Лорд Квльп отрыгнул плотный, влажный, блестящий комок размером в два сложенных кулака.
Роберта не сводила глаз с комка. Лорд Квльп снова сделал "стойку" и издал громкий утробный звук, который леди Досвидерн переводить не стала.
Наступила тягостная пауза. Майджстраль видел, как все посетители устремились к выходу. Ему очень хотелось последовать их примеру, но он понимал, что оставлять Роберту одну невежливо.
А Роберта, похоже, догадалась, что лорд Квльп чего-то ждет от нее.
- Благодарю вас, - промямлила она.
Не говоря ни слова, лорд Квльп развернулся и заскользил к выходу. Леди Досвидерн и дама из службы безопасности, попыхивающая сигарой, тронулись следом за ним.
Роберта позвала робота.
- Прошу тебя... отнеси этот... предмет в мой номер, - попросила она.
Робот поднял комок невидимыми силовыми лучами и полетел к выходу.
Майджстраль встал и подал Роберте руку.
- Пожалуй, - сказал он, - нам не повредит глоток свежего воздуха.
Роберта поднялась.
- Благодарю вас, - сказала она.
- Вы вели себя превосходно, ваша милость.
Роберта удивилась:
- Вы так думаете? Я же просто... реагировала... инстинктивно.
- В таком случае ваши инстинкты, если можно так выразиться, были непогрешимы.
- Что ж, - проговорила Роберта, беря Майджстраля под руку, - будем надеяться, что такие вещи не будут твориться тут изо дня в день.
"Цигнус" передал свою ношу в руки неохотно принявшей ее служанки Роберты и отправился обратно в казино.
По пути он неожиданно остановился, развернулся к стене и направил невидимые лучи на спрятанные в ней замки. Стена отъехала в сторону, за ней открылся проход. Робот влетел в него.
На пульте у мистера Сана надрывно взвыла сигнализация. Он пробежал глазами по экранам мониторов и понял, что Майджстраль и Джефф Фу Джордж исчезли из поля зрения его камер. Хитрая улыбка искривила губы мистера Сана. Он нажал клавишу со словами "общее объявление". Всемогущему настала пора вернуть себе кое-что из принадлежавшей ему собственности.
- Клубничный Сектор, вход в двенадцатый туннель, - голосом триумфатора провозгласил он. - Уотсонс, игра началась!
2
Высший хозалихский Этикет позволяет людям в определенных, строго ограниченных пределах зарабатывать на жизнь воровством. А в Человеческом Созвездии, за неимением чего-либо лучшего после нескольких тысячелетий правления хозалихов, следуют Высшему Этикету. Комитет Созвездия по Традициям существует для того, чтобы видоизменять Этикет, приспосабливая его к образу мыслей людей. А необходим этот комитет потому, что в Человеческом Созвездии нет саморегулирующего аппарата, управляющего традициями хозалихов.
Аппаратом же, управляющим Империей, на самом деле является имперская семья. Что бы ни вытворяли пенджалийцы, а в особенности пенджалийский император, все это существует de jure [только юридически (лат.)] и исключительно в контексте Высшего Этикета. И сам император не может иначе: его поведением диктуется Высший Этикет.
Общепринятым объяснением существования Воровства в Законе является то, что Высший Этикет, помимо того, что он отражает безусловное почитание хозалихами ритуалов, благородства и идеализма, указывает и на другой, более непонятный аспект хозалихского характера, а именно - на их (малоизученное) преклонение перед лицами с небезупречной репутацией: шарлатанами, убийцами, развратниками, самоубийцами, пьяницами. Социоксенологи заметили, что Высший Этикет не только позволяет подобным личностям существовать в рамках правового общества, но и управляет их поведением, тем самым сводя к минимуму их отрицательное влияние на общество в целом. Вот и получается, что убийца становится дуэлянтом, человек, страдающий депрессиями, - идеалистичным самоубийцей, развратник искателем приключений, шарлатан - массовиком-затейником, а вор спортсменом.
Горькая правда состоит в том, что все эти общепринятые причины существования Воровства в Законе либо выставка в витрине, либо измышления post factum [впоследствии, задним числом (лат.)]. Настоящей же причиной этого пункта в Высшем Этикете является то, что Дифферс XXIII, последний император династии Монтиньи, был клептоманом, которого неудержимо тянуло стянуть небольшие ценные вещицы из комнат своих приятелей и министров. Как только это выяснилось, возникла необходимость как-то увязать клептоманию с Имперским Идеалом в умах подданных: нужно же было сберечь честь династии Монтиньи. В результате чего и возникло Воровство в Законе, разрешенное и управляемое Имперской Спортивной Комиссией, которую Его Императорское Величество добровольно спонсировал. Дифферс не стал вносить свое имя в перечень рассматриваемых в рейтинге кандидатур, а после того как слухи о его воровстве все-таки просочились (хотя и не были никогда подтверждены официально), отрицательный эффект урона императорской чести был сглажен. В ознаменование новой победы Высшего Этикета и имперского бюрократизма позорище Империи превратилось сначала в новую моду, а со временем - в настоящую индустрию.
Остается только гадать, могли ли приближенные Дифферса предвидеть результаты этой скромной попытки борьбы с неполадками. Предугадать, что грабители станут снимать на видеопленку свои преступления, чтобы потом передавать записи средствам массовой информации, примутся ставить автографы на системах сигнализации, обуви, украшениях и нижнем белье, что воровство примет форму популярного развлечения наравне с портболом и настольным волейболом.
Но таков существующий факт: незначительные поступки способны повлечь за собой значительные последствия. Неосторожная фраза, оброненная на вечеринке, может привести к тому, что двое будут драться на пистолетах, аллергия к Империи может вызвать экспансию бюрократизма и расцвет кустарного производства, а пропажа жемчужинки, висевшей на конце цепочки, способна изменить ход жизни всех, кто был связан с этим происшествием.
Вот посмотрите!
- Мистер Майджстраль.
- Мистер Дольфусс.
Мистер Дольфусс приосанился, одернул свой кричащих цветов камзол. Однако, невзирая на яркость камзола, держался он напыщенно, гордо, почти элегантно, даже как бы стройнее стал.
- Пока мне тут так нравится, просто восторг, сэр, - признался он. - Уж и не припомню, когда я еще так развлекался. О, - проговорил он и сунул руку в карман. - Вот ключ от моего номера. Пульт открывания двери запрограммирован на мои отпечатки пальцев, но я так думаю, вы же не захотите, чтобы он зарегистрировал ваши.
- Да. Конечно. - Майджстраль убрал ключ в карман.
- Благодарю вас, сэр.
- Еще увидимся, мистер Майджстраль.
- Мистер Дольфусс.
Майджстраль проник в номер Дольфусса, забрал там ожидавший его чемоданчик - тот самый, с образцами продукции - и отправился по коридору к своему номеру. Дрейк не стал прикладывать к пульту пальцы - такими устройствами служба безопасности могла пользоваться для слежки, - он открыл дверь ключом.
Четырехкомнатный номер Майджстраля был окрашен в коричневатые тона. В центре гостиной с потолка лился голографический водопад, сверкавший золотыми, серебряными и бриллиантовыми брызгами. За водопадом, водрузив ноги на столик и сунув в зубы сигарету с марихуаной, восседал Грегор Норман. Пальцы его отстукивали по бедрам какой-то замысловатый ритм. При виде Майджстраля он выпрямился, а увидев в руке хозяина чемоданчик, осклабился.
Майджстраль поставил свою ношу на стол.
- Надеюсь, не откажешься его открыть?
- С превеликим (то есть "с превеликим удовольствием").
Грегор прикоснулся к замкам и открыл чемоданчик, после чего принялся выгружать оттуда черные ящики, взламыватели систем сигнализации, костюмы-невидимки, оборудование для связи, топографические проекторы.
Он дал комнате команду включить концерт Вивальди для духовых инструментов в хозалихской интерпретации. Хотя музыка барокко была его страстью, и он слушал ее, когда только удавалось, сейчас концерт выполнял иную функцию: Грегор хотел создать как можно более шумный фон на тот случай, если Майджстраль захочет потолковать о деле. Он знал, что люди порой настолько дурно воспитаны, что устанавливают в номерах подслушивающие устройства.