Солнце давно скрылось. Москва и прелестные ее окрестности утопали в вечернем тумане.
Когда схимник прощался со своими гостями, впалые глаза его горели огнем вдохновения небесного, щеки его пылали.
Да! сказала Вадбольскому императрица Екатерина Алексеевна, прохлаждая опахалом разгоревшееся лицо свое и глаза, красные от слез, когда они сходили с лестницы. По взятии Мариенбурга пророческие слова таинственного слепца так сильно врезались в моем воображении и сердце, что я поверите ли?.. вскоре после того начала мыслить о короне. Да! это было так!..»
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Его основные произведения «Евгений Онегин», «Арап Петра Великого», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «История села Горюхина», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», драматические сочинения, стихотворения.
В 1827 году Пушкин начал писать роман «Арап Петра Великого». Он считал, что его задача «воскресить минувший век во всей его истине». Тема Петра-преобразователя, мудрого самодержца интересовала Пушкина. В центре задуманного романа предок Пушкина Ибрагим (Абрам Петрович Ганнибал), царский арап, один из плеяды «птенцов гнезда Петрова». Пушкин использует в романе прием контраста роскошной жизни французского высшего общества противопоставлена простота петровского двора, старой, боярской России новая, петровская. Противостоят друг другу, вернувшиеся из Парижа, Ибрагим, преданный новой России, Петру, и щеголь Корсаков. Роман не был закончен. Известно, что женитьба на Наташе Ржевской, которую сватал арапу Петр, оказалась несчастной, так как Наталия изменила мужу и родила белого ребенка, за что была наказана. При жизни Пушкина были опубликованы два отрывка Ассамблея при Петре 1» и «Обед у русского боярина».
Отрывок из произведения А.С.Пушкина «Арап Петра Великого»:
«В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. В ней стояла простая кровать, покрытая байковым одеялом, а пред кроватью еловый столик, на котором горела сальная свеча и лежали открытые ноты. На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа; над нею тремя гвоздиками прибита была лубочная картина, изображающая Карла XII верхом. Звуки флейты раздавались в этой смиренной обители. Пленный танцмейстер, уединенный ее житель, в колпаке и в китайчатом шлафроке, услаждал скуку зимнего вечера, наигрывая старинные шведские марши, напоминающие ему веселое время его юности. Посвятив целые два часа на сие упражнение, швед разобрал свою флейту, вложил ее в ящик и стал раздеваться»
С 1831 года Пушкин начинает собирать материалы для «Истории Пугачева», а в 1833 году набрасывает план «Капитанской дочки». В романе он показывает восстание под предводительством Пугачева. В этом произведении использована форма записок Петра Андреевича Гринева, который в ранней молодости прямо из родительского дома, попал в гущу пугачевского восстания. Гринев честный и добрый молодой человек, воспитанный в дворянских обычаях, видит свой долг в верности присяге государыне. Он считает Пугачева злодеем, но этот человек помиловал Гринева, спас Машу Миронову. Поэтому, и отношение к этому «злодею» у него не однозначные.
А.К. Толстой
Алексей Константинович Толстой (1817-1875). Его основные произведения: «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», «Князь Серебряный».
Литературная деятельность Толстого приходилась на 60-70 годы 19 века. Писатель страстно любил поэзию, свои литературные занятия считал «Чистым искусством». Интерес к русской старине отразился во многих его стихотворениях, балладах, драматической трилогии и в его романе «Князь Серебряный» (1861). В этом произведении он воссоздал картины далекого прошлого.
Толстой утверждал: «Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего».
В далекой эпохе Грозного, в личности Ивана 4 писатель искал истоки современности. Толстой писал: «Мой рассказ имеет целью не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи».
В своей работе автор опирался на «Историю государства Российского» Н. Карамзина. Наиболее ярок в романе характер самого царя многогранный, сложный и противоречивый. В романе преобладают трагические мотивы любимые герои писателя, представители старинного боярского рода, такие как Дружина Андреевич Морозов или сам Серебряный, по мере сил борются с ударами судьбы. Им приходится умирать, но изменить что-либо им не под силу. В стиле романа читатель видит и реалистические и романтические элементы. Но как художник Толстой более сильный в реалистических картинах. Он живо изображает бытовую сторону эпохи ярко описывает утварь, одежду, оружие того времени.
«Князь Серебряный» не единственное прозаическое произведение Толстого. Свою литературную деятельность он начал рассказами и повестями на историко-фантастическую тематику «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». Повести эти, основное действие которых происходит в Сербии, овеяны славянскими поверьями и легендами о фантастических существах вампирах.
Из произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный»: « Долго еще разговаривали за столом, а когда кончился обед, Годунов и тут никого не отпустил домой, но пригласил каждого сперва отдохнуть, а потом провести с ним весь день. Угощения следовали одно за другим, беседа сменяла беседу, и только поздним вечером, когда объезжие головы уже несколько раз проехались по улицам, крича, чтобы гасили кормы и огни, гости разошлись, очарованные радушием Бориса Федоровича»
«Упырь» лист 1
«Упырь» лист 2
«Упырь» лист 3
«Упырь» лист 4
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) великий русский писатель.
Критики отмечали, что в его творчестве выделяются две черты глубокое знание психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства.
Его основные произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат», рассказы, повести.
Литературная деятельность началась у молодого Толстого с1851 года, когда он отправился на Кавказ, к месту службы своего старшего брата, офицера. События кавказской жизни (участие в войне с горцами и в Крымской компании) нашли отражение в ранних повестях и рассказах. Однако первое появившееся в печати его произведение «Детство», не связано с Кавказом, а писатель вспоминает о своих детских годах.
С 1853 по 1863 годы писатель работает над одним из самых поэтических своих произведений повестью «Казаки». Герой ее, молодой дворянин Оленин, уезжает весной 1851 года на Кавказ. Толстой не приукрашивает своих героев, не рисует исключительных обстоятельств, а воссоздает жизнь казачьей станицы во всей подлинности, с некоторой этнографической точностью.
С 1863 по 1868 годы Толстой работал над романом «Война и мир». В этом произведении автор показал целую эпоху.
Как писал И. Тургенев: «Это великое произведение, великого писателя» вобрало в себя весь предшествующий жизненный и литературный опыт Толстого. Писатель сумел подвергнуть переоценке привычное представление о героизме и патриотизме. Его герои, вынесшие на своих плечах все трудности войны, лишены внешнего блеска, не любят пышных фраз (Кутузов, Тимохин, Тушин). Толстой показал жестокий характер войны. Этот роман не укладывается в привычные рамки исторического и психологического произведения он воплотил в себе все. Поразительно в романе сочетание широты охвата событий, грандиозности описаний битв, столкновений государств и целых армий с вниманием к внутреннему миру героев, с психологической мотивировкой их поведения. (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова).