Оцифровка входного аналогового сигнала
Между измерениями существуют интервалы, длительность которых определяется частотой дискретизации. Чем больше частота дискретизации, тем меньше интервал, тем точнее повторится форма исходного сигнала. То есть частота дискретизации определяет допустимый частотный диапазон входного сигнала. По теореме Котельникова – Шеннона она должна быть в два раза выше максимальной частоты измеряемого сигнала. Вот откуда взялась частота дискретизации 44 кГц. Это удвоенная частота слышимого человеком звука, теоретически. Она таковой и является – на компакт-дисках. Новые форматы хранения оцифрованного звука, DVD-Audio и Super AudioCD, подразумевают еще более высокую частоту дискретизации (до 192 кГц).
Посмотрим еще раз на рисунок. Есть что-то неправильное. Ведь сигнал от одного замера до другого может измениться несколько раз, а это значит, что частота дискретизации выбрана гораздо ниже необходимой и в результате сигнал оцифруется с большими искажениями. Сигнал с необходимой частотой дискретизации будет выглядеть, как показано на следующем рисунке. Как видим, в этом случае разницей в замерах действительно можно пренебречь.
Другой важный параметр – разрядность преобразования. Он определяет точность замера мгновенной величины сигнала. Сигнал измеряется с шагом, соответствующим одному интервалу из максимального количества интервалов, на которые условно делится сигнал при измерении. Следовательно, точность преобразования составляет ±1 интервал. Обыкновенно применяют 8-, 16– и 20-битные преобразования. (Для AudioCD разрядность звука соответствует 16 битам, для более совершенных носителей – 20 битам.) Разрядность преобразования определяется звуковой картой, а именно АЦП, с помощью которого оцифровывают сигнал. Например, при преобразовании входного сигнала с максимальным значением 100 процентов 8-битным преобразователем погрешность сигнала будет составлять 100/28 = ±0,4 процента, а для 16-битного преобразования 100/216 = ±0,0015 процента. Чтобы разъяснить эти сухие цифры, рассмотрим процесс "оцифровки" на рисунке. Для наглядности будем считать, что АЦП звуковой карты у нас трехбитовый (ужас какой!). Пунктирной линией показан результат преобразования входного сигнала. Соответственно, погрешность в этом случае громадная – 100/23 = ±12,5 процентов. Итак, мы видим, что чем выше разрядность преобразования, тем точнее повторяется форма исходного сигнала.
Искажения при малоразрядном преобразования
Каким бывает цифровой звук?
На самом деле, видов "цифрового звука" – точнее, видов его представления в компьютере – может быть несколько.
Уже знакомый нам "оцифрованный звук" – аналог фотографии, точная цифровая копия введенных извне звуков. Это может быть сделанная с микрофона запись вашего голоса, копия звуковых дорожек с компакт-диска и других источников. Как и фотография, такой звук занимает много места… впрочем, аппетиты фотографии по сравнению со звуком просто ничтожны! Одна минута цифрового звука, записанного с максимальным качеством, занимает около 10 мегабайт. Правда, существуют специальные методы сжатия, уменьшающие объем компьютерного звука в десятки раз! Но об этом позже.
Помимо "цифрового", существует еще и "синтезированный" звук – точнее, музыка в формате MIDI. Ну, с синтезаторами-то наверняка вы знакомы! Вкратце суть MIDI-технологии можно изложить так – компьютер не просто проигрывает нужную вам мелодию, а синтезирует ее с помощью звуковой карты. MIDI-мелодии – это всего лишь системы команд, управляющие звуковой картой, коды нот, которые она должна "изобразить" (с указанием инструментов, длительности и некоторых других параметров оной ноты). Эта технология идеальна для компьютерных композиторов, поскольку позволяет с легкостью изменять любые параметры созданной на компьютере мелодии – заменять инструменты, добавлять или удалять их, изменять темп и даже стиль композиции. И файлы с MIDI-музыкой – крохотные, всего в несколько десятков килобайт. Но и недостатки у MIDI есть – голос в MIDI-файле не запишешь, да и музыка хорошо звучит лишь на очень качественной звуковой карте. Перенесешь созданный тобой файл на компьютер соседа, оборудованный 10-долларовой карточкой, – и будешь долго думать, куда это испарилась вся прелесть и красота мелодии. Правда, MIDI можно сравнительно легко перевести в формат цифрового звука – обратное преобразование, к сожалению, на сегодняшнем уровне развития компьютерной техники невозможно.
Наконец, существует и третий вид звука, с которым вы можете работать в домашних условиях, – "трекерная" или "сэмплерная" технология, своего рода плод любви цифрового и синтезированного звука. При работе с программами этого типа вы будете "конструировать" музыкальную композицию из небольших периодически повторяющихся "кусочков" цифрового или синтезированного звука – петель или сэмплов. Именно по такому принципу создаются композиции в популярном сегодня стиле "хаус", "транс", "техно"… Короче – вся простая (чтобы не сказать грубее – примитивная) танцевальная, ритмическая музыка. Такой тип музыки – нечто среднее между цифровой и синтезированной – называется "трекерным" и имеет пусть ограниченную, но верную аудиторию поклонников.
Что мы будем делать со звуком?
А вот теперь, когда с теорией покончено, самое время перейти к практике. Итак, зачем именно вы купили эту книгу и что именно вы собираетесь делать со звуком?
Если ваш интерес лежит прежде всего в обработке звука (то есть в записи собственных композиций или очистке уже существующих), то в вашем распоряжении – программы-редакторы типа Adobe Audition.
Если вы – компьютерный музыкант и планируете не обрабатывать, а создавать на компьютере музыку с нуля, то вам придется освоить работу с многодорожечными редакторами типа Sony Vegas, а также MIDI-секвенсорами и музыкальными конструкторами (типа Fruity Loops или eJay).
Наконец, самый вероятный вариант. Вы – не создатель, а самый обычный фэн, который жаждет превратить компьютер в большую музыкальную шкатулку. Что ж, и на этот случай у нас найдется много интересного – в частности, обширная глава по работе с MP3.
Дерзайте!
Твоя музыкальная коллекция
Создавать на компьютере собственные композиции или даже заниматься простым редактированием звука – удел лишь небольшой части пользователей. Большинство же из нас принадлежит хорошо изученному и широко распространенному семейству "potrebitelus vulgaris"… Проще говоря – потребитель обыкновенный. И нам вполне достаточно плодов чужого творческого взлета. Лишь бы поступали они в наш организм в достаточном количестве и в максимально удобной для потребления форме…
И для таких вот потребителей, как мы с вами, нет в мире более полезной и функциональной штуки, чем компьютер, который давно уже превратился из средства вычисления или обмена информацией в простой "музыкальный ящик", центр развлекательной домашней системы.
Произошло это сравнительно недавно, меньше десяти лет назад, когда компьютер обзавелся несколькими полезными приобретениями. Во-первых, дисководом CD-ROM и звуковой системой, что сделало возможным воспроизведение на ПК обычных аудиодисков. Во-вторых, специализированными программами, позволявшими сохранять "дисковый" звук в виде компьютерных файлов (при этом еще и сжимая его раз в десять для уменьшения объема). И в-третьих – жесткими дисками большого объема, дабы было где всю эту красоту хранить.
В результате сегодня каждый из нас может спокойно хранить на компьютере тысячи или даже десятки тысяч часов звука (что большинство с успехом и делает).
Закон есть закон: консультация юриста
Прежде всего нам с вами необходимо разобраться с очень щекотливым моментом – законодательством об авторских правах. Поскольку вступаем мы на очень опасную территорию, где любой неосторожный шаг может повлечь за собой крутые неприятности…
Вообще-то, до поры до времени музыкальная индустрия не рассматривала "оцифрованный", переведенный в компьютерный формат звук в качестве угрозы существованию обычных компакт-дисков. На само существование MP3 смотрели сквозь пальцы – особенно в нашей стране, где до сих пор спокойно работают десятки сайтов с MP3коллекциями, а на прилавках лежат выпущенные совершенно на законных основаниях MP3диски.
Первоначально такой же хаос царил и на Западе: еще несколько лет назад вы могли спокойно скачать любимую композицию из Сети, не чувствуя себя при этом нарушителем закона. Ситуация изменилась лишь во второй половине 90-х гг., когда проснувшиеся от звукозаписи дельцы внезапно поняли: из их карманов утекает значительная часть доходов. Окончательно музыкальный бизнес всполошился лишь после появления в Интернете множества служб, позволявших всем желающим обмениваться MP3-дорожками – причем абсолютно бесплатно.