Евгений Замятин
О литературе, революции, энтропии и прочем. Статьи и заметки
© Оформление. ООО «Издательство Эксмо», 2024
Очерк новейшей русской литературы
Конспект лекции
1. Гора, чиновница и Наполеон.
2. Диалектический метод развития литературы (Адам. Общественный строй).
3. Реалисты Горький, Куприн, Чехов, Короленко, Арцыбашев, Чириков, Телешов («Знание», «Земля»).
Окуров. Поручик Ромашов. Варька.
Могло произойти.
Зеркала, направленные на землю. Чехов вершина.
4. Некуда как будто идти. Но от поездов к аэропланам. Отделение от земли: символисты. Тело а теперь начало противоположное, революционное телу: дух.
5. Символисты Сологуб, Гиппиус, Белый, Блок, Брюсов, Бальмонт, Вяч. Иванов, Андреев, Чулков.
Вражда к земле, быту.
Андреев (Некто в сером, Человек, Жена, Гости, друзья). Сологуб (Альдонса и Дульцинея, которой нет на земле). Блок (Незнакомка, Прекрасная Дама). Дульцинея, Прекрасная Дама символически судьба достижения на земле. Облака.
6. У реалистов то, что было, могло быть.
У символистов то, чего не было, не может быть на земле. Зеркало и рентгеновский аппарат. Скелет жизни. Нет юмора, бодрости.
7. Трудность тем усовершенствование приемов. Чувства, вызывающиеся музыкой. Музыка слова. Ех.: {Сокращение от фр. exemple пример, например} Бальмонт.
Заслуга символистов. Овладение стихией.
8. Диалектический путь: явление затем враждебное и примиряющее. Реалисты символисты сделали свое новореалисты.
Поэты: Клюев, Ахматова, Гумилев, Городецкий.
Прозаики: Белый, Сологуб, Ремизов, Бунин, Сергеев, Ценский, Пришвин, Алексей Толстой, Шмелев, Тренев. Легче и труднее говорить.
Почему подробнее.
9. Символисты видели скелет. Ученый, изобретатель рентгеновских лучей и студент I курса.
Новореалисты пили сладкую горечь Гиппиус, Блока, но это было предохранительной прививкой. Облака.
10. Смех, юмор как у реалистов.
Сологуб Передонов злой, убивающий смех.
Ремизов Ионыч (штаны, в корзинке). Страдальческий смех.
Пришвин Голубое знамя (окно за 10 рублей). Жизнерадостный Никандров шпик.
Захолустные офицеры; у попа была Кошмарный, жуткий.
Юмор сходство с прежними реалистами и отличие от символистов.
Смех знак победы, силы.
Новореалисты более здоровое литературное поколение.
Символисты имели мужество уйти, новореалисты вернуться к жизни.
11. Вернувшись к жизни, новореалисты изображают иначе.
Микроскоп. Кусочек вашей кожи.
Неправдоподобность кожи под микроскопом. Что же настоящее, реальное?
Кажущаяся неправдоподобность открывает истинную сущность.
Реалисты кажущуюся реальность; новореалисты подлинную.
12. Вот почему у новореалистов преувеличенность, уродливость.
Сологуб Передонов. Недотыкомка.
Белый. «Петербург». Кубическая карета Аполлона Аполлоновича.
* * *
Вы подошли к горе. Вы поднимаетесь. Вам прекрасно видно гору: камень, куст, по кусту ползет червь. Вам видно прекрасно и все-таки, когда вы стоите так на горе, вы не видите ее, вы не можете почувствовать ее размеров, не можете определить ее очертаний. И только издали, отъехавши на десяток верст, когда уже далеко будут камень, куст и червяк, все подробности горы, только издали вы увидите самую гору.
Громадные события последних лет мировая война, русская революция та же самая гора. Пока мы видим только куст, червяка, камень, а гору увидим, только отъехавши на десяток лет. И только тогда может появиться подлинная художественная литература о мировой войне и революции. То, что художники слова пытаются сказать об этом сейчас, непременно будет в ту или другую сторону, однобоко современник неизбежно попадает в положение одной чиновницы времен 1812 года, которая проклинала Наполеона не за что-нибудь другое, а за то, что во время Бородинского сражения случайной пулей была убита ее прекрасная корова.
Вот почему, когда я буду говорить с вами о новейшей русской художественной литературе, я оставлю в стороне литературу последней минуты, я оставлю в стороне попытки сейчас ответить на рёв бури за этими стенами. Эти попытки войдут в историю революции, но в историю искусства они не войдут.
Чтобы перейти к тому, что я называю новейшей русской литературой, позвольте мне начать с Адама.
Тот период, о котором я хочу говорить с вами, начинается Чеховым и кончается литературой предреволюционной эпохи: за время революции литература ничего не создала или мы не знаем.
Это не случайно:
1. этот период представляет собою логически замыкающийся цельный цикл, как вы увидите дальше, и
2. этот период ограничен одинаковыми вехами: тенденциозной литературой.
Помните, как в Библии рассказывается предание о появлении первого человека? Было создано сперва тело, затем появился дух, противоположность телу, и наконец, из соединения двух противоположностей возник человек.
Это тот же самый путь, которым развивается общественный организм.
Ех.: капитализм парламентски-демократическая свобода личности, свободная конкуренция в экономике, но экономическое порабощение одного класса другим. Противоположность: социалистический строй государственное ограничение личности, государственное регулирование экономики, но экономическое закрепощение. Следующей стадией развития общества будет, может быть, в далеком будущем такой строй, когда не будет необходимости в принудительной власти государства. Вот тот путь, о котором вам, вероятно, приходилось читать, и который именуется диалектическим путем развития. Мы попробуем проследить этот путь в развитии новейшей русской литературы.
В конце XIX и в начале XX века самодержцами русской литературы были бытовики, реалисты: Горький, Куприн, Чехов, Бунин и позже Арцыбашев, Чириков, Телешов, Никандров, Тренев, Сургучев («Слово») и другие, печатавшиеся в «Знании» и «Земле». У этих писателей все телесно, все на земле, все из жизни. Горьковский городок Оку ров мы найдем, быть может, не только на земле, но и на географической карте. Купринский поручик Ромашов из «Поединка» под другой фамилией, быть может, служил в одном полку с Куприным. Чеховская девчонка Варька в великолепном рассказе «Спать хочется» укачивала целые ночи напролет господского младенца и наконец не стерпела и задушила его это действительно происшедший случай, и об этом случае рассказывает еще Достоевский в «Дневнике писателя».
Вам, конечно, ясно: я не хочу сказать, что все, описанное в книгах писателей этого периода, происходило и на самом деле. Но все это могло произойти в действительной жизни.
Писатели этого времени великолепные зеркала. Их зеркала направлены на землю, и их искусство в том, чтобы в маленьком осколке зеркала в книге, в повести, в рассказе отразить наиболее правильно и наиболее яркий кусок земли.
Подлинных, самых типичных, наиболее художественно значительных, здесь два имени: Чехов и Бунин.
Горький одна из крупнейших фигур этой группы стал реалистом, в сущности, только в последние годы. Жизнь, как она есть, в подлинности и реальности дана у него только в последних рассказах в «Ералаше». Раньше прикрашенные может быть, и очень красивые но не живые, не настоящие, а романтизированные босяки; раньше тенденциозный период.
Чехов первый поставил лозунг чистой литературы, чистого, неприкладного искусства.
«Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах, не индифферентист. Я хотел бы быть свободным художником и только, и жалею, что Бог не дал мне силы, чтобы быть им я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к ученым, ни к писателям, ни к молодежи. Фирму и ярлык считаю предрассудком. Мое святая святых это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь»