Тут и проявился истинный гений. Пинский знал, что скоро должен пойти мощный атмосферный фронт, который в Улюлюйске зовут «враждебные вихри». Он дождался первых дуновений этого фронта и вместе с бойцами взорвал склад.
Ветер поднял облако дуста и понёс его в Улюлюйск и окрестности. Так всего за пару дней наш край избавился от паразитов. Англичанка расстроилась и ушла.
Пинского потом сделали комиссаром здравоохранения и даже ввели тот самый «День освобождения от гнид». Но праздник как-то не прижился, и помнят о нём только старики да веснописцы всякие.
Ещё изгнание, но на этот раз инолешего
В западных областях Улюлюйского края был интересный обычай «изгнание инолешего». Считалось, что летом леший Ербохомохля приезжает на огромной подводе, чтобы собрать все шишки-желуди, выловить лягушек, чтобы они пели на его свадьбе, да заодно прихватить рыб с икрой. Приезжает он на огромной телеге с ларями и бочками, да при этом постоянно курит.
Выбирали солнечный осенний день, рано вставали и надевали лучшее. А потом брались за руки и цепью шли по лесу. У кого были свободные руки, размахивали палками. Все пели довольно непристойные песни про то, что вот у нашего лешего лягушки поют соловьями, шишки с голову, а икры в рыбах больше, чем звёзд на небе. О некоторых, скажем так, интимных подробностях жизни лешего дети узнавали как раз из этих песен.
Во время такого похода находили много интересного: шалаши лихих людей, запретные делянки с хмелем и винокурнями, пропавших грибников, красивые коряги. А в полдень цепь разрывали и шли обратно, громко улюлюкали и пели совсем уж дикие песни про жизнь инолешего. Привести я их не могу.
Надо ли говорить, что западные области губернии были самыми тихими и безопасными? Капитан-урядник даже просил денег у Губернатора, чтобы перенести традицию в другие волости, но ему не дали.
Тогда насильно одну деревню переселили на юг. Но они там по лесам не ходили. Может, вода не та, может, люди из другого теста. А может, они не успели развести в лесу винокурни, невидимых начальственному глазу.
Комар против учёных
Однажды в Улюлюйске остановился сборный отряд фольклористов из двух столиц. Ну, как остановился. Их сняли с поезда Таллин Хабаровск: одна половина отравилась беляшами, а вторую просто за компанию. Тогда-то они и провели исследование улюлюйского фольклора, аналогов которому, разумеется, нет.
Так, учёные записали удивительный обряд Противомасленица. Или, как говорили улюлюйцы, «ни комара, ни мухи, ни порухи». Традиционно его отмечали 31 августа.
В этот день улюлюйцы работали до обеда, а после собирались большими группами и приносили горшок, набитый комарами и мухами, которых набили за лето. Все смотрели, одобрительно гыкали и рассказывали, как были добыты трофеи.
А после разводили огромный костёр, куда и скидывали высохшие трупики. Под гармонь и залихватские танцы, разумеется.
Через губу столичные заметили, что «улюлюйцы из любой ерунды делают праздник». Так, может, потому улюлюец в целом счастливей многих?
Ношение котлет
Не совсем праздник, но традиция, хоть и мимолетная. Однажды я разбирал подшивку «Улюлюйского моряка» и встретил фельетон, где встречается фраза «из кармана его торчала котлета». Контекст был издевательский, сейчас так говорят про катальцев на электросамокатах.
И если бы статья была из 90-х, я бы понял. Но выпуск был от 1955. И тогда выражения «котлета денег» ещё не было.
За помощью я обратился к сторожу нашей консерватории. Он когда-то работал переписчиком партитур и в 1955 году как раз мог быть героем того фельетона.
Сторож утёр сентиментальную слезу и рассказал, что году в 1954-м в столовых появилось удивительное блюдо на стыке американского гамбургера и улюлюйского хлебосольства. Название было вроде «Дары закромов».
Стоили «Дары» почти 10 дореформенных рублей (то есть рубль) и состояли из улюлюйской булки (чуть меньше и ниже, чем «Городская»), двух котлет и горчицы. Иногда могли добавить ядреные маринованные огурцы, а летом-осенью свежие. Любители ещё крошили туда «Дружбу».
Есть такой бутерброд было жалко. Потому франтоватые молодые люди делали хитрую упаковку из газеты. Её надо было свернуть кульком, но одну котлету не закрывать. Бутер убирали в карман широченных брюк так, чтобы прохожим эта самая свободная котлета была видна. Отсюда и выражение собственно.
Блюдо продержалось в меню столовых пару лет и потом исчезло. А жаль, конечно, сейчас бы имело успех. Хоть положить в карман его уже не выйдет, поскольку штаны стали уже, и карманы мельче.
В телеграме Нектора есть даже историческая реконструкция того обычая. Ссылка на канал в конце книги.
***
Вот я и рассказал про самое главное, что нужно знать об Улюлюйске: про Губернатора и нашу мудрую историческую школу. Теперь можно и в анекдоты окунуться.
Впереди вас ждут истории нашего края, рассказы о разных мистических сущностях и отдельные биографии выдающихся улюлюйцев.
Истории Улюлюйска, записанные и самые настоящие
Ромейский след в улюлюйском генофонде
Ещё при Цезарях в Улюлюйск прибыл небольшой торговый караван в сопровождении отряда легионеров. Торговцы привезли вино, керамику и оливковое масло. Ну а чем ещё удивить варваров, что мажут волосы бобровым салом? Заодно дадим им дороги и римское право, так они думали.
Но купцы были неприятно удивлены: их встречали каменные пирсы, многоэтажная контора портоуправления и маяк, выкрашенный в пурпур. Сами улюлюйцы ходили в вышитых льняных рубахах и шерстяных костюмах тончайшей работы. Латинского они не знали, но понимали сердцем (именно так и написано в веснописи).
Показали купцы виноградное вино с травами, а улююйцы им в ответ крыжовниковое да ежевичное.
Достали горшки и амфоры, а в ответ получили глиняные борщеварки с функцией подогрева чесночного хлеба.
Масло доставать даже не стали, когда им предъявили улюлюйский купаж подсолнечного и горчичного.
Купцы расстроились, заперлись на кораблях и стали с горя свой товар пить и другим закусывать. А через пару дней отбыли в грусти и печали. По пути от горя выбросили товар и потом в Риме рассказывали, как их ограбили скифские пираты. Да, прямо на лошадках своих корабли брали на абордаж. Страшно.
А вот легионеры остались. Привольно же. Никакой децимации и полбяной похлёбки. Земли полно строй дом, расти хлеб и капусту. От тех легионеров ведёт начало одна из княжеских ветвей.
Римское право легионеры насаждать не стали, потому что улюлюйцы судили справедливостью сердца, а не скучными буквами и положениями. Но вот как делать дороги, напрочь забыли.
Но это ничего, такое бывает. Если уж 20-й атомный век не смог, то куда уж римлянам.
Попрание пришлого конунга
В отличие от всей остальной Руси, Рюриковичи в Улюлюйске сразу не прижились. Ругвар, третий помощник точильщика мечей Рюрика, выиграл в кости у Синеуса город, которым и был Улюлюйск. Подумал он тогда, что, может, всласть править и угнетать.
Когда же Ругвар к нам добрался, то обнаружил крепкие каменные дома, крепкие моральные устои и не менее крепкий квас с хреном и гонобобелем. Последний, к слову, смягчал нравы, устои и кожу для выделки.
Но Ругвар этого уже не узнал, потому что, спускаясь с коня, сломал шею. Но напоследок успел нашептать, как его хоронить по варяжскому обычаю: со связанными руками и в горящей лодке.
Следующий воевода Улюлюйска из Рюриковичей Гвидослав решил уподобиться Начальству и завещал похоронить его также по-варяжски. Но улюлюйцы поняли решение слишком буквально, схватили Гвидослава и повязали. После чего положили в лодку, подожгли и отправили вниз по течению.