"Не бойся, и за хвост возьми ты гада,
велел Господь, И смело поднимай.
Змей снова станет жезлом. Ты же знай,
что чудо лишь для убежденья надо,
скорей его хватай "!
И Моисей всё выполнил отлично.
Змей снова жезлом стал,
до пятнышка знакомым и обычным.
И Моисей бояться перестал.
Потом Господь сказал: "Вложи-ка руку
за пазуху к себе и посмотри,
что станет с ней за пазухой, внутри"!
И Моисей, чтоб продолжать науку,
мгновения на три
засунул руку под свою одежду,
немного подержал
И вынул. И рука осталась прежней,
но, что на ней?! Дышать он перестал:
рука бела, поражена проказой.
Горюет безутешный Моисей.
«Вернёмся снова к пазухе твоей,
сказал Господь. Пастух поверил сразу
и руку поскорей
за пазуху старательно задвинул,
и глянул лишь тогда,
когда её там подержал и вынул
проказы не осталось и следа!
"Ну, что ж, сказал Господь, теперь поверят
они тебе, знаменья увидав.
Но если нет, пусть чистая вода
в кровь превратившись, вызовет доверье
однажды навсегда!
У речки собери старейшин родов,
яви им чудо вновь:
плесни воды на сушу при народе,
и та вода вмиг превратится в кровь".
"О, Господи! Но я косноязычен!
Ведь чисто говорить я не могу.
И речь моя на радость лишь врагу
С народом говорить я непривычен"!
"Тебе Я помогу,
сказал Господь, и научу спокойно,
как нужно говорить.
Расскажешь всё разумно и достойно,
что вам собравшись нужно совершить".
"О, Господи! стал Моисей молиться,
посланником твоим мне тяжко стать.
Не можешь ли другого Ты послать
к Израильтянам с речью обратиться
и путь им указать"?
Разгневался Господь на Моисея.
Потом промолвил Он:
"Что ж, если сам сказать ты не сумеешь,
тебе поможет брат твой Аарон.1
Пусть он Мои слова народу скажет:
его уста для слова твоего
Ты будешь вместо Бога для него.
И дело это навсегда привяжет
к делам твоим его.
И Моисей вернулся к Иофору
и тестю он сказал:
"В Египет к братьям возвращусь я скоро".
Но не сказал он, Кто его послал.
И Моисея Бог тогда утешил,
сказав: "На свете нет твоих врагов,
иди, не бойся Нильских берегов,
через тебя избавлю Я успешно
народ Мой от оков".
И Моисей жену свою Сепфору
и двух своих сынов,
простившись грустно с тестем Иофором,
сажает на покладистых ослов
и в дальний путь по местности пустынной
в Египет отправляется родной.
Он там рождён и, как к себе домой,
свою семью ведёт он на чужбину.
Прощай навек, покой!
Господь сказал в дороге Моисею:
"Народу послужи:
все чудеса, которыми владеешь,
в Египте фараону покажи.
Но не отпустит он народ в пустыню.
Тогда ты слово в слово передай:
Израиль это сын мой твёрдо знай.
Он первенец Мой. Усмири гордыню,
его не обижай!
Пусть сын идёт Мне совершить служенье.
Ты отпусти его.
Но, если вновь подвергнешь униженью,
тогда убью Я сына твоего"!
Накрыла ночь бескрайнюю пустыню.
Под сенью пальм усталый Моисей
ночлег устроил, и с семьёй своей
без сна лежал он в грусти и унынье
от дел последних дней.
И Бог его увидел этой ночью
с женою и детьми.
И видит: он святой завет порочит!
И хочет Моисея умертвить.
Тогда Сепфора быстро, не робея,
плоть крайнюю у сына своего
обрезала и тем спасла его,
и отошёл Господь от Моисея
не сделав ничего.
А поутру с Сепфорою простились.
Она ушла к отцу.
И дети с ней обратно возвратились.
А Моисей подвластен лишь Творцу.
Потом Господь наставил Аарона.
И вот в пустыню вышел Аарон,
и у Хоривы встретил брата он.
От брата он узнал Господне слово
и принял, как закон.
Они вдвоём собрали всех старейшин
Израиля сынов.
От всех родов достойных и мудрейших,
завет хранящих дедов и отцов.
Поведал Аарон слова Господни,
что раньше Моисею Бог сказал,
а Моисей знаменья показал,
перед народом повторив свободно.
И всё народ узнал.
Услышал и поверил непреложно,
что Бог их посетил,
что от страданий, муки невозможной
Израиль увести благоволил.
И радость охватила всех Евреев:
"Господь нас не оставил! Он спасёт,
избавит от мучений Свой народ!
Нас из Египта вывести сумеет
свободу принесёт"!
Пред Богом весь Израиль преклонился.
И славился Господь.
И луч надежды новой появился,
чтоб дух тоски унылой побороть
_______________________________
1 Аарон (высокий, учитель, просвящённый) стал первым первосвященником еврейского народа. Он старший брат Моисея, сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина.
Глава пятая
Последствием первого требования Моисея к фараону
было усиление страданий сынов Израилевых; кирпичи без соломы; народ упрекает Моисея.
И вот в Египет с братом Аароном
явился Моисей.
Они предстали перед фараоном
для выполненья миссии своей.
Они сказали: "Наш Господь единый
велел народ в пустыню отпустить,
чтоб там служенье Богу совершить".
Ответил царь: "Гуляньям нет причины.
Вовек сему не быть!
И кто такой ваш этот Бог Евреев?
Не знаю я Его.
Моей стране вредить Он не посмеет.
И мне какое дело до него"?
Они сказали: "Бог призвал Израиль
чтоб жертву нам в пустыне принести.
Не далеко всего три дня пути.
Чтоб Божий гнев на нас он не направил,
Израиль отпусти".
Но царь Египта им сказал с презреньем:
"Израиля народ
не подвергайте глупому смущенью,
не отвлекайте больше от работ"!
И в тот же день велел своим клевретам:
надсмотрщикам, приставникам, писцам:
"Прижать Израильтян. Проверю сам,
как приказанье выполните это,
и каждому воздам
за милосердье к пришлому народу!
И пусть для кирпичей
солому сами ищут по свободе; 1
при том кирпич, без хитрости своей,
пускай дают, как прежде, в дни былые,
когда солому волею моей
вы им возили со своих полей.
Тогда оставит хлопоты пустые
народ упрямый сей".
И сделали, как царь велел жестокий.
Израилев народ
по всей земле Египетской широкой
теперь для кирпича жниво 2 берёт.
И день и ночь работает упорно,
чтоб неподъёмный выполнить урок.
И сделать кирпичи, и сдать их в срок
пытался он смиренно и покорно.
Но выполнить не смог
народ Израилев коварное заданье.
Тогда его старшин,
не принимая слёзы, оправданья,
нещадно бьёт приставник-господин.
И вот пришли Израиля старшины
к царю, в его немыслимый дворец
и возопили: "Что же, наконец,
ты делаешь с народом нашим ныне?
Ведь нам теперь конец!
И фараон надменно им ответил:
"Вы праздны. Ваш народ
ленивей всех рабов на этом свете,
и от того ваш Бог его зовёт
чтоб жертву принести Ему в пустыне.
Полезный труд не принесёт вреда.
Соломы не дадут вам никогда,
а кирпича вы делайте отныне
не меньше, чем всегда".
И поняли тогда Израильтяне:
пощады не видать!
И фараон теперь не перестанет
их мучить, изводить и убивать.
И встретив Моисея с Аароном,
что ждали их ухода из дворца,
винили от Господнего лица
за то, что разозлили фараона
ожесточив сердца.
И Моисей в страданье безутешном
воскликнул: "О, Господь!
Зачем меня послал ты? Безуспешно
я зло царя пытаюсь побороть.
Как только я дошёл до фараона
и говорить стал именем Твоим,
он хуже поступил с народом сим
гнетёт его без правды и закона,
куражится над ним.
Но ты народ от ига не избавил.
Израиля сынов
Твой замысел сильней страдать заставил,
с их рук не снял губительных оков".
__________________________________
1 Солома, выдавать которую запретил фараон, применялась в качестве скрепляющего материала при изготовлении из глины кирпичей для строительства. Мелко изрубленная, она смешивалась с глиной. Такой кирпич считался особо прочным. Достоверность библейского рассказа подтверждается раскопками археологов в Египте;
2 Работа замедлялась тем, что евреи вместо получаемых стеблей теперь должны собирать жниво остатки соломы на полях.
Глава шестая
Бог восстанавливает с сынами Израилевыми завет, заключённый с их отцами, но народ, измученный рабским трудом, не внимает слову Господа
И Бог явился снова Моисею
и так сказал ему:
"Я из Египта выведу Евреев,
свободу дам народу Своему.
Я силою заставлю фараона,