Многие драконы как многоголовые, так и только с одной головой, были огнедышащими обладали волшебной способностью извергать из пасти огонь.
Глаза дракона наделены магической силой. Недаром именно греческое слово «дракон» по своему происхождению связано с глаголом «смотреть». Зрачки дракона узкие, вертикальные, как у змей, а не круглые, как у человека. Взгляд дракона может быть опасным. Дракон Василиск убивает взглядом каждого, кто встретится с ним глазами. Драконоподобное греческое чудовище горгона Медуза взглядом превращала в камень.
Часто считается, что глаза дракона кроваво-красного цвета. В Азии растёт фрукт питайя, который своей формой напоминает гигантское яйцо. Красный, покрытый чем-то вроде шипов, он получил название «драконий глаз».
Зубы дракона чрезвычайно острые, иногда ядовитые. Его укус может отравить героя, который борется с ним. Зубы побеждённых драконов могли использоваться как клинки кинжалов. Зубы, как и другие части тела дракона, даже после смерти чудовища хранили магические свойства: растёртые в порошок зубы в Средневековье считались чудодейственным лекарством, также зуб дракона люди могли носить как оберег талисман, который защищает от злых чар. В греческой мифологии известны случаи, когда из посеянных в землю зубов вырастали вооружённые воины.
Как и зубы, волшебными предметами остаются когти драконов. В античности и Средневековье считалось, что когти убитых драконов сохраняют магическую силу и могут использоваться как оружие, амулеты и лекарственные препараты. Волшебными свойствами обладали и другие части убитых драконов: кровь, сердце, язык. Так, кровь дракона закаляла тело героя, искупавшись в ней, он становился неуязвимым. А человек, который съел сердце (по другой версии язык) дракона, начинал понимать язык животных.
Строение дракона позволяло ему передвигаться по земле, жить в воде, летать по воздуху и извергать пламя. Более того, во всех мифах подчёркивается, что драконы невероятно умные существа, а значит они существа разумные!
В представлении древних людей мир делился на три части подземный мир, земля и небо. И именно дракон соединил в себе черты существ подземного мира и неба (змея и птицы). Так как земля была связана с плодородием и водой, то к нему добавились и символы огня и воды.
Так дракон объединил в себе четыре стихии: земля, небо, вода и огонь. Это сделало его самым удивительным, живучим и необыкновенным из мифологических чудовищ. Кроме разума, дракон был наделён и сверхъестественными способностями, что сделало его образ невероятно могущественным.
Возможно, именно поэтому образ дракона встречается в мифологии народов разных частей света.
Драконы в культурах народов мира
Самые первые драконы, которые зафиксировала наука, появились в Месопотамии ещё у древних шумеров. По их легенде однажды из моря вышло некое змееподобное существо по имени Тиамат, задачей которого было вновь повергнуть весь мир в изначальное состояние хаос. Но молодой тогда ещё бог Мардук не позволяет осуществиться коварным планам, он убивает Тиамат и таким образом всех спасает. По легенде спасённым значится весь космос, а не только Земля.
Слово dragon пришло в английский язык в начале XIII века из старофранцузского языка. Французский же унаследовал его от латыни: draco «огромная змея». В латынь слово перекочевало из древнегреческого: 6pdKGJV (drakon), что означало не только змею, но и гигантскую морскую рыбу. То есть греческий и латинский термины обозначали любую большую змею или рыбу, не обязательно мифологическую. Можно предположить, что греческое бракогу происходит от глагола беркорси (derkomai), означающего «я вижу». К такому выводу можно прийти, если думать о «смертоносном взгляде» хищной рептилии. А ведь глаза змеи кажутся постоянно открытыми и наблюдающими. Хотя на самом деле её глаза видят через прозрачные веки, которые постоянно их прикрывают.
Сказания о драконах и змеях существуют на всех континентах. О них рассказывали кельты и викинги, русичи складывали былины о битвах богатырей со Змеем Горынычем. Индейский пернатый змей Кетцалькоатль весьма похож на славянского бога Велеса, изображавшегося в виде огромного змея и «сочетавшего в своём облике мохнатость и чешую». В Китае легенды о драконах восходят к глубокой древности. Там драконы до сих пор символизируют доблесть и благородство.
Одно из самых ранних изображений драконов гигантские змеи в мифологии древнего Ближнего Востока, особенно в месопотамском искусстве и литературе, где драконоподобные существа описаны в эпосе творения «Энума Элиш», датируемом концом II тысячелетия до нашей эры.
Драконоподобные существа (Башму и Ушум-галлу) также появляются в текстах аккадского периода, причём наиболее известным является Мушману древний месопотамский мифологический гибрид змея, льва и птицы, чьё имя означает «красноватая змея» или «свирепая змея», он был изображён на воротах Иштар в Вавилоне.
Первые свидетельства, которые можно точно определить как «драконьи», относятся к шумерской культуре, возникшей 5 тысяч лет назад в междуречье Тигра и Евфрата. Далее около 1500 года до н. э. воины-всадники Центральной Азии занесли фрагменты шумерского мифа на запад в Европу и на восток в Китай. Завоеватели-арии могли принести с собой легенду о драконе в Индию, а затем торговцы могли донести её до Индонезии и Австралии, где существует миф о Летучем Змее.
Хотя драконы (или подобные дракону существа) присутствуют в легендах во всем мире, в различных культурах мира драконы не похожи друг на друга. Драконы бывают страшными или добрыми, созидателями или разрушителями.
В зороастрийской литературе Ирана и Персии драконы, такие как Ажи Дахака, что означает «авестийский великий змей», считались олицетворением греха и жадности. В персидской суфийской литературе Джалал аль-Дин Мухаммад Руми предполагает, что драконы символизируют чувственную душу, жадность и похоть, которые должны быть умерщвлены в духовной битве.
В Азии рассказывают о великодушных драконах. Уважение и щедрые приношения вот всё, что им нужно. А в Европе живут огнедышащие драконы, которые требуют человеческих жертв. Как правило, на Востоке драконов чтят, а на Западе боятся.
Восточный дракон не летает и не дышит пламенем. Он плавает и легко скользит по поверхности змеиной буквой S. Он сформировался из комбинации разных животных, но его основа змеиная. Он может приносить удачу или просто помочь принести воды во время посевной.
В древнеегипетской мифологии Апоп или Апофис гигантское змеевидное существо, обитающее в царстве мёртвых или «под горизонтом». Впервые упомянутый во времена 8-й династии (21812160 гг. до н. э.), Апоп родился из пуповины Ра и был противником света и Маат (древнеегипетской богини истины, справедливости, закона и миропорядка), вступая в эпические поединки с Ра на протяжении веков.
Нехебкау ещё один гигантский змей, охраняющий Дуат и помогающий Ра в его битве с Апопом. Хотя первоначально он считался злым духом, позднее он стал погребальным богом, связанным с загробной жизнью, и одним из сорока двух оценщиков Маат, которые судили души умерших.
В древнеегипетских заупокойных текстах, найденных в гробнице Тутанхамона, изображён Уроборос древний символ, изображающий змею или дракона, пожирающего свой хвост. Этот символ сохранился в Египте до римских времён, когда он часто появлялся на магических талисманах, иногда в сочетании с другими магическими знаками.