Подставной адрес
Очень часто серверы ограничивают доступ с помощью правил для сетевого экрана. Но блокировать абсолютно все обращения к любым портам не всегда удобно. Например, доступ к управляющим программам можно сохранить для определенного IP-адреса, с которого работает администратор. Каждый, кто попытается с другого адреса войти в запрещенную область, будет остановлен сетевым экраном.
На первый взгляд, защита безупречна. Но существует такой метод атаки, как спуфинг, который подразумевает подделку IP-адреса авторизованного пользователя и вход в штурмуемый сервер. Старые сетевые экраны (да и дешевые современные) не могут определить фальшивый адрес в пакетах. Хороший Firewall может направить ping-команду компьютеру, чтобы убедиться, что он включен, и именно он пытается запросить нужные ресурсы.
Фиктивный сервер
В локальной сети намного проще производить атаку через подставные серверы или сервисы. Например, одна из знаменитых атак через некорректные ARP-записи может быть воспроизведена именно в локальной сети.
Когда вы обращаетесь к какому-либо компьютеру по IP-адресу, сначала определяется его MAC-адрес, а потом уже на него отсылается сообщение. Как определить MAC-адрес, когда нам неизвестно, какой сетевой интерфейс установлен, а мы знаем только IP? Для этого используется протокол ARP (Address Resolution Protocol, протокол разрешения адресов), который рассылает широковещательный запрос всем компьютерам сети и выясняет, где находится экземпляр с указанным IP-адресом. В этом пакете заполнен только IP-адрес, а вместо искомого MAC-адреса указано значение FFFFFFFFFFFFh. Если в сети есть компьютер с запрошенным IP, то в ответном пакете будет указан MAC-адрес. Работа ARP-протокола происходит незаметно для пользователя. В противном случае ответ может прислать маршрутизатор, который сообщит свой MAC-адрес. Тогда компьютер будет обмениваться данными с ним, а тот уже в свою очередь будет пересылать пакеты дальше в сеть или другому маршрутизатору, пока они не достигнут получателя.
А что если ответит не тот компьютер, а другой, с иным IP-адресом? Ведь в локальной сети передача осуществляется по MAC-адресу, поэтому пакет получит тот компьютер, который откликнется, независимо от его IP. Получается, что задача хакера вычислить ARP-запрос и ответить на него вместо реального адресата. Таким образом можно перехватить соединение.
Допустим, что компьютер запросил соединение с сервером. Если мы ответим на него и сэмулируем запрос на ввод параметров для входа в сервер, то пароль будет перехвачен. Сложность такого метода в том, что вручную его реализовать практически невозможно. Для этого нужно писать соответствующую программу, а тут без знания программирования не обойтись.
1.1.5. Троян
Использование троянских программ - самый глупый и ненадежный в отношении администраторов сетей способ, но для простых пользователей подойдет, потому что им проще подбросить серверную часть программы. Хотя среди администраторов встречаются непрофессионалы, но на такие шутки уже мало кто попадается. Но кто сказал, что в сети существуют только они? Есть еще куча простых пользователей с большими привилегиями и доверчивой душой. Вот именно их и надо троянить.
Троянская программа состоит из двух частей - клиент и сервер. Сервер нужно подбросить на компьютер жертвы и заставить его запустить файл. Чаще всего троянская программа прописывается в автозагрузку и стартует вместе с ОС и при этом незаметна в системе. После этого вы подключаетесь к серверной части с помощью клиента и выполняете заложенные в программу действия, например, перезагрузка компьютера, воровство паролей и т.д.
Как забрасывать троянскую программу? Самый распространенный способ - почтовый ящик. Просто даете исполняемому файлу серверной части какое- нибудь привлекательное имя и отправляете сообщение жертве. В тексте письма должны быть мягкие, но заманчивые призывы запустить прикрепленный файл. Это то же самое, что и распространение вирусов, письма с которыми мы видим каждый день в своих ящиках. Если пользователь запустит серверную часть, то считайте, что вы стали царем на его компьютере. Теперь вам будет доступно все, что может для вас сделать боевой конь.
Если троянская программа направлена на воровство паролей, то после заражения она может незаметно для пользователя выслать письмо с файлом паролей на определенный E-mail-адрес. Профи легко находят такие адреса (с помощью отладки приложения), но на этом все останавливается. Профессиональные хакеры не глупы и для троянских программ регистрируют почтовые адреса на бесплатных сервисах, при этом указывается ложная информация о владельце. Злоумышленник заводит почтовый ящик или проверяет его на предмет писем с паролями только через анонимный прокси-сервер, и узнать реальный IP-адрес человека становится очень сложно.
Трояны получили большое распространение из-за того, что вычислить автора при соблюдении простых правил анонимности нелегко. При этом использование самих программ стало примитивным занятием.
Опасность, которую таят в себе троянские программы, подтверждается и тем, что большинство антивирусных программ стали сканировать не только на наличие вирусов, но и троянов. Например, антивирусные программы идентифицируют Back Orifice, как вирус Win32.BO.
1.1.6. Denial of Service
Самая глупая атака, которую могли придумать хакеры, - это отказ от обслуживания (DoS). Заключается она в том, чтобы заставить сервер не отвечать на запросы. Как это можно сделать? Очень часто такого результата добиваются с помощью зацикливания работы. Например, если сервер не проверяет корректность входящих пакетов, то хакер может сделать такой запрос, который будет обрабатываться вечно, а на работу с остальными соединениями не хватит процессорного времени, тогда клиенты получат отказ от обслуживания.
Атака DoS может производиться двумя способами: через ошибку в программе или перегрузку канала/мощности атакуемой машины.
Первый способ требует знания уязвимостей на сервере. Рассмотрим, как происходит отказ от обслуживания через переполнение буфера (чаще всего используемая ошибка). Допустим, что вы должны передать на сервер строку "HELLO". Для этого в серверной части выделяется память для хранения 5 символов. Структура программы может выглядеть примерно следующим образом:
Код программы
Буфер для хранения 5 символов
Код программы
Предположим, пользователь отправит не пять, а сто символов. Если при приеме информации программа не проверит размер блока, то при записи данных в буфер они выйдут за его пределы и запишутся поверх кода. Это значит, что программа будет испорчена и не сможет выполнять каких-либо действий, и, скорее всего, произойдет зависание. В результате сервер не будет отвечать на запросы клиента, т.е. совершится классическая атака Denial of Service через переполнение буфера.
Таким образом, компьютер не взломали, информация осталась нетронутой, но сервер перестал быть доступным по сети. В локальной сети такую атаку вообще несложно произвести. Для этого достаточно свой IP-адрес поменять на адрес атакуемой машины, и произойдет конфликт. В лучшем случае недоступной станет только штурмуемая машина, а в худшем - обе машины не смогут работать.
Для перегрузки ресурсов атакуемой машины вообще не надо ничего знать, потому что это война, в которой побеждает тот, кто сильнее. Ресурсы любого компьютера ограничены. Например, Web-сервер для связи с клиентами может организовывать только определенное количество виртуальных каналов. Если их создать больше, то сервер становится недоступным. Для совершения такой акции достаточно написать программу на любом языке программирования, бесконечно открывающую соединения. Рано или поздно предел будет превышен, и сервер не сможет работать с клиентами.
Если нет программных ограничений на ресурсы, то сервер будет обрабатывать столько подключений, сколько сможет. В таком случае атака может производиться на канал связи или на сервер. Выбор цели зависит от того, что слабее. Например, если на канале в 100 Мбит стоит компьютер с процессором Pentium 100 МГц, то намного проще убить машину, чем перегрузить данными канал связи. Ну а если это достаточно мощный сервер, который может выполнять миллионы запросов в секунду, но находится на канале в 64 Кбит, то легче загрузить канал.
Как происходит загрузка канала? Допустим, что вы находитесь в чате, и кто- то вам нагрубил. Вы узнаете его IP-адрес и выясняете, что обидчик работает на простом соединении Dial-up через модем в 56 Кбит/с. Даже если у вас такое же соединение, можно без проблем перегрузить канал обидчику. Для этого направляем на его IP-адрес бесконечное количество ping-запросов с большим размером пакета. Компьютер жертвы должен будет отвечать на них. Если пакетов много, то мощности канала хватит только на то, чтобы принимать и отвечать на эхо-запросы, и обидчик уже не сможет нормально работать в сети. Если у вас канал такой же, то и ваше соединение будет занято исключительно приемом-отсылкой больших пакетов. Таким образом, мы можем загрузить канал жертвы, но при условии, что характеристики нашего канала сопоставимы с атакуемым компьютером. Если у вас скорость соединения медленней, то удастся загрузить только часть канала, равную пропускной способности вашего соединения. Остальная часть останется свободной, и жертва сможет использовать ее. С другой стороны, связь будет заторможена, и хотя бы чего-то мы добьемся. Это того стоит? Если да, то можете приступать.