Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Казачество: территория тайн. Свет и тени файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Владимир Георгиевич Коломиец
Казачество: территория тайн. Свет и тени
© Коломиец В. Г., 2023
© Оформление. ООО «ИТД «СКИФИЯ», 2023
Вступление
Николай Белоусов московский поэтКак рано молодость уходит.Как поздно мудрость к нам приходит.И хорошо, коль в трудный часНаш Разум не оставит нас.
В жизни сейчас стремительно меняется всё. Меняются мир вокруг, города и сельские поселения, в которых мы живём.
Меньше других, если послушать телевизор, меняются Афины и Рим, сохраняющие очарование тысячелетних руин и отталкивающие своей обычной безалаберностью и бесхозяйственностью, из-за которых рассыпаются ещё не старые здания, соседствующие с величественными памятниками древних веков.
Заметно меняется в последние годы Москва. Изменения происходят в лучшую сторону, и воспринимаются они с восхищением и оптимизмом ведь они сулят такие же изменения для всей страны.
Меняется город Нальчик столица Кабардино-Балкарской республики, в которой я живу.
Центральные, да и не только, улицы превратились в царство новых офисов, магазинов и магазинчиков. Растут дома-многоэтажки. А частные коттеджи, похожие на небольшие крепости, с высокими кирпичными заборами и коваными воротами, даже удивляют.
Радуют площади и скверы Нальчика, за которыми чувствуется уход. Благоустраивается и ласкает взор людей Атажукинский парк в Долинске с его инфраструктурой отдыха.
Крупные города теперь оживлены и днём, и вечером. А вот город, где я живу, словно застыл в своём развитии. Он остаётся провинциальным. После работы народ как-то быстро расползается по домам. Пройдутся люди по магазинам, купят что требуется, и быстрее домой, к телевизору И часам к восьми-девяти, а то и раньше, улицы города пустеют. Редко проскочит машина, а ещё реже маршрутка и. всё? Город отходит ко сну.
А город носит такое приятное название Майский, и местные поэты величают его «райский».
Один из поэтов пишет так:
А в песне на слова поэтессы (тоже местной) есть такие слова:
И припев:
Впервые предки современных горожан появились здесь в 1819 году. Это были терские казаки, которые основали здесь военный пост. Волны Терека омывали побережье поселения и прибивались к берегу, «пришибались», как говорили казаки. Впоследствии пост Казачий получил название Пришиб. Сегодня это часть города, который носит имя самого цветущего месяца года. Дать такое живописное название сперва посёлку, а затем объединению посёлка и станицы в город в 1965 году решили жители. «Май время расцвета, благоухания природы. Это месяц, когда у нас останавливался Пушкин. Май это месяц надежд и счастья», так говорили люди.
Итак, если посёлок (а впоследствии город) Майский имеет относительно недавнюю историю, то о его северной стороне станице Пришибской было известно давно.
В 1824 году укрепление Пришиб представляло собой «маленький квадратный четырёхугольник с глубоким рвом и валом, обнесённый частоколом, из амбразур которого выглядывали орудия. Там, за оградой, среди врытых в землю казарм, выделялся небольшой домик для приезжих».
В таком виде Пришиб застал великий русский поэт А. С. Пушкин во время поездки на Кавказ в 1829 году. Следуя по тракту «.Военно-Грузинской дороги 16 мая он прибыл в Екатериноград. 18 мая выехал с оказией[1] из Екатеринограда и ночевал в укреплении Пришиб, 19 мая выехал из Пришиба в укрепление Урухское». В августе того же года по дороге в Петербург Пушкин снова останавливался в Пришибе.
Впоследствии укреплению присваивается наименование «станица», а жители переводятся в казацкое сословие.
Вскоре преобразуются в станицы и другие русские[2] поселения на территории нынешней Кабардино-Балкарии Котляревская (1840), Александровская (1838). Во второй половине XIX века приток русского населения на Кавказ усиливается. Увеличивается и население Пришибской и других станиц.
Примечательно, что казаки этих станиц быстро вступили в добрососедские, а со временем и куначеские отношения с горцами. Историки свидетельствуют, что Терек сближал народы. А куначество было своеобразным побратимством горского и казачьего населения.
Местные жители близлежащих аулов заимствовали у казаков опыт ведения земледелия, в частности возделывания пшеницы и других зерновых культур, садоводства и овощеводства. В их рационе появились продукты, о которых они не имели представления.
Казаки, в свою очередь, охотно изучали экономику и культуру горцев. Перенимали опыт ведения овцеводства и коневодства, особенный интерес проявляя к последнему. Из одежды большим спросом пользовались бурки, башлык, черкеска. Всё это нашло отражение в экипировке казака.
Со временем стала обычным женитьба казаков на горянках. На это явление обратило внимание даже Антропологическое общество Петербургского университета. В заслушанном ими докладе, в частности, говорилось: «Вследствие недостатка русских женщин казаки брали себе жён у кабардинцев, кумыков и путём смешения образовался особый могучий тип гребенского казака и казачки. Поразительная физическая красота и крепость этого типа общеизвестны.»
«Казаки отличаются от горцев только небритою головою: оружие, одежда, сбруя, ухватка, всё горское. Почти все говорят по-татарски, водят с горцами дружбу, даже родство по похищенным жёнам», писал А. А. Бестужев-Марлинский, лично побывавший на Кавказе и хорошо знавший терских казаков.
История происхождения и формирования своеобразной группы славянского старожильческого населения на Северном Кавказе «терских казаков» (самоназвание терцы) издавна интересовала исследователей, историков и писателей России.
О них писали В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский и другие.
Яркие представления о жизни и быте терского казачества дают произведения и воспоминания русских писателей, живших на Кавказе: А. С. Грибоедова, А. И. Полежаева, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого. Того же Бестужева-Марлинского, высказывания которого я привёл выше. Особенно правдиво и ярко изображена жизнь терских казаков в повести Л. Н. Толстого «Казаки».
Славянское древо породило чудную ветвь казачество: запорожское, донское, терское, уральское, сибирское, кубанское Наш долг восстановить историческую правду о казачестве, возродить его добрые традиции.
Может возникнуть вопрос: чем же привлекателен этот, казалось бы, давно канувший в Лету казачий мир, почему до сих пор живы старые казачьи песни, да ещё и новые «под казаков» и про казаков сочиняются?
Наверное потому, что их многочисленная общность сумела просуществовать много, много веков. Слово «казак» вошло практически во все ныне существующие языки. А интерес к традиционной культуре народов, к их языкам, обычаям, обрядам, истории за последние десятилетия необычайно возрос во всём мире. Это, безусловно, закономерное явление, которое имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.
Процессы, происходящие в нашем обществе, вызвавшие бурный рост национального самосознания, ощущения своей самобытности, неповторимости, не обошли стороной и потомков терских казаков, история появления которых на Кавказе уходит в глубь веков.
Молодёжь хочет знать свою историю. Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня становится аксиомой.
«Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории», писал академик Д. С. Лихачёв.