Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства - Айзек Азимов страница 4.

Шрифт
Фон

Так как письменность распространялась по всему Древнему миру, то спрос на папирус, естественно, продолжал расти. В более поздние века Библ стал таким крупным центром торговли папирусом, что греки начали называть папирус "библосом", а текст, написанный на длинном свитке папируса, - "библионом". Форма множе­ственного числа этого слова, обозначавшая собра­ние таких свитков, - "библиа", отсюда наше слово "Библия".

Хананеев, водивших свои хрупкие, жавшиеся к берегу суда между Ханааном и Египтом, иног­да уносило штормом далеко от побережья. Воз­можно, что, если им удавалось выжить, они шли к ближайшим островам. Двумя большими остро­вами в Восточном Средиземноморье, до которых они могли добраться, были известные ныне как Кипр и Крит. Кипр находится в 100 милях запад­нее Библа, а Крит - в 530 милях.

На Кипре есть явные следы ханаанского вли­яния с древнего периода. Попав на него однаж­ды, они поняли, что это подходящее место для повторных визитов, поскольку остров был богат медной рудой, от которой зависело существование в бронзовом веке. На самом деле медь (по-гречес­ки - "киприос"), видимо, получила свое назва­ние от Кипра (по-гречески - "Кипрос").

Что касается Крита, то у греков в гораздо бо­лее поздний исторический период существовал миф о том, как был заселен Крит. В нем говори­лось, что их верховный бог Зевс влюбился в ца­ревну из города на ханаанском побережье. Он превратился в белого быка и заманил царевну сесть себе на спину. С девушкой на спине он бро­сился в море и поплыл на Крит, который и засе­лили потомки этой пары. Звали царевну Евро­пой, и так, согласно мифу, получила свое имя часть суши Европа. Возможно, этот миф отража­ет смутные воспоминания о том, что ханаанские купцы, прибывавшие на Крит, способствовали развитию цивилизации на острове. Первый обра­зец письма, обнаруженный на Крите, пока не рас­шифрован, но похоже, записи сделаны на языке, родственном ханаанскому.

В любом случае к 3000 г. до н. э. бронзовый век начал распространяться на Крит как из Егип­та, так и из Ханаана, и этот остров стал местом возникновения самой ранней европейской цивили­зации. Он превратился в страну торговцев и впос­ледствии соперничал с Ханааном за контроль над морскими путями.

Вторжение

Торговля, казалось бы, мирное занятие, вы­годное каждому. Так оно и есть, если каждый до­вольствуется своей честно заработанной долей. Но каждого ли удовлетворяет доля, полученная по справедливости? Да и вообще, что это такое - получать по справедливости? Торгующий город покупает и продает. Покупает как можно дешев­ле, а продает как можно дороже, поскольку раз­ница и есть его доход. И город считает это справедливым, ведь он берет на себя ответственность за доставку грузов и риск потерь между покуп­кой и продажей.

Однако те, кто ведет дела с этим городом, могут почувствовать себя обманутыми. Им кажется, что они слишком мало получают за то, что производят, и платят слишком много за то, в чем нуждаются. И у стран, где живут производители, возникает со­блазн захватить торговый город, чтобы самим за­няться куплей-продажей и получать доход.

Около 2615 г. до н. э. Египет превратился в сильную державу, которую мы называем Древ­ним царством. Помимо всего прочего, он обладал большой военной мощью. У него была хорошо экипированная армия, способная преодолеть рас­стояние между долиной Нила и ханаанскими го­родами.

По-видимому, Египет посылал свои войска на север, и во времена Древнего царства Ханаан нахо­дился под египетским влиянием. Это означало, что ханаанские города должны были платить дань Египту. Естественно, это возмущало ханаанские города. Как только они чувствовали себя сильны­ми или считали, что Египет ослаб, то, видимо, от­казывались платить дань. В таком случае Египет, наверное, пытался их наказать. Если ханаанская оценка ситуации оказывалась верна, на какое-то время города освобождались. Если же они ошиба­лись, Египет мог напасть на них и увеличить раз­мер дани. Первое известное нам упоминание о по­добной ситуации относится примерно к 2300 г. до н. э., когда пик расцвета Древнего царства уже миновал и в Египте правил Пиопи I.

В царствование Пиопи I против народа Ханаа­на (или обитателей песков, как называли их егип­тяне того времени, потому что те жили далеко от Нила) была послана экспедиция под командовани­ем египетского военачальника Уни. На могиле Уни сохранилась надпись, которая рассказывает о вели­ком ратном подвиге в его жизни. Часть египетской армии пришла в Ханаан по суше, другую достави­ли морем. Добиравшиеся морем, естественно, ока­зались там быстрее и высадились на мысе Нос Ан­тилопы. Возможно, это было у горы Кармель, которая находится на берегу примерно в ста милях южнее Библа и выдается в море в форме, похожей на нос антилопы. Египетская армия разрушала все на своем пути и вернулась домой со всеми сокровищами, какие смогла только унести, и наверняка правители городов пообещали, что отныне безро­потно будут платить дань.

Но ханаанским городам приходилось беспоко­иться не только из-за нашествий египтян. Были еще и дикие племена за пределами Плодородно­го полумесяца. Они всегда представляли опас­ность, потому что в городах имелось много того, что они с радостью бы забрали себе.

Плодородный полумесяц как бы окаймляет громадный Аравийский полуостров. За исключе­нием некоторых прибрежных районов, это в ос­новном засушливый, пустынный регион, неспо­собный обеспечить средства к существованию многочисленного населения. Когда его население увеличивается, кому-то приходится голодать или покидать родные места.

Так, примерно в 4000 г. до н. э. с юга в Ха­наан пришли гассулианцы. Затем около 3000 г. до и. э. другой народ, который позднее греки на­звали финикийцами, захватил прибрежные горо­да Ханаана. Несколько больше мы знаем о более позднем вторжении. Незадолго до 2000 г. до н. э. с Аравийского полуострова хлынула еще одна группа племен, эти племена шли к отрогам Пло­дородного полумесяца с запада и с востока. Ви­димо, это было самое массовое переселение наро­дов из всех, что происходили до того. Для жителей долины Тигра - Евфрата эти дикие за­воеватели шли с запада, их называли амурру - "люди с запада". Нам привычнее их библейское название - амореи.

Амореи постепенно захватили большую часть Плодородного полумесяца. На востоке они поло­жили конец шумерской культуре, на западе за­хватили Ханаан. Когда в древних библейских книгах говорится о жителях земли Ханаанской, то имеются в виду эти самые амореи.

Люди из Аравии говорили на языках, близких к той языковой группе, которую мы называем семитской. Народы, говорящие на семитских языках, иногда для краткости называют семита­ми. Амореи были семитами, и язык, на котором они говорили, был древней формой языка, изве­стного нам как древнееврейский.

К тому времени Древнее царство в Египте пре­кратило свое существование, и страна распалась на враждующие части. Египет не мог защитить Ханаан от вторжения амореев, и там наступил мрачный период, в течение которого были раз­граблены и разрушены многие города.

Однако в итоге амореи осели на захваченных землях (что обычно для диких завоевателей) и поняли, что, дав центрам цивилизации возмож­ность нормально существовать и взимая с них дань в разумных пределах, можно иметь гораздо больше, чем просто грабить их и оставлять за со­бой руины, где ничего не будет производиться и нечем будет торговать.

Города Ханаана медленно оживали, но теперь они находились под властью амореев, посколь­ку имена царей, которые встречаются в уцелев­ших документах после 2000 г. до н. э., явно се­митские.

Глава 2. ПОСЛЕ АВРААМА

Авраам

Народ, который около восьми столетий после вторжения амореев доминировал в Ханаане, сохра­нил легенды о своих предках, пришедших в Хана­ан в те времена. В них говорилось о прародителе по имени Аврам (позднее Авраам), родившемся в шу­мерском городе Ур и странствовавшем по всему Плодородному полумесяцу, пока он не пришел в Ханаан. В Ханаане он заключил завет (то есть до­говор, имевший силу закона) с Богом, по которо­му в обмен на поклонение ему Бог даровал весь Ханаан потомкам Авраама. Эта история записана в Библии, в главах 12 - 15 Книги Бытия.

Те, кто считал себя потомками Авраама, вери­ли этому и рассматривали этот рассказ как дару­ющий им законные права на Ханаан.

В накопленных позднее рассказах и легендах про Авраама и его прямых потомков Исаака и Иакова упоминались несколько древних ханаан­ских городов. Это были, если перечислять с се­вера на юг: Сихем, Вефиль, Салем, Хеврон и Беер-Шева.

Сихем находится в тридцати милях к северо-западу от Иерихона в долине шириной не более ста ярдов между двумя горами. Через не­го проходят дороги от реки Иордан к морю и из Южного Ханаана на север. Это обеспечива­ло Сихему преимущества в торговле и процве­тание. Даже после политического и экономиче­ского упадка он остался важным религиозным центром.

Из пяти упомянутых городов Салем, видимо, был наименее важным. Он находился в тридцати милях южнее Сихема и заметен был тем, что, подобно Иерихону (который находился в пятнад­цати милях восточнее), стоял на холме с неисся­каемыми запасами воды. Поэтому защищать его было легко, и придет время, когда, изменив свое название на Иерусалим, он станет самым важным городом в регионе и в конце концов одним из са­мых знаменитых в мире.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке