Одного было у гуннов не отнять, с чем соглашались даже те, кто ненавидел это племя: они были непревзойдёнными воинами. Жители империи признавали опасность гуннов, поэтому предпочитали с ними особо в конфликты не вступать. Но избегать гуннов было не так просто. Это племя правило огнём и мечом на огромной территории от Волги до Рейна, охраняло берега Чёрного и Балтийского морей.
Не сохранилось никаких точных исторических хроник, которые бы позволили узнать, когда и где родился самый известный предводитель гуннов Аттила. Известно только, что Аттила убил своего брата Бледу ради того, чтобы возглавить гуннов. Произошло это в 445 году нашей эры. И вот тогда гунны действительно стали самой настоящей опасностью для Римской империи. Часть их подвигов даже стали мотивом для Песни о Нибелунгах.
Аттила по гуннским стандартам был хорошим правителем: любил вино, женщин и походы на богатых соседей. Простой люд ценил вождя. Аттила никогда не кичился ни происхождением, ни богатством. Стойко сносил трудности походной жизни, не самодурничал и даже ел не из золотой посуды, а из простой деревянной миски. В 447 году его взор обратился на Византию, чьи позолоченные храмы так и звали прибрать их к рукам. Аттиле потребовалось всего несколько месяцев, чтобы своей ордой смести защитников Византии и потребовать у правителя оброк. А требовал Аттила всего 2 тонны золота в качестве первого взноса и по 700 килограмм каждый год в качестве дани.
Пленными Аттила тоже торговал, он согласился вернуть каждого захваченного византийца за 12 золотых монет. Стоит ли говорить, что правитель Византии был крайне недоволен таким раскладом. Со своими кровными деньгами аристократия расставаться не спешила, поэтому для выплаты контрибуции подняли налоги. Из-за этого простой люд практически обнищал и оказался на грани бунта. Константинополь попытался решить проблему кардинально, но наёмный убийца не смог даже приблизиться к Аттиле.
Гунны не только постоянно воевали с соседями, но и предлагали свои услуги в качестве наёмников. Удивительный факт, но благодаря своей силе и опасности они часто были эдакими миротворцами, одним своим появлением прекращая вооружённые конфликты.
Гунны выступали соратниками римских императоров, участвовали в подавлении внутренних восстаний в империи, осаживали других наглых варваров. Аттила даже был назначен почётным генералом Галлии. Однако всё это было далеко не на благотворительной основе.
Аттила требовал от императоров выплаты дани золотом. Это была цена за мир на границах, дань, которую было нелегко заплатить. С другой стороны, любые перебежчики из гуннской армии всегда находили место в римских легионах, что совершенно не нравилось Аттиле. Чтобы отбить любую охоту привечать дезертиров, правитель гуннов всё больше увеличивал свои требования и пытался дестабилизировать римлян.
Проблемы Аттилы и череда неудач начались с обращения принцессы Гонории, сестры императора Валентиниана III. Гонория знала, кого просить о помощи. Дело в том, что её мать Плацидия когда-то попала в плен к готам и была выдана замуж за Атаульфа, гота и предводителя варваров. Гонория, как и её брат, были рождены во втором браке Плацидии. Однако старые связи позволили связаться с Аттилой и попросить спасти её из заточения в обмен на брак.
Аттила имел целый гарем жён. Ещё одна ему была совершенно без надобности, но брак с Гонорией мог бы открыть ему законный путь на трон Западной империи. Понимали это и императоры. Поэтому добывать себе невесту Аттила решил боем. В сражении 23 июня 451 года объединённые силы вестготов, бургундов и римлян практически разбили всю орду. Аттиле пришлось спешно отступать.
Поражение не заставило Аттилу поджать хвост и отказаться от новых завоеваний. Не прошло и года, как заново собранная орда отправилась покорять Италию. Вглубь Римской империи Аттила не рискнул продвигаться в то время была очередная вспышка чумы, которая основательно проредила гуннское войско. Однако от выплаты огромной дани Империю эпидемия не спасла. Забавно, но папа римский объявил гуннскую орду бичом Божьим, якобы Господь послал их католикам в наказание за грехи.
Во время очередного похода на Галлию Аттила решил, что жён много не бывает, поэтому объявил о свадебных гуляньях с молодой красавицей Ильдико. Некоторые историки предполагают, что она могла быть дочкой правителя Бургундии. Отстоять её отец не смог, и гордой германке предстояло пополнить собой гарем вождя.
Гуляли со всей широтой души степных варваров. Всю ночь горели костры и текло вино рекой, музыка не смолкала ни на минуту. А вот утро встретило всех не только похмельем, но и печальной вестью: великий Аттила мёртв. И смерть его была нелепа до ужаса. Прославленный воин, прошедший множество битв и сражений, умер от носового кровотечения.
Высокое давление, большое количество алкоголя, физическая нагрузка при отдаче супружеского долга привели к тому, что лопнул сосуд. Аттила захлебнулся кровью во сне. Хотя есть и другой вариант. Более романтичная легенда гласит, что недовольная невеста банально прирезала мужа во сне, мстя за смерть братьев.
Тело предводителя гуннов похоронили в пышности и с большим количеством сокровищ. Всех, кто знал о расположении гробницы, казнили в надежде на то, что место последнего упокоения Аттилы никогда не будет разграблено. Не прошло и 20 лет, как империя гуннов пала.
Гунны были одним из тех народов, что прошлись по всей Европе, оставляя своё наследие в каждом городе. Сложно сказать, чья на самом деле кровь течёт в жилах славянских народов и существуют ли чистые славяне».
И для чего ты мне это показал? удивился Аркадий.
Хотел показать, что путём исследований даже в очень древнюю историю вписываются новые страницы. И некоторые из них весьма поучительны.
Об истории древней России Елена Сергеевна Галкина в книге «Тайны русского каганата» пишет:
«Вопрос о начальных этапах становления Древнерусского государства действительно один из центральных в изучении российской истории. Его трактовка во многом определяет точку зрения на события последующих столетий, на общую линию развития России, да и на современные события. Именно тогда закладывались основы славяно-русского менталитета и особой социальной структуры, пронесённые через сотни лет и ныне коренным образом отличающие русский народ от европейцев.
Кто создал государство на Руси, какие корни имеет великая культура домонгольского периода, от ответа на эти вопросы зависит и видение будущего России. И за предложением определённой концепции начала Руси стоит, как правило, конкретная политическая позиция. Поэтому исследование истоков Руси всегда сопровождалось жёсткой борьбой, причём не только научной
Обсуждая вопрос о возникновении Русского государства, нужно договориться о понятиях и принципах. Само слово государство многозначно и противоречиво. В широком смысле понятие государство равнозначно стране, то есть объединяет на определённой территории и народ, и власть. В узком историко-политологическом смысле это отделённая от общества и находящаяся над ним организация, система учреждений, обладающая верховной властью на этой территории. Именно отделение публичной власти это главный рубеж между родоплеменным строем и цивилизацией. В поисках истоков государственности на Руси нужно опираться на три обязательных признака. Налицо должны быть и территория, и народ, и независимая власть, контролирующая эту землю