Медведь – лучший тотем
Везде, где водится бурый медведь, именно его считали ближайшим родственником, а то и предком человека. Неандертальцы 70–50 тысяч лет назад захоранивали черепа и лапы медведей в каменных ящиках пещер.
Эвенки в Сибири говорили, что "амикан – как человек, только мохнатый". Они верили, что медведи крадут женщин, и у них рождаются дети. В это же верили и литовцы. Проспер Мериме любил все таинственное и непонятное. По мотивам этих сказок он написал историю про графиню, которую во время охоты похитил медведь… Вскоре граф застрелил зверя, да только графиня была не в своем уме. И родившегося у нее вскоре сына считала зверенышем. Только ей покажут мальчика, кричала:
– Убейте его! Убейте зверя!
Молодой граф и правда ведет себя все более странно. В конце концов он женится, в брачную ночь перегрызает жене горло, а сам пропадает неведомо куда.
Прекрасно написанный, и при том на редкость жуткий рассказ. До самого конца остается непонятно, чей же он сын, этот граф! Очень может быть, и медведя… Мериме, европейский человек XIX века, писал, конечно, чисто фантастическую повесть – но для язычников тут все очень реально.
И у славян до крещения были суеверия, связанные с медведем. Само название "медведь" – иносказательное. "Едящий мед"… обтекаемое такое называние – чтобы страшный зверь не услышал и не пришел к назвавшему его "настоящее" имя.
Так же и в германских языках название "бэр" – явно подражающее низкому вибрирующему рычанию медведя. От "бэра" названы и Берн в Швейцарии, и Берлин в Германии… А как "на самом деле" называли медведя германцы, спорят до сих пор.
Если же вернуться к славянам, – стоит вспомнить девочку Машеньку, которую поймал медведь и унес к себе в дом, вместе жить. В детской сказке "Машенька и медведь" все очень невинно, Машенька живет у медведя как сестренка или дочка – но в древних легендах все было не так… Вплоть до появления общих детей у медведя и похищенной девушки.
Даже в детской сказке все кончается не так уж весело: медведя, помниться, там разорвали собаки. И это наводит на специальный "медвежий праздник", который устраивали айны и некоторые другие народы на Дальнем Востоке. Для этого праздника брали у убитой медведицы и выращивали в поселке маленького медвежонка. Женщины иногда даже выкармливали звереныша грудью.
А когда медвежонок подрастал, устраивали праздник, пили и ели, радовались жизни. Среди всего прочего, дразнили молодого медведя, доводили до ярости. Тыкали в него березовыми шестами, пока он с ревом не начинал ломать тянущиеся к нему колья, травили собаками… Тыкали уже копьями с остриями, ранили зверя все сильнее. Зверь бросается все с большей яростью, ревет все громче… И, наконец, погибает. После чего кровью и мясом "предка" причащаются все участники праздника.
Почти так же почитали медведя индейцы Северной Америки. И называли его "дедушка".
Ни первобытные люди, ни Проспер Мериме ничего не доказывали. Проспер Мериме просто писал "ужастик" XIX века, и только. Но все же фантазия и у первобытных людей, и у Проспера Мериме куда сильнее, чем у Дарвина! Дарвин был сильнее их доказательно.
Обезьяна – еще лучший тотем
Везде, где водятся человекообразные обезьяны, у местных жителей рождается представление об их родстве с человеком. И не удивительно: уж очень похожи. Своими предками обезьян считали не все. Южные арабы, древние мексиканцы, многие африканские народы и народы Индии считали обезьян скорее потомками человека – одичавшими людьми.
Индусы чтили лангуров и других мартышкоподобных обезьян Индии как "простой обезьяний народ, украшающий рощи". Их чтили и чтут как помощников легендарного героя Рамы в его войне с ракшасами. В эпосе "Рамаяна" подробно описывается, как обезьяний народ во главе со своим царем Хануманом громил гадких демонов-ракшасов.
Правда, жители Южной Индии обижаются: есть серьезные основания полагать, что под "ракшасами" в "Рамаяне" имелись в виду темнокожие жители Юга.
Арабы думали, что на предков обезьян рассердились боги и сделали их дикими и мохнатыми. А вот малайцы полагали, что обезьяны – орангутаны просто очень хитрые: не пошли в люди, потому что не захотели работать.
Во II веке до Р. Х. Диодор Сицилийский рассказывал
О народе, который великолепно лазает по деревьям, прыгает с ветки на ветку и не разбивается при падении. Может быть, он имел в виду шимпанзе?
Вот малайцы и тибетцы как раз считали обезьян предками людей. Тибетцы даже называли конкретное место, где обезьяны начали трудиться и постепенно превратились в людей: лесистый, теплый район Боми. Тут в одной народной легенде сразу и Дарвин, и Энгельс с его маниакальным убеждением о важнейшей роли труда.
Великий борец за "прогресс" Вольтер всерьез говорил об омерзительной привычке африканцев сожительствовать с шимпанзе и иметь от них детенышей. Он опирался на рассказы самих африканцев о том, что шимпанзе иногда крадут женщин или насилуют их, когда мужчины ушли из поселка.
В 1905 году был странный случай с бельгийской экспедицией: в убегающем стаде горилл оказались два существа, которые бежали не так быстро. Эти существа были застрелены. Внешность существ оказалась такой странной и неприятной, что проводники объяснили: это гибриды людей и обезьян, потомки похищенных женщин. Шкуры и черепа существ пропали уже в Европе; фотографии опубликованы, но негативов никто не видел.
Не могу и не хочу доказывать ни подлинности, ни подложности "гибридов". Важно, что африканцы рассказывают об этом.
"Материалистическое понимание человека"
И "материалистическое" представление об эволюции вовсе не придумано в XIX веке.
Философ и поэт Тит Лукреций Кар в I веке до Р. Х. писал, что человек "вышел из земли", и первоначально охотился на диких зверей каменными орудиями, жил в пещерах… У Кара есть даже учение о том, что медь стала использоваться раньше железа!
В общем, готовая картина эволюции.
И в Средние века появлялись сторонники идеи того, что "человек произошел от обезьяны".
В конце XVIII века нехитрая идейка, что "все мы происходим от обезьяны", даже стала частью политической пропаганды. Очень уж эта идейка радовала революционеров всех мастей.
Дидро учил, что когда-то само собой "образовалось" некое живое существо, одно племя которого жило на деревьях (обезьяны), другое – в джунглях (дикари). Никто ни от кого не произошел, но человек и обезьяна – одно и то же.
О происхождении человека от обезьяноподобных предков заговорил Иммануил Кант (1724–1804). Как видно, идея носилась в воздухе.
Составитель первой научной классификации Карл Линней ничего не писал о происхождении человека… Он вообще считал, что виды не изменяются. Но в своей книге "Система природы" (1739 г.). К. Линней включил человека в отряд "приматов", т. е. "первых" в списке разных отрядов млекопитающих – то есть признал его одним из животных. К. Линней дал существующее до сих пор название человеку: Homo sapiens, где Homo – название всего рода, а sapiens, "разумный", – видовое название. В род Homo К. Линней включил еще один вид, "человек ночной". По-видимому, он имел в виду шимпанзе. Другие ученые полагают, что Homo troglodytes Линнея – это существо, которое мы сейчас называем "реликтовым гоминоидом" или "снежным человеком".
Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (1744–1829) зашел еще дальше! Этот потомок провинциального дворянского рода ввел в употребление само слово "биология". В своей книге "Философия зоологии" Ламарк писал, что виды изменяются из-за того, что животные вынуждены упражнять те или другие органы – как жираф вынужден вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев. А "потомство, получающееся при скрещивании таких индивидуумов, сохраняет приобретенные изменения, и в результате образуется порода, сильно отличающаяся от предшествующей".
Так вот и человек произошел от обезьяны типа шимпанзе под влиянием окружающей среды. Исчезали леса, обезьяны вынуждены были ходить на задних лапах. Ее ноги приспосабливались ходить, руки – хватать и держать. Питалась она теперь еще и мясом, и потому изменилась ее морда.
Остается только найти "незаполненное место" между людьми и обезьянами.