Трактат о разуме или общие начала теории свободных желаний - Казарян Арсен Суренович страница 3.

Шрифт
Фон

Наивно полагать, что мутации и естественный отбор вели к усложнению системы, к симбиозу клеток, и, в конце концов из клетки создали человека! Предлагаю рассчитать, могли бы случайные мутации совместно с естественным отбором за столь короткий срок в несколько миллионов лет развить клетку до человека разумного и всего разнообразия живого мира. Уверен, что нет! И что более выживаемо простейшие или высокоразвитые организмы? Вся сложность в том, чтобы понять силу, заключенную в клетке, устремляющую ее к развитию и использующую мутации и естественный отбор для движения вперед по цепи эволюции.

Лишь целенаправленное развитие с целью самого развития и приобщения к окружающей среде могли дать такие поразительные результаты.

2. Воля к жизни

Итак, в своем воображении мы вдохновенно создали живую систему, назовем ее Vita-системой, обладающую Волей к жизни и ввели функциональное различие трех основных равноценных потоков проявления ее активности: защиты от внешних неблагоприятных воздействий, самообеспечения жизнедеятельности (или саморегуляции) и продолжения рода (рис. 1).





При дальнейшем развитии системы эти три воли совместно, словно скульптор изнутри, будут ваять шедевры, имея под рукой тот уникальный, пластичный материал, эту воистину божественную глину для божественных творений, из которой состоит все живое. Будут ваять, сообразуясь с окружающим их миром! Ах, сколь разнообразные формы будут принимать их творения! да и они сами. Так, например, защита от внешних воздействий может воплощаться от агрессивности поведения или биологически-активной защиты до пассивной маскировки. Такое же разнообразие будет наблюдаться и в области обеспечения жизнедеятельности и продолжения рода. Именно отсюда начинает прослеживаться взаимосвязь между развитием биологической формы организма и формированием его психики и дальнейшее их тесное сплетение.

Чем отличается наш подход раскрытия основы основ живого? Просто мы посмотрели на все под другим ракурсом, мы не стали расшифровывать многочисленные иероглифы живого, а поставили себя на место неведомого создателя и руководствовались логикой творящего.

Теперь, если предположить, что рассматриваемая система приобретает элементарные органы чувств, мы придем к той точке зрения, что развитие психической жизни начинается с появления так называемой гедонической психики. Т.е. мы наделили систему некой особой силой (Волей к жизни) вооружающей себя в дальнейшем внешними органами чувств. Если же рассматривать возникновение психики, как процесс отражения внешней объективной действительности, мы придем к первичности чувствительности обусловленной взаимодействием организма и внешней среды и вторичности внутренней чувствительности связанной с коадаптацией органов. В таком случае не менее загадочным останется возникновение первичной чувствительности к внешней среде, к тому же останется открытым вопрос о возникновении влечений. Не случайно вопрос о первом возникновении ощущений был назван Э. Геккелем центральной психологической тайной.

Как напоминает это философский спор между Декартом и Спинозой о дуалистическом и монистическом взглядами на человеческую сущность. И, быть может, не просто напоминает, но и, по сути, является той же проблемой. Решить ее не значит ли найти ответ на вторую тайну мирозданья (в нашем разделении) тайну возникновения живой субстанции. Впрочем, возможно и нет тайны первой, второй или третьей, а есть одна единая тайна мирозданья.

Однако, зададимся вопросом,  что есть ощущение? Это реагирование на внешнее воздействие. Любой вид материи обладает внутренней самоорганизацией и подчиненностью неким внутренним, присущим ей законам. Но ведь любое воздействие это приток некой энергии. И под ее влиянием в материи происходят изменения. Таким образом, внешняя стимуляция (воздействие) вызывает некоторые внутренние изменения в материи, следовательно, можно говорить о трансформации энергии. То есть любая форма материи изначально реагирует на внешнее воздействие! Тем самым мы можем ошеломляюще заявить: неживая материя обладает ощущением!!!

Но, поскольку на последующих этапах развития формирование психики идет как под воздействием окружающей среды, так и под воздействием внутренних сил, то мы будем держаться золотой середины между этими двумя взглядами на первопричинность возникновения ощущений, предполагая, время от времени, с целью умозрительного построения модели психики, первоочередность того или другого.

А теперь, не боясь уже быть неправильно понятым, можно сказать, что система, обладающая волей, устанавливает связь с внешним миром с помощью органов чувств и создает элементарные органы воздействия на внешнюю среду. Таким образом, срезая эволюционную цепь, мы начинаем свои исследования с этого достаточно зрелого этапа. Описанная система для нас есть неделимый атом Демокрита, основная единица живой материи.

Попытаемся теперь эту систему наделить необходимыми для ее функционирования элементами.

3. Влечения основа активности. Понятие даосской монады ядра эмоционального восприятия. Первичные чувства

Итак, три потока воли (или физиологические потребности), отраженные в психической области системы мы назвали влечениями, тем самым, отрекаясь от источников их порождающих. И, несколько забегая вперед, назовем желанием всякое осознанное влечение, оперируя при этом определением Спинозы.

Как бы это ни произошло, но с возникновением влечений, а в последствии и желаний они стали играть главенствующую роль в развитии системы. Можно смело утверждать, что именно они явились основой грандиозного строения человеческого сознания, гениально уловленного в Ригведе желание явилось семенем мысли. Да! Именно мысли, а не жизни. Браво создателям Ригведы, эта фраза стоит тысяч томов. Мы еще увидим, насколько точно они попали в цель.

Нетрудно убедиться, что влечения являются внутренними побудителями активности системы и неизменно ведут к столкновению системы с внешними обстоятельствами. Влечения это самостоятельность системы в поисках связей с внешним миром, ибо в удовлетворении своих влечений система замкнута на внешний мир.

И вот Воля к жизни, имеющая определенную цель (читай Воля к жизни) должна со всей определенностью разделить окружающее себя на то, что способствует достижению своей цели и на то, что ему препятствует, т.е. должна иметь в своей организации систему оценок внешних воздействий или скорее некий критерий удовлетворения или неудовлетворения того или иного влечения. Представим такую систему оценок в виде простейшего анализатора, дающего в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения влечения один из двух сигналов, допустим отрицательный или положительный. Отрицательный сигнал анализатора означает, что система должна избежать внешнего воздействия, а положительный, что воздействие благоприятно и система должна стремиться к нему. Или, как пишет Ницше страдание всегда спрашивает о причине, тогда как удовольствие склонно оставаться при самом себе и не оглядываться.5


Послушаем дальше, что говорит Ницше:


Удовольствие и неудовольствие второстепенные вещи, не причины; это суждения ценности второго ранга, которые только выводятся из господствующей ценности; нечто, что в форме известного чувства говорит «полезно», «вредно», а следовательнонечто абсолютно поверхностное (мимолетное) и зависимое. Ибо при всяком «полезно», «вредно» могут быть поставлены в виде вопроса сотни различных «для чего?»

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге