В Европе на основе этнического, языкового или даже религиозного единства возникали общности, которые затем объединялись (нередко насильственно) в государственные образования. За свою долгую историю эти нации сформировали различные менталитеты и имеют свой характер, своего рода ДНК. Они являются членами Организации Объединенных Наций и членами Европейского союза, но при этом твердо отстаивают свою национальную идентичность и национальные интересы. Существует множество исследований на тему «характера» наций, и здесь я могу лишь на них сослаться.
Сегодня членами Организации Объединенных Наций являются около 200 государств мира, некоторые из которых не смогли сформировать историческую идентичность; им часто не хватает этнической, языковой и даже исторической общности, а иногда и внутреннего единства классической «нации». И все же в соответствии с Уставом ООН они являются «нациями». Часто это государства, возникшие в результате распада бывших колониальных империй. Нередко они до сих пор имеют искусственные границы, установленные колониальными державами, и в дальнейшем постоянно испытывают серьезную внутриполитическую напряженность. Но их государство это и их нынешняя «национальная» идентичность, и у них тоже есть «национальные интересы».
Понятие «национальные интересы» является предметом обширных научных исследований. Думаю, не стоит приводить здесь все диспуты об «интересах государства» от Макиавелли до Ганса Моргентау. В демократическом мире нет возможности определить, что такое «национальные интересы» в каждом конкретном случае: ведь определение «интересов» основано на убеждениях, а убеждения в любом демократическом обществе сильно разнятся. Достаточно взглянуть на недавно завершившуюся в Германии избирательную кампанию, на широкий спектр партий и их программ. Поэтому в демократическом обществе то, что принято считать национальными интересами, всегда зависит от индивидуальных суждений. Разумеется, это относится и к моим размышлениям.
Задачей государств остается совместная работа по определению направления развития быстро меняющегося мира. Только национальные государства обладают необходимой демократической легитимностью для действий на национальном и международном уровнях. Они могут передавать свои права, например, ООН или, в Европе, Европейскому союзу, но они всегда остаются демократически ответственными. Поэтому я стремлюсь конкретизировать расплывчатое понятие «сообщество ценностей» и отделить его от понятия «национальные интересы». Сообщества ценностей это не форма государства, это не нация, им не хватает демократической легитимности, основанной на общем политическом процессе. Естественно, могут иметься и общие интересы, например, в Европейском союзе или в трансатлантическом партнерстве между Европой и США. Однако в рамках этих ценностных сообществ неизбежно всплывают и противоположные интересы. Наличие у «Запада» общих ценностей не исключает жестких столкновений национальных интересов внутри этого «сообщества», что мы уже наблюдали и будем наблюдать в будущем. Любой, у кого есть опыт работы в федеральной политике Германии, отлично знает, что даже у Баварии и Гамбурга часто имеются противоположные «интересы» в контексте региональной конкуренции, но при этом они не ставят под сомнение единство Германии.
Отстаивать этот момент в трансатлантических отношениях, открыто говорить о нем и действовать в соответствии с ним станет одной из важнейших задач германской и европейской политики в ближайшие годы. Интересы здесь явно расходятся, но стабильные «сообщества ценностей» не должны распадаться из-за противоположных интересов их членов. Однако в интересах сообщества эти разногласия должны открыто обсуждаться. Различия интересов в западном «сообществе ценностей» должны быть обозначены и открыто обсуждаться в интересах сообщества. Однако нам, немцам, еще предстоит научиться делать это в своих национальных интересах.
Тем не менее цель должна оставаться неизменной: национальные интересы следует максимально интегрировать в систему международного сотрудничества. Если национальные интересы не будут учитываться в системе европеизации и интернационализации, то в конечном итоге сотрудничество прекратится, а именно в нем сегодня так остро нуждается мир. Международное сотрудничество не должно отражаться на внутриполитических реакциях демократических обществ национальных государств. Предупреждение и для сегодняшней европейской политики: там, где «интересы» Европейской комиссии или Европарламента представлены односторонне и без учета интересов государств-членов, Европа может в конечном итоге потерпеть крах. Ни ЕС, ни трансатлантическое сообщество ценностей не могут снять с федерального правительства и немецкого бундестага ответственность за судьбу Германии в условиях резко меняющегося мира. Демократические условия для этого существуют только в самой Германии.
Каковы национальные интересы в конкретных вопросах и как следует определять «национальные интересы» в отдельных случаях, в чем заключается «национальный интерес» Германии именно эти вопросы и этот процесс принятия решений являются предметом данной книги. Сложнее всего всегда здраво определить национальный интерес в той или иной ситуации. Под «здраво» я имею в виду следующее: необходимо отличать желания от интересов и интересы от возможностей. Некоторые вещи в этом мире являются желанными, но достижимы ли они? Разумно ли к ним стремиться и подчинять этому стремлению другие интересы и задачи? Стоит ли даже самая заманчивая цель затраченных усилий и бесчисленных побочных эффектов? Мир без глубоких конфликтов интересов прекрасен, но существует исключительно в нашем воображении, и никогда в реальности. Жизнь всегда будет процветать за счет других жизней. Кто хочет есть, тому приходится срезать колос.
В политике существует тенденция выдавать желаемое за действительное, не задумываясь о долгосрочных последствиях. Это облегчает контакт с избирателем. А там, где одни выборы следуют за другими, тенденция не выполнять основанные на желаниях обещания очевидна. Настроения людей берут верх над трезвым рассудком, проторенные тропы сулят удобство, а повторять всегда легче, чем изучать новое. Но я таким путем не пойду: необходимо понять или хотя бы попытаться понять, даже если это политически неудобно.
И еще: если кто-то попробует «понять» интересы другой страны или ее руководства, я сочту это похвальным. Нам, немцам, следует постараться «понять» Францию или Италию так же, как США или Российскую Федерацию, как президента Байдена, Путина или Си Цзиньпина. Это как в семейной жизни: нельзя сделать сосуществование с другим человеком плодотворным, не понимая своего партнера. Особенно когда партнер ведет себя враждебно. Каждый хороший футбольный тренер старается «прочитать» манеру игры своего соперника и его понять, если хочет уйти с поля победителем. При этом важно учитывать не только нынешнюю ситуацию, но и то, что к ней привело. Задача этой книги изучить интеллектуальные привычки в некоторых важных стратегических вопросах германской политики, а не подтвердить их.
Ведь даже в эпоху великих потрясений «интересы» часто основываются на устаревших, укоренившихся убеждениях. Всегда ли это действительно национальные интересы? Когда меняется ветер, порой приходится не только переставлять паруса, но и корректировать курс. Когда курс «продолжать в том же духе» в изменившихся обстоятельствах более невозможен и не отвечает национальным интересам, когда направление политики сталкивается с глубоко изменившимися условиями кто тогда определит курс? В демократическом государстве решение о смене курса принимают парламент и правительство. Но на каком фоне, из каких политических соображений принимается решение? К кому прислушиваются? Кого выбирают руководителем? Насколько информированными и независимыми, насколько рациональными могут быть действия правительства в условиях демократии СМИ и настроений, особенно в преддверии выборов? Необходимо смелое мышление, необходимо лидерство.