Фраза «Хлеба и зрелищ», являясь своеобразным упреком древнеримского поэта недальновидному народу, думающему лишь о еде и развлечениях, а также подкупающим подачками население политикам, стала популярной еще в античные времена. Не потеряло оно своего значения и в наши дни. Более того, сегодня с помощью телевидения и Интернета можно распространить это оболванивающее безумие по всему миру (Олимпиады, чемпионаты мира, музыкальные концерты, сериалы, ток-шоу и т. д.), «заботливо» навестив своего зрителя в каждом уголке Земли.
Эта фраза нередко встречалась и в более поздней литературе. Так, в очерке «Сила событий» (1870) Михаил Салтыков-Щедрин утверждал: «Издавна нам сдается, что невежественная и обнищавшая толпа тешится только равнодушием, требуя при этом хлеба и зрелищ».
Известный художник и писатель Николай Рерих в литературных очерках «Листы дневника» (1935) отметил свое наблюдение: «Толпа, как и прежде, жаждет хлеба и зрелищ».
В 1960-х годах писатель и философ Иван Ефремов сказал: «Потакая самым низменным инстинктам, правители Рима превратили своих граждан в невежественную садистскую толпу, ненасытную в требовании «хлеба и зрелищ».
На вопрос о возможности управления обществом с помощью практики хлеба и зрелищ историк Виталий Болдузев в одном из интервью ответил, что, по сути, «функции остались прежними: накормить и отвлечь, чтобы легче было манипулировать массами, изменился лишь формат «хлеба и зрелищ».
Функции манипулирования и отвлечения продолжают действовать и по сей день. Взять, например, кинематограф, телевидение, печатные СМИ или Интернет. Если в 1990-2000-х годах важнейшим идейным распространителем являлось телевидение, то сегодня лидирующую позицию, вероятно, удерживает Интернет. Ведь в современном мире он является удобным способом для манипулирования, идейной обработки населения и источником любых зрелищ. Сегодня разные группы, культурные сообщества создают свои сайты, каналы, проводят воспитательные, культурные и другие мероприятия.
В древности правители расходовали приличные суммы денег на завоевание любви и авторитета у простого народа, оплачивая различные зрелища вроде гладиаторских боев. Манипулирование народом было выгодно не только государству, но и любым состоятельным людям, желавшим извлечь из людской толпы какую-либо выгоду.
Сегодня формула «Хлеба и зрелищ» остается одним из классических приемов управления народными массами. Кандидат в президенты любой страны во время предвыборной кампании обнадеживает граждан обещаниями об улучшении их материального состояния, укреплении экономической мощи и авторитета своего государства. А выполнять обещания или нет после выборов дело второстепенное.
Вернемся к тому смыслу фразы, который вкладывал в нее автор, то есть Ювенал. Ведь кто, как не он, лучше всего понимал ее суть. Он говорил, что под воздействием одурманивающего веселья, специально навязываемого властью, народ больше не заботится о своем историческом праве по рождению участвовать в политической жизни.
Сегодня различного рода скрытые диктатуры и олигархии с помощью практики «Хлеба и зрелищ» вытесняют из сознания людей понимание этого факта. Здравомыслящее население главный враг для политиков и элит в любой стране.
Шоу императора
Вернемся вновь в Древний Рим и рассмотрим способы развлечения толпы с помощью зрелищ.
Помпей Магн организовал постройку первого в Риме постоянного каменного театра. Он бы открыт в 55 г. до н. э. роскошными играми, продолжавшимися несколько дней. В программе были театральные постановки, состязания в цирке и бои с дикими зверями, во время которых только львов было убито 500.
В погоне за властью правители не останавливались ни перед чем: ни перед убийством людей, ни перед убийством животных. Кровожадную публику радовали бои гладиаторов между собой, сражения кораблей, поединки между гладиатором и хищным зверем, бои между дикими животными. Среди животных участвовали слоны, буйволы, львы, леопарды, волки, а с 58 года до н. э. и крокодилы.
Важность зрелищ вскоре осознал и самый известный правитель империи Юлий Цезарь. Игры в честь его триумфов, как и сами триумфы, были постановочными шоу небывалого размаха. Намеревался он построить и огромный театр, который превзошел бы театр Помпея.
В 46 г. до н. э. для народа были устроены скачки на колесницах, за играми атлетов и поединками гладиаторов последовала пятидневная травля зверей, в которой участвовало 400 львов, буйволов и, по некоторым свидетельствам, даже жираф. Была показана битва двух полков по 500 пехотинцев, 20 слонов и 300 всадников с каждой стороны. Для морского боя с участием нескольких кораблей было выкопано озеро на Кодетском поле. Светоний отмечал: «На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народа, что многие приезжие ночевали в палатках на улицах. Были зафиксированы случаи давки».
Октавиан Август вывел зрелища на совершенно новый уровень. «В отношении зрелищ он превзошел всех предшественников: его зрелища были более частые, более разнообразные, более блестящие» (Светоний). При Октавиане в Риме появился первый каменный амфитеатр амфитеатр Тавра. Он же достроил театр Марцелла, начатый еще Цезарем. Этот театр считают прообразом Колизея.
На празднествах в честь освящения храма Марса в боях с гладиаторами было убито 36 специально доставленных из Египта крокодилов. Сам Август писал об устроенных им играх так: «Трижды гладиаторские игры я дал от моего и пять раз от имени моих сыновей и внуков, в каковых сражались около десяти тысяч человек. Дважды зрелище атлетов я предоставил от своего имени и в третий раз от имени моего внука. Игры устраивал от моего имени четырежды, а через других магистратов 23 раза. Травли африканских зверей в амфитеатрах я дал 26 раз, для которых было доставлено зверей около трех с половиной тысяч. Зрелище морского сражения народу дал за Тибром, на каковом месте теперь находится роща Цезарей, выкопав землю в длину на 1800 футов, а в ширину на 1200 футов».
Бои гладиаторов Августом были фактически монополизированы. На устройство остальных игр действовали ограничения, от которых Август обычно получал освобождение специальными постановлениями сената. Игры, которые он устраивал от своего лица или от лица членов своей семьи, отныне были самыми дорогими и масштабными.
Толпы практически безработных людей, получавших довольствие от государства, находили себе в зрелищах утешение. Организованный императором, а позднее главным сенатором досуг, становился их образом жизни. На играх они сполна выплескивали свои эмоции и страсти. Так, империя направляла их энергию в нужное, контролируемое русло, и это избавляло ее от бунтов и мятежей толпы.
Как-то раз сам Август стал порицать популярного исполнителя пантомимы Пилада за раздоры с другим актером Бафиллом (любимцем Мецената). Пилад, нисколько не смущаясь, нагло отвечал ему: «Это ведь тебе на руку, Август, что народ тратит время на нас». Император прекрасно знал, что Пилад прав. Именно он вернул Пилада в Рим из ссылки (в которую сам же его и сослал ранее за дерзость), на радость публике.
Зрелища играли и объединяющую роль. Накал страстей, драма, заряженная атмосфера зрелищ как бы сливала огромное количество людей в одно целое. Сегодня таким же образом кипят страсти на стадионах во время футбольных матчей. Люди чувствуют сопричастность друг к другу и к происходящему.
Сам Октавиан Август вскоре стал поводом для зрелища. Его въезд в Рим или выезд из него, празднование его побед, само его присутствие на играх было зрелищем. Чувство его близости заряжало толпу почти религиозным ликованием. Между ним и простыми людьми создавалась прямая связь, и эта связь добавляла ему авторитета. Август демонстративно посещал зрелища вместе с женой и детьми. Если дела вынуждали его уйти, он всегда извинялся, но, когда он присутствовал на играх, смотрел их внимательно и не отвлекаясь. Он знал, что Цезарь во время игр позволял себе заниматься делами, что народу не очень нравилось. Октавиан не повторил ошибок предшественника и показывал толпе, что увлечен зрелищами так же, как и они.