В городе небольшую группу преследовал холодный ветер, который пробирался даже под толстую куртку. Антон провел их по знакомым улицам, рассказывая о достопримечательностях, которых было немного: несколько маленьких музеев, да еще памятники Льву Толстому и Ленину.
Наш поселок был основан в 1937 году рядом с разработкой месторождения угля, рассказывал Антон, усиливая свой голос с помощью маленького микрофона. Назывался он тогда Зырянлаг. Сюда свозили заключенных, которые добывали уголь. Постепенно поселок разросся, здесь была построена первая школа, проведено отопление. Наш поселок называли «Жемчужиной Колымы», но его успешное развитие прервалось в девяностые. После 1991 года население в поселке упало с более чем 6500 человек до 2500. Сейчас почти единственный способ заработка Зырянки продажа угля. Наш уголь продается в Якутск и Магаданскую область.
«Так вот почему он с таким уважением посмотрел на нас, подумал Лука. Городок только углем и живет».
Самая большая наша гордость День Зырянки, продолжал Антон. Это праздник, который отмечают в конце августа или в начале сентября. В этот день дают концерт на площади Ленина, проходит выставка народного творчества, праздничный салют и другие мероприятия в честь рождения поселка. На праздник съезжаются со всего района, приезжают делегации из Якутска, также приезжают бывшие жители. На концерте порой выступают звёзды местного масштаба. В общем, День Зырянки, хоть и праздник отдельно взятого посёлка, но отмечают его всей областью, это у нас что-то вроде местного Дня народного единства.
За рассказом Лука не заметил, как они вышли за пределы Зырянки: Антон рассказывал историю поселка очень увлекательно.
Сейчас, дорогие гости, мы вышли из поселка, Антон отлично вжился в роль гида. И направляемся к деревне коренного народа Зырянки верхнеколымских юкагиров.
Кого-кого? Лука даже остановился. Юка Кто?
Юкагиры, повторил Антон. Народ, проживающий на Дальнем Востоке. Делятся на нижнеколымских и верхнеколымских. Сейчас мы находимся близ деревни последних. Этот народ имеет удивительные корни
Они продолжили путь к деревне под рассказ Антона. Луку вообще не очень интересовал фольклор, а уж от историй о происхождении юкагиров и заселении ими районов Колымы парня вовсе клонило в сон прямо на ходу. Единственное, что он понял из монолога это то, что юкагиры очень древний народ с таинственным происхождением, однако осталось их всего около полутора тысяч человек.
Лука немного оживился, когда Антон начал рассказывать о мифологии народа:
Согласно мифам юкагиров, мир состоит из трех уровней: Нижний мир, Средний мир и Верхний мир. Тут все предельно ясно: в Нижнем мире живет нечисть и мертвецы, в Среднем обычные люди, а в Верхнем боги. Душа же триедина. Это означает, что после смерти человека одна из трех душ отправлялась в Нижний мир, вторая переходила кому-то из живых людей, а третья становилась чем-то вроде тени: она оставалась в теле человека.
За разговором они подошли к деревне. Лука, разглядев дома в поселении, разочарованно вздохнул. Он ожидал увидеть жилища северных народов, которые напоминали шалаши, но вместо них в деревне были Обыкновенные избы! Между ними сновали люди в современной одежде. Некоторые жители, завидев путников дружелюбно здоровались с ними. Лука полагал, что они и были юкагирами, хотя говорили жители без акцента. К тому же они легко могли быть якутами или чукчами Лука не разбирался, чем они отличались. Антон же, кивая на приветствия, продолжал говорить:
По мнению древних юкагиров, всех людей создало некое божество, имеющее голову конической формы. Оно, к слову, создало вообще все землю, деревья, зверей В общем, классический бог. Однако он же обитает в Нижнем мире и командует всей нечистью, которая там живет. Парадокс, правда? Был, кстати, еще один бог, который помогал Острой Голове создавать землю. С приходом русских первопроходцев, проповедующих христианство, это божество прировняли к Иисусу, а Острую Голову к Сатане. Но в общем, суть осталась: два бога, один хороший, второй плохой, создали мир, населив его людьми и духами.
Они еще некоторое время побродили по деревне, общаясь с местными жителями, после чего зашли в одну из изб, в которой какой-то старик продемонстрировал друзьям одежду юкагиров. Одежда была красивой, довольно яркой, но при этом узоры были строгой геометрической формы. Лука ощущал неполноценность этого места: те, кто называли себя юкагирами, жили в избах и говорили по-русски. И не только Лука остался этим недоволен.
Когда они вышли из избы, Антон спросил:
Ну как вам? Какие впечатления?
Лука уже открыл рот, чтобы ответить, но его опередил молчаливый экскурсант:
В целом неплохо, незнакомец посмотрел на Антона. Рассказывали вы интересно, однако, на мой взгляд, не хватило встречи с настоящими юкагирами.
Не хватило? Мы почти со всеми жителями деревни поболтать успели, разве нет?
Ну я бы так не сказал, мужчина скрестил руки на груди. Жители тут добрые и приветливые, я согласен. Но никто из них не знает юкагирского языка, живут они в классических русских избах. А имена у них Тот старик, у которого мы были, как его зовут?
Иван, ответил Антон. Иван Петрович. К чему вы клоните?
Незнакомец громко ответил:
К тому, что здешние юкагиры ненастоящий народ, раз в целой деревне нет ни одного человека, говорящего на юкагирском!
Они стояли на улице, и проходящие мимо жители с удивлением смотрели на странного мужчину.
Это не так, Антон осуждающе посмотрел на него. Юкагиры как народ существуют, язык у них тоже есть, но осталось их очень мало, поэтому язык умирает. В этой деревне действительно нет ни одного юкагира, который хорошо знает собственный язык. К сожалению, это факт.
Совсем ни одного? прищурился турист. Получается, их язык уже мертв? Если нет не одного живого носителя, то язык считается мертвым, правильно?
Антон молчал, и Лука с интересом ждал его ответа. Вокруг уже собралась небольшая толпа местных. Многие качали головой, некоторые хмурились и перешептывались между собой, обсуждая дерзкие фразы незнакомца. Женя упрекнул его:
Уважаемый, следите за словами! Вы, в конце концов, но о мебели говорите!
Незнакомец проигнорировал Женю: он ждал ответа Антона, как и все, собравшиеся в кругу. Наконец гид произнес:
Вы правы, если носителей языка нет, то язык считается мертвым. Однако я знаю одного отшельника, живущего недалеко отсюда. Он юкагир, и скорее всего, владеет юкагирским. Я никогда не водил к нему группы, он не ждет гостей, но если вы очень хотите
Я пойду, тут же ответил незнакомец. Поймав удивленный взгляд Антона, он вполголоса объяснил: Меня толкает профессиональный интерес. Я лингвист, и уже побывал во многих местах, где жили юкагиры. И знаете что? Я не встретил ни одного юкагира, говорящего на родном языке! Я серьезно беспокоюсь за сохранность данного этноса.
Антон кивнул и осмотрелся. Сцена закончилась, и прохожие расходились по сторонам. Гид сказал, обращаясь к друзьям:
Тут моя экскурсия заканчивается. Я не предлагаю вам идти дальше, вы можете остаться тут.
Женя тут же сказал:
Думаю, нам двоим хватит и этого, правда, Лука?
Однако Лука уже заинтересовался происходящим. Ему было любопытно, заговорит тот отшельник по-юкагирски или нет. Вспомнив, что в гостинице их никто не ждет, парень принял решение:
Пожалуй, мы все-таки пройдемся до того отшельника. Он далеко живет?
Нет, всего полчаса ходьбы, Антон посмотрел на друзей. Идем?
Женя устало вздохнул, но согласился.
Только давайте на обратном пути погреемся где-нибудь, поежился шахтер.