Анимированные GIF-файлы сделать достаточно просто. Сначала создают многослойное изображение, каждый слой которого представляет собой отдельный "кадр" анимации. Соответственно, в каждом слое создают разные изображения или одно и то же с небольшими изменениями. Затем задают алгоритм смены кадров, то есть частоту, режимы повторов переключения между слоями. При воспроизведении GIF-анимации зрителю попеременно показываются разные слои, что и создает движение в картинке.
Формат PNG менее популярен, хотя и удобен в некоторых случаях. Он не поддерживает многослойную структуру, но умеет сохранять альфа-каналы (прозрачные участки), поэтому очень подходит для создания различных масок, рамок и титров при монтаже видео.
Кроме вышеописанных, существует еще огромное количество графических форматов, например TGA, PICT, RLE, PXR, но непрофессионалы их настолько редко используют (правильнее было бы сказать, совсем не используют), что не имеет смысла их описывать.
Итак, подведем итоги. Графическое изображение может храниться в различных форматах. Для окончательного сохранения, а также хранения домашних фотографий или размещения картинок в Интернете лучше использовать сжатый формат JPEG. Несмотря на некоторую потерю качества, с которой можно смириться, а в некоторых случаях даже и не увидеть, данный формат имеет неоспоримое преимущество – очень малый размер файла. Вы можете записать несколько тысяч (а то и десятков тысяч) фотографий всего на один компакт-диск.
Если вы планируете использовать редактируемое изображение в профессиональных целях, например фотография пойдет на обложку журнала, лучше сохранить его в формате TIFF. При этом если ранее картинка была сохранена в формате JPEG, то она уже несколько потеряла в качестве, и поэтому окончательное сохранение ее в формате TIFF качества не улучшит. Но и не ухудшит.
Если вы создаете многослойное изображение, к редактированию которого будете возвращаться вновь, особенно если в картинке содержатся текстовые слои, следует сохранять файл только в формате PSD. Впрочем, окончательную картинку можно сохранить и в формате JPEG, например чтобы переслать по электронной почте или просто показать друзьям. Однако перед этим все же сохраните копию изображения в формате PSD. Вдруг вы захотите что-то изменить в нем?
Цветовые модели
В цифровой графике и полиграфии существует несколько различных цветовых моделей. Что это такое? Возможно, вы знаете, каким образом получается изображение на экране вашего монитора. Но мы все же вам вкратце расскажем.
RGB
Экран монитора состоит из множества маленьких точек. Их количество определяет разрешение экрана. Чем больше точек, тем больше разрешение экрана, а значит, и картинка на экране будет больше. В свою очередь, каждая точка (пиксел) состоит из трех цветных точек (субпикселов): зеленой, красной и синей (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Схематичное представление пиксела на экране
Каждая из этих точек может светиться с разной интенсивностью. В итоге в зависимости от уровня яркости каждого субпиксела получается результирующий цвет пиксела. Иными словами, смешивая три цвета субпикселов в разных пропорциях, можно добиться любого оттенка на экране. Данная цветовая модель называется RGB – по первым буквам Red (Красный), Green (Зеленый) и Blue (Синий).
Каждый субпиксел имеет 256 градаций яркости (от 0 до 255). Нулевой уровень яркости соответствует полностью погашенному субпикселу: в этом случае цветная точка просто не светится и в ней вы видите естественный цвет экрана монитора (черный). Если все три субпиксела не светятся, результирующий цвет пиксела – черный. Если все три субпиксела светятся с максимальной яркостью (255), то результирующий цвет пиксела – белый.
Как же получаются другие оттенки? Допустим, у пиксела выключен (градация 0) синий субпиксел, а яркость зеленого и красного субпикселов максимальна. В этом случае вы видите желтый цвет (получается смешением на экране зеленого и красного цветов с максимальной яркостью). Если увеличить значение яркости синего субпиксела до 200, вы также получите желтый цвет, но более бледный (ближе к белому). Если уменьшить уровень синего и красного до нуля, то светиться будет только зеленый пиксел. Нетрудно догадаться, что и результирующий цвет будет зеленым, яркость которого зависит от яркости зеленого субпиксела. А теперь напомним, что каждый цвет имеет 256 градаций, а значит, цвета могут смешиваться в любых вариациях в пределах этого значения. Вы только представьте, сколько комбинаций можно составить из 256 градаций трех цветов. Миллионы!
Можете взять лупу и посмотреть сквозь нее на экран монитора, а лучше телевизора. Вы увидите пикселы и составляющие их субпикселы трех цветов. Субпикселы могут быть круглыми (располагаться треугольником) или продолговатыми (располагаться рядом). На современных мониторах используются планарные (продолговатые) субпикселы. Вот таким нехитрым способом, с помощью всего лишь трех цветов, создается любой цвет на экране. Это подобно тому, как художник смешивает краски на палитре, добиваясь нужного оттенка.
Цветовая модель RGB предназначена в первую очередь для создания и обработки изображений, которые будут демонстрироваться на экране или участвовать в видеопроизводстве, презентациях и т. д.
В полиграфии при печати на различных носителях (бумаге, пленке, ткани) используют другую цветовую модель, о которой мы сейчас поговорим.
CMYK
Цветовая модель CMYK также названа по начальным буквам составляющих ее цветов: Cyan (бирюзовый), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый) и Key (ключевой, он же черный). Если у вас есть цветной принтер, то вы знаете, что это цвета красителей в картриджах. Мы сейчас не говорим о фотопринтерах, содержащих дополнительные цвета (светло-бирюзовый и светло-пурпурный). Эти цвета предназначены всего лишь для более гладкой передачи светлых полутонов и, по сути, просто дополняют бирюзовый и пурпурный цвета.
Итак, модель CMYK содержит четыре цвета. Их интенсивность измеряется в процентах. Если интенсивность каждого цвета равна нулю, на конечный носитель, например лист бумаги, точка не печатается. В данном случае результирующий цвет будет соответствовать исходному цвету бумаги. Для простоты предположим, что мы имеем дело с белой бумагой. Итак, интенсивность всех четырех цветов рана нулю – бумага белая. Если интенсивность бирюзового, пурпурного и желтого цветов будет равна 100, то принтер (или типографское оборудование) наносит все три цвета в максимальном количестве на одну точку. Теоретически это должно привести к черному цвету. Однако на практике этого добиться не удается: все зависит от качества и оттенка бумаги, качества чернил и других факторов. В результате цвет получается близким к черному, но с явными оттенками. По этой причине в данную модель был введен ключевой цвет Key, который предназначен для добавления черных точек в изображение (рис. 1.2). В вашем цветном принтере тоже есть черный картридж. Без ключевого цвета изображения получаются слишком блеклыми, неконтрастными.
Рис. 1.2. Цветовая модель CMYK
В цветовой модели CMYK цвета смешиваются в разных пропорциях (причем в данном случае смешивание происходит на физическом уровне), то есть цветные точки накладываются друг на друга, и в результате этого получается нужный оттенок. Нужный цвет достигается составом смеси пурпурного, бирюзового и желтого красителя, а уровнем ключевого регулируется яркость цвета (от светлого к темному). Если интенсивность ключевого (черного) цвета равна 100 %, то результирующий цвет будет черным в любом случае вне зависимости от количества красителей C, M и Y. Следует также учитывать цвет конечного носителя. Если вы, например, печатаете на желтой бумаге, то белого цвета в изображении вы никогда не получите: нет такого красителя. Иными словами, в данной модели нулевой (исходный) цвет – понятие условное. Он может быть белым, желтым, серым, красным, то есть таким, каким является цвет бумаги, на которой вы печатаете.
Зачем мы говорим о цветовой модели CMYK? Дело в том, что цвета, которых вы добились на экране с помощью модели RGB, могут не соответствовать цветам при печати того же изображения на бумаге. Конечно, синий цвет останется синим, а зеленый – зеленым, но оттенки этих и других цветов могут существенно отличаться от тех, которые присутствуют на экране. Вы наверняка сталкивались с подобным явлением, когда забирали фотографии из лаборатории: на бумаге они часто выглядят иначе, чем на экране монитора. По этой причине в программе Photoshop предусмотрена также и работа с моделью CMYK, то есть в изображении хранится информация не о яркости субпикселов, а об уровне красителя в каждой точке изображения. Другими словами, принтер будет четко "знать", сколько и каких чернил "лить" в каждую точку изображения.
Формат цветовой кодировки можно в любой момент изменить (RGB на CMYK и наоборот), поэтому помните, что перед выводом изображения на носитель (бумагу, ткань, пленку) следует преобразовывать цветовую кодировку в CMYK и при необходимости корректировать цвета уже в этой модели. Если вы попытаетесь вставить изображение, созданное в модели CMYK, в видеофильм, который делаете в видеоредакторе, то, скорее всего, получите сообщение о несовместимости форматов, поскольку для подобных целей используется модель RGB. Напомним, что в Photoshop можно легко изменить цветовую модель изображения.