Аннотация: В России пьеса была запрещена к постановке вплоть до 1917 г. Первая постановка – 21 октября 1906 г. в венском Свободном театре. Режиссер – Рихард Валлентин.
---------------------------------------------
Леонид Андреев
Действующие лица:
ТерновскийСергейНиколаевич , русский ученый, уехавший за границу. Директор обсерватории. Знаменит; член многих академий и ученых обществ. Пятьдесят шесть лет, но на вид кажется моложе. Движения плавные, спокойные и очень точные; так же сдержан и точен в жестикуляции – ничего лишнего. Вежлив, внимателен, но от всего этого отдает холодом.
Терновская Инна Александровна, жена его, тех же почти лет.
Дети Терновских:
Николай,27 лет.
Анна,25 лет. Красива и суха, одета не к лицу.
Петя , 18 лет. Бледный, изящный, хрупкий; черные вьющиеся волосы; белый отложной воротник.
Верховцев Валентин Алексеевич, муж Анны. Лет 30. Рыжий. Самоуверен, повелителен, насмешлив. Иногда груб. Инженер.
Маруся. , невеста Николая, 20 лет. Красивая.
Ассистенты Терновского:
Поллак. Сухой, высокий, с большим лысым черепом, корректный. 32 года. Механичен. Курит сигары.
Лунц Иосиф Абрамович. Еврей, 28 лет. Привычка обращаться с точными инструментами придает движениям сдержанность и точность; но при волнении Лунц не выдерживает и жестикулирует со страстностью южанина-семита.
Житов Василий Васильевич. Неопределенного возраста.
Велик, волосат, медведеобразен. Всегда сидит. Своеобразно красив.
Трейч, рабочий, 30 лет. Черный, худощавый, очень красивый, сильно изогнутые брови; дальнозорок. Прост, серьезен, несловоохотлив.
Шмидт. Молод. Маленького роста; мелкие, но правильные черты лица; одет тщательно; говорит тонким голосом. Имеет вид незначительный.
Минна, служанка.
Франц, слуга.
Старуха.
Действие первое
Обсерватория вгорах.Поздний вечер.Сцена представляет две комнаты;первая – нечто вроде столовой, большая, с белыми толстыми стенами; у окон, за которыми мечется во тьме что-то белое, очень широкие подоконники;огромный камин, в котором горят поленья.Убранство простое, строгое, отсутствие мягкой мебели и занавесок.Несколько гравюр: портреты астрономов, волхвы, приведенные звездою ко Христу.Лестница вверх, в библиотеку и кабинет Терновского. Задняя комната – обширный рабочий кабинет, в общем похожий на первую комнату, но без камина.Несколько столов.Фотографиизвезд илунной поверхности, некоторые простейшие инструменты. Сидит за работой ассистент Терновского –Поллак.В передней комнатеИнна АлександровнаиЖитовразговаривают;Петячитает;Лунцходит взад и вперед.Уочагакухарка–немкаготовиткофе.
За окнами свист и вой горной вьюги.Потрескивают дрова в камине.Равномерно звонит колокол, сзывая заблудившихся.
Инна Александровна Звонит, звонит, а все без толку. За четыре дня хоть бы кто пришел. Сидишь, сидишь, да и подумаешь: уж живы ли там люди-то?
Петя.(отрываясь) . А кому прийти? Кто пойдет сюда?
Инна Александровна Ну, мало ли кто! Снизу может кто прийти…
Петя. Не до того им, чтобы по горам лазить.
Житов. Да, положение затруднительное. Дороги нет – как в осажденном городе, ни оттуда, ни отсюда.
Инна Александровна Денька через два и есть нечего будет.
Житов. Так посидим.
Инна Александровна Вам-то хорошо говорить, Василий Васильевич, – вы, как медведь, своим жиром неделю сыты будете, – а что мне с Сергеем Николаевичем делать?
Житов. А вы ему запас сделайте, мы и так обойдемся. Лунц, а Лунц, вы бы сели!
Лунц не отвечает, ходит.
Инна Александровна Ну и сторонка! Постойте, словно постучал кто. Постойте-ка!(Прислушивается.) Нет, показалось. Какая метель, у нас такой не бывает.
Житов. Бывает… в степи.