Трагический эксперимент. Книга 1 - Канявский Яков страница 4.

Шрифт
Фон

Более всего, конечно, этот правитель запомнился благодаря Кодексу Хаммурапи, который был начертан на каменных столбах. Эти столбы равнялись человеческому росту и были размещены во всех городах вавилонского царства. Но этот свод из 282 законов был лишь одним из огромных достижений харизматичного лидера, превратившего ничем не выдающийся город-государство Вавилон в доминирующую державу Древней Месопотамии.

Во всё время своего правления Хаммурапи служил прекрасным образцом того, как нужно сочетать военную мощь, дипломатическое искусство и политическое мастерство для создания и контроля империи, простирающейся от Персидского залива вглубь страны. Помимо высекания законов на каменных столбах, этот великий человек был мудрым правителем, отважным воином, искусным дипломатом и великолепным администратором.

Хаммурапи стал величайшим из царей своего времени, потому что он был проницательным государственным деятелем. Он невероятно ловко проложил себе путь к господству в регионе. Вавилонский царь умел заключить очень нужный союз и так же лихо разорвать его, как только он становился невыгодным. Хаммурапи владел чрезвычайно развитой для тех времён шпионской сетью и был самым информированным правителем в регионе.

Изощрённая дипломатия способствовала продвижению интересов Вавилонского царства. Одновременно с этим царь наращивал военную мощь. Правление Хаммурапи походило на искусную шахматную партию, где царь безоговорочно выигрывал.

Хаммурапи стал первым вавилонским царём, воздвигшим защитные стены вокруг города. В то же время правитель постарался снискать расположение своих подданных, издав прокламацию, аннулирующую все их долги. Этот широкий жест царь повторял за время своего правления четырежды. Подобно современному губернатору или мэру, который повышает свою популярность за счёт ремонта дорог и строительства мостов в своём родном городе, Хаммурапи ещё больше укрепился в политическом плане, реализовав целый ряд масштабных инфраструктурных проектов. Он построил храмы, зернохранилища, дворцы, мост через реку Евфрат, который позволил городу расширяться на обоих берегах. Во время его правления был вырыт большой оросительный канал, который стал защищать вавилонскую землю от наводнений.

Сделанные им вложения окупились сторицей, поскольку Вавилон постепенно превратился в богатое и процветающее государство. Хаммурапи, в свою очередь, позаботился о том, чтобы все знали, что только он причастен ко всему, что несёт стране процветание. Царь следил за тем, чтобы обо всех удачах было донесено народу. Например, когда он построил канал, то постарался проинформировать всех о том, что он только выполняет свои обязательства перед богами, которые доверили ему эту землю. Очень грамотный пиар.

Берега Евфрата с обеих сторон я превратил в возделываемые земли,  провозгласил Хаммурапи согласно Истории цивилизации историка Уилла Дюранта. Я насыпал кучи зерна, я обеспечил землю безупречной водой Разрозненных людей я собрал и обеспечил пастбищами и водой. Я дал им всё, я выпас их в изобилии и поселил в мирных жилищах.

После нескольких десятилетий строительства Вавилона Хаммурапи стал достаточно силён, чтобы начать захватнические войны. Чем он весьма успешно и занялся. Хаммурапи быстро завоевал Эшнунну на востоке, Ассирию на севере, Ларсу на юге и Мари на западе. Царь умел очень ловко, хотя и двулично, сочетать силу и дипломатию. Хаммурапи заключал союзы с другими правителями, а затем разрывал их, когда это было ему удобно. Он и войну вёл чрезвычайно хитрыми способами. Одна из его знаменитых уловок заключалась в том, чтобы перекрыть водоснабжение осаждённого города. Затем он либо использовал жажду, чтобы заставить правителей города сдаться, либо внезапно выпускал на город потоки воды, что вызывало разрушительное наводнение. После этого атака всегда была обречена на успех.

Сложный правовой кодекс Хаммурапи охватывал все вопросы жизнедеятельности государства: начиная от безопасности, строительства, принципов наследования, дисциплины, поведения рабов, размера налогов и заканчивая сборами, которые древние ветеринары должны были платить за право лечить быков и ослов. Это, конечно, не было первой в истории правовой системой, Хаммурапи фактически включил в свой Кодекс законы, созданные предыдущими царями. Но главное было то, что он фактически реализовал идею создания общества, построенного на принципе закона и порядка, применимого ко всем.

Эксперты в этой области говорят, что там есть много законов, которые сегодня мы бы квалифицировали как суровые или варварские. Вместе с этим есть и другие, которые предполагают заботу о простых гражданах и ответственность за преступления и нарушения прав других людей. Правовая система Хаммурапи включала в себя привычные сегодня особенности, такие как принцип презумпции невиновности. Согласно этому принципу для того, чтобы осудить человека, сначала надо было собрать доказательства его вины. Кроме этого, Кодекс регулировал и предусматривал даже выплату алиментов.

В некотором смысле Кодекс Хаммурапи также был инструментом связи с общественностью, его способом тонко рекламировать себя как мудрого и доброго царя. С этой целью сохранившийся образец каменных столбов Хаммурапи изображает его встречу с Шамашем, вавилонским богом справедливости. Царь хотел, чтобы подданные воспринимали его не только как великодушного правителя, защищающего своих граждан. Хаммурапи желал являть собой для своих подданных некий симбиоз богов на Земле, военного вождя, великого строителя и строгого, но справедливого судьи.

Хаммурапи был первопроходцем в сфере политической саморекламы. Тем не менее созданный им имидж не был сплошной показухой. Он был по-настоящему доброжелательным правителем, который хотел, чтобы его подданные жили лучше. В переписке царя со своими должностными лицами он ясно даёт понять, что любой, кто посчитает, что суд несправедливо обошёлся с ним, может обратиться к своему царю за апелляцией. Как пишет его биограф Ван Де Миероп, Хаммурапи гарантировал, что все люди будут оценены справедливо и не должны бояться его власти».


«Аттила вождь гуннов, одна из самых одиозных фигур древности. Воин и правитель, державший в страхе почти всю Европу. С ним считались даже правители Древнего Рима. Никому не известно, где и в каком году он родился, однако за своё желание уничтожать народы Аттила был прозван орудием ярости божьей. Удивительно, но при всей его жестокости и агрессивной внешней политике в каком-то смысле его можно назвать миротворцем.

Гунны были одним из многочисленных племён того времени. Они не были особо опасными для соседних территорий, пока не начали объединяться в орду, уничтожая на своём пути города и веси, голодной саранчой налетая и сметая всё, что могло иметь хоть какую-то материальную ценность.

Многие историки предполагают, что изначально это было племя хунну, которое населяло степи к северу от Китая. В III веке им пришлось сняться с обжитых мест и искать новую среду обитания. Вот только мирно путешествовать хунну не захотели, по дороге завоёвывая и присоединяя к себе все встреченные тибетские, сибирские и другие народы. Досталось даже скифам и аланам. Только у самой границы Римской империи гунны остановились.

Римляне знали о неспокойных соседях, но смотрели на них слегка свысока: мол, что с дикарей взять? Современники уверяли, что гунны жестоки и дики, питаются сырым мясом и тёплой кровью, а вместо одежды у них невыделанные шкуры животных. Что было гораздо непривычней для римлян, так это то, что у гуннов не было единой религиозной системы. Выходцы из разных племён и народов поклонялись различным божествам. Или не верили ни в кого.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке