Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Гитара в литературе файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Виталий Родионов
Гитара в литературе
Молодым гитаристам и всем поклонникам гитары
Посвящается талантливому гитаристу и композитору Денису Асимовичу
ОТ АВТОРА
Впервые я познакомился с классической гитарой, когда начал преподавать сочинение музыки молодым гитаристам Валерию Живалевскому, Владимиру Захарову, Денису Асимовичу будущим лауреатам международных конкурсов. Мне открылся ранее неведомый мир звуков, гармоний и мелодий чудесного испанского инструмента!
Помню, как однажды бродил по лесу, любовался красотой природы, а в душе зрели восторженные слова о гитаре, готовые вылиться на бумагу.
Это были счастливые минуты!
Позже мне захотелось переложить для гитары отдельные номера из моей оперы. Но увы! не получилось.
Выручил преподаватель Белорусской академии музыки Валерий Живалевский. Он сделал замечательные транскрипции моих пьес и сыграл их на сцене республиканской филармонии.
Я снова пережил минуты восторга!
Шло время.
Известный гитарист Денис Асимович обратился ко мне с просьбой написать книгу о гитаре. Я не мог отказать ему, ибо знал, что новая встреча с волшебницей-гитарой будет такой же радостной, как и все предыдущие.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. XIII-XVIII ВЕКА. ПРОБУЖДЕНИЕ
АЛЬФОНС Х
Альфонс X Мудрый (1221-1284) король Кастилии и Леона с 1252 года. Отвоевал у арабов Херес, Кадис. Централизованная политика Альфонса Х натолкнулась на сопротивление знати, в 1282 году фактически был лишен власти.
Гитара, как и любое творение рук человеческих, из века в век
преображалась. Каждое новое поколение людей вносило в ее конструкцию какие-то изменения и улучшения. История доработок гитары еще ждет
своего исследователя, но кое-что уже сделано. К примеру, на тщательно прорисованных заставках, украшающих пергаментный экземпляр
рыцарских романсов «Песни Святой Марии», автором которых является
король Альфонс Х Мудрый, встречаются изображения гитары. Нетрудно разглядеть ее разновидности: примитивную, названную в специальной литературе мавританской, и более совершенную, латинскую. Порой плохо различимы детали
инструмента, хотя любопытнейшее это дело рассматривать старинные миниатюры!
АДЕНЕ ле РУА
Руа, Адене ле (ок.1240-ок.1300) французский поэт. Последний из великих труверов, автор стихотворных романов «Берта Большеногая» и других.
Литературные источники свидетельствуют, что в середине XIII века на гитаре играли в основном деревенские музыканты. Иногда когото из них брали на придворную службу. Так, в «Романе о Клеомадесе» (конец XIII столетия) его автор, Адене ле Руа, описывает жизнь некоего королевского двора. После обильной трапезы музыканты развлекают пирующих. «Для гостей отобедавших пели / Под аккорды негромких гитар / Приглашенные в зал менестрели, / И, ценя их божественный дар,
/ Гости слушать певцов были рады / И другой не желали услады»
Не обходились без гитаристов и во время празднеств, ежегодно устраиваемых в замке. «Был обед приготовлен на славу, / Ждали всех развлеченья, забавы, / Все, чем праздник прекрасен и мил, / Ведь король музыкантов любил / И для них покровителем был. / При дворе содержали лютнистов / И искусных в игре гитаристов»
Как видим, гитаре уже в те далекие времена отводилось достойное место в высшем обществе!
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
Данте Алигьери (1265-1321) итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», 1292-1293, издание 1576). Философские и политические трактаты («Пир», не закончен, «О народной речи», 1304-1307, издание 1529, «Послания», 1304-1316). Вершина творчества Данте поэма «Божественная комедия» (1307-1321, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.
«Божественная комедия» Данте косвенно свидетельствует о музыкальных пристрастиях поэта. «Поистине улыбки был достоин / Его ленивый вид и вялый слог. / Я начал так: «Белаква, я спокоен / За твой удел; но что тебе за прок / Сидеть вот тут? Ты ждешь еще народа / Иль просто впал в обычный свой порок?» Известно, что прославленный поэт вывел в трилогии многих своих знакомых, и Белаква не исключение. Этот флорентинец выделывал грифы к лютням и гитарам, а Данте с ним дружил и очень любил послушать его игру.
Кто знает, сколько звучных терцин поэмы были вдохновлены гитарой!
ХУАН РУИС
Руис, Хуан (1283-ок.1350) испанский поэт. В поэме «Книга благой любви» (ок.1343)
конфликт возвышенного, аскетического и чувственного понимания любви.
Гитара была непременным атрибутом молодого красивого идальго. Вот как Хуан Руис описывает своего героя: «Высокий, крепкий, ходит он степенно, / Ступает важно, как павлин надменный. / Большая голова на низкой шее, / Крутые волосы угля чернее, / Нос маленький, а рот большой и алый, / Две алые губы, как два коралла / Всегда любезный и всегда приятный, / Играет на гитаре, знает песни, / Он шутками всех шутников известней».
Герой Руиса монах, а его страстная любовь к юной монашке все-таки осталась целомудренной, не запятнанной плотским соблазном. В этой ситуации гитара несет на себе «светскую» нагрузку, выступая в роли искусительницы.
В исследовании о «канте хондо» композитор Мануэль де Фалья приводит любопытные строки испанского поэта Хуана Руиса, свидетельствующие о том, что арабские музыканты использовали гитару особой конструкции, несколько отличную от европейской: «Там слышится резкий звук мавританской гитары, / Так остро выделяющийся среди голосов, причудливый среди звучаний, / Дородная лютня, аккомпанирующая веселью, / Латинская гитара, собирающая толпу».
Хуан Руис делает различие между гитарой мавританской и латинской. У каждой из них своя публика.
ГИЛЬОМ де МАШО
Машо, Гильом де (ок.1300-1377) французский поэт и композитор, представитель
«
арс нова».
Лирические стихотворения,
аллегорические
поэмы
(«Книга
о действительно
случившемся»,
1365).
В
музыкальных произведениях
одноголосие
(традиция
музыкальнопоэтического рыцарского
искусства)
сочетается
с полиф
оническими приемами.
В хорошо известном «Взятии Александрии» Гильома де Машо сцена шумного победного торжества не обходится без упоминания гитары. «Все инструменты оказались в сборе. / Орган могучий рядом с цистрой старой, / В соседстве с лютней арфа и труба, / Отдельно красовались две гитары, / В чьих струнах страсть, и радость, и мольба.
/ Здесь были также бубны и цимбалы»
Колоритная поэтическая зарисовка показывает, как широко была распространена гитара в Европе эпохи Раннего Возрождения, когда восходила звезда Петрарки и Боккаччо.
ДЖОВАННИ БОККАЧЧО
Боккаччо, Джованни (1313-1375) итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая
повесть
«
Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении «Декамерон»
(1350-1353,
опубликовано
в
1470)
книге реалистических новелл, проникнуты
х идеями гуманизма, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354-1355, опубликована в
1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок.1360, опубликована в 1477).
Одна из новелл «Декамерона» Боккаччо доказывает, что гитара уже в середине XIV века была повсеместно распространена в Италии. Некий художник влюбился в молодую сеньориту, однако робеет перед ней. Тогда его коллега решается дать совет. «По дороге во Флоренцию Бруно сказал Каландрино: Она тает от твоих взглядов, как лед на солнце, можешь мне поверить. Захвати-ка с собой гитару и спой любовные песенки вот ей-богу, она выпрыгнет к тебе в окошко!»