О прошлом, настоящем, будущем - Василий Арсеньев

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу О прошлом, настоящем, будущем файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Василий Арсеньев

О прошлом, настоящем, будущем

Раздел 1. Религия и наука

Религия и наука: прошлое, настоящее и будущее


А Богу быть, ибо Бог даёт радость

Да здравствует Бог и Его радость! Люблю Его!

Ф.М. Достоевский Братья Карамазовы


Часть первая. Формы познания. Религия

Противостояние между религией и наукой реальность последних пятисот лет Каковы его истоки, последствия и пути преодоления? На эти и другие вопросы постараемся найти ответы в настоящей работе

Религиозное понимание мира появилось в массовом сознании людей много тысяч лет назад. Представления о богах, сотворивших мир и управляющих им, по мнению материалистов, родились вследствие страха древних людей перед силами природы, которых оные пытались задобрить жертвами, нередко человеческими. В словах учёных есть разумное зерно, поскольку страх перед стихийными явлениями жив и по сей день: мы, как и прежде, трепещем в душе, когда слышим о землетрясении в Японии, извержении вулкана в Индонезии, наводнении в Европе Зависимость человека от природы, частью которой он является, была и, увы, будет всегда. Да, представления древних о богах и божествах были во многом примитивны: им часто приписывались человеческие свойства и даже недостатки. Боги древности это «супергерои» из плоти и крови. Таким, например, был греко-римский пантеон богов. Но важна суть: наши далёкие предки интуитивно знали, они чувствовали, что мир многообразен Быть может, они обладали знанием, которое мы утратили, а утратили потому, что привыкли жить лишь умом, не обращаясь к своему сердцу. Работа, дети и небольшие земные радости не оставляют времени для размышлений о разумном, добром и вечном А в больших городах жизнь проносится перед глазами словно ураганный ветер. Люди замыкаются, не замечают чужих бед Наши далёкие предки жили тихо, спокойно, без суеты, на природе и в согласии с ней. Не было высокомерия, надменного отношения к той среде, что породила человека. Вознёсся человек, возгордился, но страх перед стихийными силами природы остался

Высокомерие к природе, начиная с 17 века, стало перерастать в отрицание её Творца Именно в это время зарождается пантеизм с греч.  всё есть Бог учение, отождествлявшее природу и Бога. Пантеисты, в том числе Джордано Бруно и великий русский писатель Лев Толстой, отрицали Бога как личность

Итак, религиозное мировоззрение Мы никогда не найдём ответа на вопрос, что послужило его началом. Быть может, истоки религии лежат в страхе древних перед природой, а, может, в божественном откровении Возможно, имело место и то, и другое Иные полагают, что религия изобретение пришельцев из других миров, в древности посещавших нашу планету, для направления развития людей. Независимо от того, что является прародиной человечества: Африка, на которой так неистово настаивает официальная наука, или Месопотамия, о чём говорит Библия,  у ветвистого древа под названием «религия» множество корней На мгновение предположим, что в Библии написана правда о Вавилонском столпотворении. Стало быть, люди, знавшие о бытии Бога, окончательно забыли о Нём после того, как языки смешались, и народы рассеялись по всему свету Для Авраама, жившего, как полагают, во времена царя Хаммурапи, его разговор со Всевышним был Божественным откровением

Истина не ограничена рамками видимого мира и открывается тем, кто перешагнул иллюзорную грань между жизнью и смертью

На протяжении тысячелетий, когда не существовало науки, люди видели этот мир только сквозь призму своих религиозных представлений

Всего несколько тысяч лет назад по геологическим меркам это недавно зародилась «первая наука»  любомудрие, больше нам известная как философия. Это новая форма мировоззрения, основой которой стали законы и принципы формальной логики, а не божественное откровение, как в религии. Общепринято, что родина философии античная Греция. Это не так: задолго до Пифагора, Платона и Аристотеля в Индии были написаны Веды, священные писания индуизма, которые имеют столь же философское значение, сколь и религиозное.

Появление философии ознаменовало конец доминирования религиозного понимания мира. Человек пошёл дальше в своих поисках истины: ему мало было мифических рассказов о происхождении мира из хаоса и о плоской Земле, лежащей на трёх китах. В Древней Греции стремление к известности подвигло новоявленных философов обратиться к абстрактным рассуждениям о бытии Человеческая мысль, подгоняемая гордынею, не стояла на месте, и вскоре философы разделились на два непримиримых лагеря: идеалистов и материалистов, разойдясь во мнениях относительно основного вопроса философии: «Что первично: дух или материя?» Большинство философов античности склонялись к идеализму и не отрицали существования богов. Но и материалисты того времени, как это ни странно, признавали их бытие. Правда, одни из них, например, Эпикур и его последователи, считали, что душа смертна и умирает вместе с телом. Впоследствии во времена Ренессанса о трудах этих и других философов вспомнят, для того чтобы в следующую эпоху эпоху Просвещения они получили новую жизнь и дальнейшее развитие в «вульгарный материализм»

В древности все религии были языческими (политеизм): люди верили в сотен разных богов и божеств, им поклонялись, строили капища, задабривали щедрыми жертвами. Огромным шагом вперёд стало зарождение культа Единого Бога у крохотного еврейского народа, прожившего длительное время в рабстве у египетского царя-фараона. Имя Бога (тетраграмматон) у иудеев считалось священным, и Его могли произносить исключительно левиты (священники) и только в Храме, а до его построения в скинии собрания. Как известно из текстов Ветхого Завета, избранный народ вскоре после прихода в Землю обетованную развратился, и половина отпали от веры отцов, переняв обычаи соседних народов. Бог покарал евреев: Ассирия завоевала царство Израильское, а халдеи вскоре поработили Иудею. Первый храм, построенный Соломоном, был разрушен, а евреи уведены в плен, в столицу державы халдеев Вавилон, где, как предполагается, появились первые синагоги. После возвращения из плена спустя семьдесят лет иудеи с благословения персидского царя Кира отстроили храм заново

Но единобожие появилось задолго до иудаизма Свыше трёх тысяч лет назад фараон Аменхотеп (Эхнатон) упразднил язычество и ввел единый культ Атона бога солнечного диска. Фараон сочинил хвалебный гимн Атону и построил новый город в его честь Ахетатон («Горизонт Атона»). Широко известно изображение фараона и его жены царицы Нефертити; ладошки протянутых от солнечного диска рук ласкают венценосных поклонников бога. Исход иудеев из Египта зачастую относят к тому же веку, что и правление Эхнатона. Невзначай рождается вопрос: «Нет ли связи между этими событиями?» Иудаизм проповедует единобожие, как и вера египетского царя-реформатора. Евреи оказали влияние на мировоззрение молодого фараона, а после его свержения бежали из страны? Или было всё наоборот?

В Персии древние арии поклонялись Единому Богу, называя Его Ахура Мазда (Господь Мудрый). Бог есть свет; солнце и огонь воплощения Бога в этом мире. Благие мысли, благие слова и благие поступки основа жизненного пути почитателей Мазды. Перу пророка Заратустры (греч. Зороастр) приписывают древнеарийское произведение Авеста, в котором подробно изложено учение о Боге-Творце и его ипостасях, о дьяволе и аде, то есть всё то, что позднее легло в основу христианства и ислама. А зарождался зороастризм в противовес кровавым культам богов арийских Вед. Примечательно, что персы с большим уважением относились к иудейской религии, а евреи почитали царя Кира помазанником Божьим. Стало быть, у них была одна вера?!

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге