Используемый во всем мире стандарт ISO 216, описывающий бумажные форматы, основан на прямоугольнике с соотношением сторон, равным квадратному корню из двух
Аналогичную сетку можно построить на основе прямоугольника с соотношением сторон, равным квадратному корню из двух (его иногда путают с золотым прямоугольником). При делении пополам данный прямоугольник сохраняет то же соотношение сторон. Это особенно важно для дизайнеров, ведь такие прямоугольники стали базой международных стандартов на размеры бумаги (ISO 216, в основе которого лежит немецкий стандарт DIN 476). Данный стандарт широко используется в Европе и некоторых других странах, но не в США и Канаде. Он принят Организацией Объединенных Наций как официальный формат. Такой единообразный подход к производству, реализации и использованию бумаги оказал заметное влияние на работу графических дизайнеров во множестве стран, использующих международный стандарт, потому что он предоставил основу, на которую можно опираться при создании новых проектов.
Чуть менее обоснованным считается так называемое правило третей, которое, по сути, правилом не является и слабо связано с математикой. Появившийся в XVII веке упрощенный метод широко используется художниками, графиками, фотографами и дизайнерами (в меньшей степени архитекторами) для создания гармоничной композиции. Правило гласит, что эффективную композицию можно получить, разделив изображение натри столбца одинаковой ширины и три строки одинаковой высоты. На пересечении разделительных линий образуются четыре точки, на которых концентрируется внимание человека. Из правила третей следует, что за счет выравнивания элементов относительно этих разделительных линий или при размещении элементов в центральных точках можно сфокусировать внимание, вызвать максимальный интерес, передать энергию или напряжение.
Возможно, из-за своей простоты правило третей является наиболее полезной из многочисленных "формул", описывающих эстетическую целесообразность. Ее простота убедительна, а деление на равные трети легко запомнить. Это особенно заметно, если сравнить данный метод с более сложными вариантами, рассмотренными ранее. Золотое отношение, последовательность Фибоначчи, да и другие математические исследования оказали неоспоримое влияние на теорию сеток, но в большинстве обычных ситуаций их используют существенно реже, чем методы попроще.
К счастью, золотое отношение, наиболее важное для дизайнеров, не требует дополнительного изучения. В примерах, приведенных в данной книге, вы найдете множество практических рекомендаций по его повседневному применению. Основной подход прост – чем более простой метод используется для создания сетки, тем более эффективной будет ее организация.
Правило третей позволяет определить четыре центральные точки в любой композиции, на которых естественным образом концентрируется внимание человека
XX век
Уже перечисленные и многие другие теоретические принципы послужили основой для формирования нового подхода к дизайну в XX веке. В течение первых двух десятилетий XX века формировались основы современного мира дизайна. Графические произведения по большей части базировались на традициях или интуиции, а основное внимание уделялось имитации природы или подражанию исторически сложившимся, но зачастую плохо поддающимся анализу чувственным моделям.
В 1920-х и 1930-х годах произошел революционный сдвиг в направлении рациональности, непосредственно связанный с новыми технологичными подходами. Среди основоположников модернистского подхода к дизайну можно назвать Зль Лисицкого, Курта Швиттерса, Яна Чихольда, Пауля Реннера, Ласло Мохой-Надя и др. Большинство работали в Германии, а некоторые преподавали в знаменитом "Баухаусе". Они настаивали на новой парадигме упорядочения мира: форма должна следовать за функцией, системное мышление и стандартизация необходимы. Они отвергали прямое копирование природных форм, а вместо него предлагали использовать внутреннюю красоту техники, которая тогда полным ходом меняла общество.
Из-за распространения в Германии идей фашизма многие из упомянутых ранее дизайнеров были вынуждены покинуть страну в 1932 году, после того как нацисты закрыли "Баухаус". Многие переехали в Швейцарию, где их идеи нашли поддержку, а новый подход к графическому дизайну продолжил развиваться и процветать. Идеалы "Баухауса" "обросли" научно обоснованной простотой и минимализмом, в результате чего сформировался так называемый международный типографский стиль. Базовой идеей, естественно, было использование сетки в дизайне, позволяющей задействовать структуру каждой страницы для создания ощущения порядка. В умелых руках швейцарских дизайнеров, например Йозефа Мюллера-Брокмана, сетки находили применение почти в каждом дизайнерском решении, геометрические формы становились все более выразительными, а математические расчеты, лежащие в основе элементов, становились все более важными. Швейцарский стиль, как его иногда называют, быстро превратился в совершенный набор визуальных средств, который принято считать пиком художественного развития графического дизайна.
В это же время другая часть бывших ведущих специалистов "Баухауса" переехали в Америку, где их идеи завоевали популярность и расцвели после окончания Второй мировой войны. С конца 1950-х годов немецкие дизайнеры объединились с дизайнерами-эмигрантами из других европейских стран и американскими специалистами, среди которых был, например, Пол Рэнд. Вместе они превратили модернистскую основу порядка в эстетический идеал и главную составляющую жизни американцев XX века. Модернистский графический дизайн и сетка на протяжении десятилетий меняли облик Америки и до сих пор остаются неотъемлемой частью используемых визуальных средств.
Интернет
Графический дизайн, дорабатывавшийся и развивавшийся на протяжении XX века, заложил весьма богатую основу как для печатного, так и для графического творчества. Его теория и практика очень важны для понимания того, как люди воспринимают информацию и влияют на нее. С появлением общедоступного Интернета в 90-х годах прошлого века эти знания легли в основу нашего представления о сетевом пространстве как о множестве страниц, каждая из которых наполнена такими же элементами, что и печатный лист: названия, подзаголовки, разделы, позволяющие отображать, читать и воспринимать информацию почти в том же виде, что и на бумаге.
Как концептуальная основа графический дизайн сыграл огромную роль для содействия переходу массовой аудитории от печатных изданий к Интернету. Такой базис помог Интернету повторить бо́льшую часть визуальных средств доцифровой эпохи коммуникации, не утратив ощущения близкого контакта в пугающем виртуальном пространстве. Уже существовавшие и только что появившиеся компании использовали внутреннюю силу графического дизайна и его принципы для стремительного развития Интернета на протяжении последних двадцати лет.
Однако вскоре проявились специфические ограничения, связанные с использованием графического дизайна в Интернете. Сложные задачи доцифрового дизайна всегда носили конкретный характер и требовали конкретных решений.
Книга или журнал, даже система идентификации, требуют, чтобы дизайнер создавал штучный проект, выполненный в традиционном стиле. Такой дизайн может развиваться с течением времени, изменяться в зависимости от условий или разнообразных версий, но каждое его воплощение – экземпляр книги, номер журнала, визитная карточка или печатный бланк – должно появляться и функционировать одним и тем же образом, вне зависимости от того, кто с ним сталкивается.
В Интернете дело обстоит совершенно по-другому, дизайнерское решение может иметь бесконечное (по крайней мере, очень большое) количество форм, зависящих от аппаратного или программного обеспечения или от явных или скрытых предпочтений пользователя. Дизайнер печатных изданий задается вопросом: "Каким должно быть решение?", а дизайнер, работающий с цифровыми средствами массовой информации, формулирует вопрос по-другому: "Каким должно быть решение и как оно будет изменяться в зависимости от условий использования?" Представление веб-страницы может радикально трансформироваться, например, при выборе пользовательских профилей. Кроме того, страница может менять свои размеры – увеличиваться или уменьшаться – в зависимости от браузера.
Технология, используемая для просмотра любого материала в Интернете, может превратиться в столь же важный фактор, как и сама информация, которую хотят донести до пользователя. Доцифровые дизайнерские решения редко требовали каких-либо технологических ухищрений, но в цифровом дизайне для каждого решения необходимы определенные технические средства. Собственно говоря, без веб-браузера или компьютера не существует веб-дизайна. Более того, не все браузеры работают одинаково, а характеристики компьютеров, на которых они установлены, бывают очень разными. Поэтому средства, выбираемые людьми или доступные для них, могут привести к самым разнообразным вариантам решений.
Вот почему принципы, на которых базируются типографские сетки, перейдя в Интернет, приобрели множество новых черт.
• Веб-решение на основе сетки во многом зависит от доступной пользователю технологии отображения информации.
• Оформление на данном этапе развития Интернета очень непостоянно, разные пользователи могут видеть разные изображения, так что с помощью сетки не удается добиться нужных результатов.