка переломила страдалице ребра, а затем отрезала ей язык. Однако ничто не могло заставить христианку уступить требованию госпожи поклониться языческим богам. Тогда Павлина заключила мученицу в темницу и морила ее голодом. Но Агафоклия не умирала: пищу каждый день ей приносили птицы. Обезумев от злобы, Павлина однажды вошла в темницу и убила святую мученицу.
Память 17/30 сентября.
Агафон Печерский прп.
Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Был целителем болезней и имел дар пророчества. Предузнал день своей кончины. Мощи его почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря.
Память 20 февраля / 4 марта, 28 августа/ 10 сентября (Печер. Д.)[17].
Агафон Египетский прп.
Современник прп. Макария Великого (см.), подвизался в Скитской пустыне в Египте. Отличался необыкновенным смирением, считая себя грешнейшим из людей. Однажды к нему издалека пришли иноки для духовной беседы и обратились к нему: «Ты ли отец Агафон?» «Видите перед собой грешного раба Божия», ответил преподобный. «Носится слух, что ты человек гордый и невоздержный», продолжали иноки. «Совершенная правда», согласился святой. «Мы слышали также, что ты лжец и любишь пересуживать других». «И это правда», подтвердил св. Агафон. «Сверх того говорят, что ты еретик?» не отступали иноки, но тотчас встретили возражение: «Напрасно, я не еретик». Когда же спросили его, почему, приняв на себя прочие пороки, он отрекся от последнего, Агафон объяснил: «Тех пороков и нельзя не приписывать себе, потому что всякому человеку свойственно погрешать, и все мы, по испорченной природе нашей, невольно увлекаемся пороками, а ересь есть богоотступничество, самовольное отречение от Истины Божией».
около 435 г.
Память 2/15 марта.
Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и проч. мчч.
Пострадали во время правления имп. Максимиана (284305). Агафоник происходил из знатного рода Гиппасия, жил в Никомидии. Сведущий в Св. Писании, он обратил к христианству многих язычников, в том числе и самого предводителя Сената (принцепса). Комит[18] Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву языческим богам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а Агафоник с другими по приказу императора были казнены мечом, в Силиврии.