ФОРМА ОДЕЖДЫ БЕЛЫХ АРМИЙ В 1917–1922 гг.
Вечная память
Павшим героям…
Знаковая система униформы Белых армий находилась под непосредственным влиянием символики Белого движения - государственной (национальной), георгиевской и "частей смерти".
К 1917 г. белый, синий и красный цвета считались государственными, а белый, черный и желтый - "романовскими" (ошибочно!), связанными с идеей монархии (примером тому служит лента на юбилейной медали 300-летия Дома Романовых). В начале 1918 г. бело-сине-красный угол был принят в Добровольческой армии и уже позднее, с начала 1919 г., - в Вооруженных Силах на Юге России (ВСЮР), в том числе как эмблема на технике, и в Северо-Западной армии (здесь его носили вершиной кверху); его также имели на левом рукаве некоторые воинские части на севере и востоке России. К концу 1918 г. все белые армии приняли старую русскую кокарду (серебряно-черно-оранжевую). Однако перед этим предпринимались попытки вводить на севере и востоке бело-сине-красную кокарду - в основном в войсках правительств, находившихся на промежуточной политической стадии от эсеров до сторонников военной диктатуры.
В Добровольческой армии у некоторых частей имелись индивидуальные нарукавные нашивки, часто со своими эмблемами или со специальными знаками, но с углами национальных цветов.
Вооруженные формирования, отличавшиеся более четкой монархической направленностью (Южная армия и входивший в нее Астраханский корпус), вместо национального бело-сине-красного угла носили на рукавах бело-черно-желтые шевроны.
Возникновение чисто православной символики - в Западной Добровольческой армии П.Р. Бермондта, дружинах Святого Креста в составе вооруженных сил адмирала А.В. Колчака, а также в проектировавшемся "Легионе Святейшего Патриарха Тихона" - было связано с одной из основополагающих идей Белого движения - идеей верности Русской Православной Церкви.
Небезынтересен тот факт, что Западная Добровольческая армия Бермондта создавалась в необычной политической ситуации: на территории независимых Прибалтийских республик, на германские средства, обмундировывалась в германскую же униформу, а сам Бермондт был вынужден постоянно доказывать, что его армия имеет прорусскую, а не пронемецкую ориентацию…
Войска некоторых антибольшевистских правительств: Комитета членов Учредительного собрания (Комуча), Временного Сибирского правительства и Временного управления Северной области - находились под влиянием идей демократии и Учредительного собрания и первоначально носили нарукавные щитки со знаками различия (Народная армия Комуча и Сибирская армия) или знаки различия в виде углов (войска Северной области) вместо прежних погон, введенных в большинстве Белых армий сразу же после начала вооруженной борьбы с большевиками в 1918 г. Старые кокарды подчас заменялись георгиевскими (черно-оранжевыми) или сибирскими (бело-зелеными) ленточками на головных уборах.
Говоря о георгиевской символике, использовавшейся в Народной армии Комуча и в некоторых частях других вооруженных формирований, следует помнить, что георгиевские цвета традиционно являлись символом доблести, храбрости и мужества и служили как бы скрепляющим цементом для солдат и офицеров Российской Императорской армии, и отношение к ним было самым лояльным.
Что же касается символики "адамовой головы" и часто сопутствовавшей ей черной униформы, то по расхожему большевистскому, а потом и советскому представлению "белые несли смерть" и были "палачами трудового народа". Однако черный цвет в России всегда считался цветом траура - белые как бы носили траур по Родине, выражавшийся в черной форме некоторых частей и соединений на юге и востоке России. Череп с перекрещенными костями, официально именовавшийся "адамовой головой", являлся древнехристианским символом и у русских означал готовность к жертвам, готовность принять смерть за что-либо; в данном случае у белых он символизировал их решимость умереть за Отечество.
Возникавшие антибольшевистские вооруженные формирования по своим политическим, территориальным и материальным возможностям подчас были настолько далеки друг от друга, что поначалу развивали свою собственную знаковую систему. И лишь к 1919 г. начался процесс стабилизации политической власти белых правительств на окраинах России, что привело к установлению более или менее единой системы униформы. Однако еще в 1918 г. даже действовавшие приблизительно в одних и тех же регионах белые армии были настолько различны политически, сходясь лишь в одном - борьбе против большевиков, что между ними возникали конфликты даже по поводу символики и формы одежды (например, между Временным Сибирским правительством и полковником Б.В. Анненковым и др.).
Несмотря на то, что в 1919 г. все Белые вооруженные силы формально подчинились Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку, единых приказов, конкретизировавших униформу и ее детали, не существовало. Все продолжали носить то, что сами же и вводили. К этому времени на всех театрах военных действий белых армий произошла эволюционная унификация формы одежды - так, повсеместным стало ношение старых русских кокард и знаков различия - погон со звездочками, просветами и выпушками по системе прежней Российской Императорской армии, восстановление в той или иной степени цветовой гаммы видов вооруженных сил, родов войск и т. д.
В период войны 1917–1922 гг. процветало и "формотворчество", прославлявшее личности отдельных командиров, создавших региональные вооруженные формирования, - таких, как полковник Бермондт, полковник Анненков, атаманы Г.М. Семенов и И.М. Калмыков и др. Это выражалось в вензелях на погонах некоторых частей Бермондта, Анненкова и Семенова, нарукавных щитках у Семенова и Калмыкова; их приказы вводили те или иные отличия в форме одежды.
У белых продолжилась и прежняя русская традиция установления шефства военачальников над теми или иными воинскими частями или соединениями. Среди таких шефов числились генералы Л.Г. Корнилов, С.Л. Марков, М.В. Алексеев, М.Г. Дроздовский, В.О. Каппель и адмирал А.В. Колчак. Эта традиция находила отражение и в униформе.
В годы Гражданской войны зародился ряд новых элементов формы одежды - таких, например, как шапки-"колчаковки", появление которых было вызвано природными условиями восточной России (долгой и суровой зимой).
Говоря об обмундировании, следует отметить, что все белые войска стремились носить русскую военную форму. Однако уже к октябрю 1917 г. само понятие русской униформы стало настолько расплывчатым вследствие изменений в покрое и расцветке, что даже приказы не устанавливали, а лишь стремились регламентировать уже существующую.
Революционный батальон, сформированный из волонтеров тыла, 1917 г. (Российский государственный архив кинофотодокументов - далее РГАКФД). На фотографии видны: черно-красное знамя с портретом А.Ф. Керенского в верхнем углу; черно-красные ленточки, обтягивающие кокарды; черепа со скрещенными костями на защитных погонах, а на правых рукавах - черные черепа с костями, нашитые на красные кружки.
Относительное многообразие обмундирования Белых армий было связано с расположением огромных интендантских складов в центре страны, на территории, контролировавшейся большевиками, и весьма ограниченной возможностью пополнения запасов формы одежды за счет напряженно работавших фабрик. В других же регионах непросто было достать даже самого элементарного. Мануфактуры катастрофически не хватало… Поэтому на севере, юге и востоке России весьма широко использовалось обмундирование стран Антанты - в основном британское или американское, а на северо-западе и западе - германское. Однако белые зачастую стремились оставить на иностранной униформе хотя бы какие-то элементы русской формы - например, погоны и пуговицы на германском обмундировании в частях отряда светлейшего князя Ливена. Тем не менее на британском обмундировании не все хотели носить русские отличия.
Примером тому служит приказ коменданта Севастопольской крепости и начальника гарнизона города генерал-лейтенанта Н.Н. Стогова за № 441 от 26 сентября (9 октября) 1920 г.: "Несмотря на целый ряд приказов, требующих ношения гг. офицерами установленной формы, замечено, что до сих пор приказы не всеми выполняются, особенно в настоящее время, когда с наступлением холодов гг. офицеры одели английские шинели, на погонах коих большинство не находит нужным соответствующим образом отметить свой чин. В лучшем случае делают лишь офицерские просветы, не заботясь о звездочках.
На замечания о необходимости отметить свой чин нередко гг. офицеры отвечают: "Разве на шинели тоже надо? На фронте на шинелях погон мы не носим" и т. п.
Требую, чтобы все офицеры приняли к неуклонному исполнению приказы Главнокомандующего (Русской армией генерала П.Н. Врангеля. - А.Д.) за № 3046 и 3462 и немедленно же одели соответствующие чину отличия.
Кроме того, замечено, что чины гражданского ведомства, нося английские шинели, оставляют на них погоны, по форме не соответствующие гражданским, что вызывает часто недоразумения.
Гг. гражданским чинам всех рангов и положений, во избежание недоразумений, прошу или вовсе снять погоны и кокарды, либо носить их строго по форме.
Всем начальствующим лицам обратить на это самое серьезное внимание и за отступление от правил ношения формы взыскивать с виновных".