Философия свободы - Рудольф Штайнер страница 3.

Шрифт
Фон

Но прежде всего я хотел изобразить биографию одной взыскующей свободы души. Тут уж никак не можешь быть в помощь тем, кто стремится с тобой над всяческими рифами и пучинами. Надо самому быть начеку, чтобы одолеть их. Остановиться и разъяснять другим, как легче всего было бы тут сориентироваться -- для этого слишком сильно жжет самого тебя изнутри тоска по цели. Мне кажется к тому же, что я сорвался бы, попытайся я одновременно искать подходящих путей для других. Я шел своим путем, и делал это, как мог; этот путь и описал я следом. Как надлежало бы идти другим, для этого я мог бы задним числом подыскать сотню способов. Но ни один из них я не хотел поначалу наносить на бумагу. Некоторые крутые скалы перепрыгнуты в моем случае самовольно и совершенно индивидуально, я пробивался сквозь дебри на свой лишь мне одному присущий лад. Лишь когда достигаешь цели, узнаешь, что достиг ее. Но возможно, что в том, чем я занят, время учительства вообще миновало. Философия все еще интересует меня почти лишь как переживание отдельного человека..." В этом исповедальном отрывке сжата вся романтическая энергия века, от Байрона и Шумана до Ницше; придется обратиться к той замершей в интроспективном восторге главке из ницшевского "Ессе homo", где описывается состояние, из которого вышел "Зарату-стра" ("Это мой опыт инспирации; я не сомневаюсь, что надо вернуться на тысячелетия назад, чтобы найти кого-нибудь, кто вправе мне сказать: "это и мой опыт"), да, придется иметь в виду самые высоковольтные случаи разрешения от шедевров -- все равно художественных или умозрительных, ибо шедевр всегда запределен таксономическим рубрикам школьной эстетики, -чтобы получить представление о том, как писалась "Философия свободы". Послушаем снова: "... я сорвался бы, попытайся я одновременно искать подходящих путей для других". И еще: "... в том, чем занят я, время учительства вообще миновало". Заметим: это говорит человек, который через считанные годы выступит в мире как учитель, и если графика прописных букв способна хоть сколько-нибудь уместить случившееся в восприятие, скажем так: как УЧИТЕЛЬ. Парадокс или противоречие? Как вам будет угодно. В таких вещах отвечать должен каждый, и каждый ответит на это в меру съеденной и переваренной им самим свободы. Но то, что учитель свободы фактически не мог предстать в традиционно-стереотипной личине "мэтра" с усевшимися у его ног и разинувшими рты учениками, что учитель свободы должен был прежде всего и сам быть свободным, в том числе и от церемониальных суеверий учительства как такового, и стало быть, начать учительствовать, лишь приобретя мощнейшую прививку от всякого рода учительствования, -- это не подлежит никакому сомнению. Он подыщет-таки уже задним числом несметные контуры общего пути; книга "Как достигнуть познания высших миров?" станет "Философией свободы" для всех, но для того чтобы это оказалось возможным, потребовались и всегда будут требоваться два беспощадных условия: во-первых, вакцину свободы -опаснейший дар, способный обернуться как моральным свечением, так и "Содомом", -- он должен был поначалу опробовать только на себе самом (именно так, как это описывают строки приведенного выше письма), и во-вторых, "Философия свободы" только тогда перестанет быть "переживанием отдельного человека" и станет переживанием "всех", когда эти "все" будут уже не скопом всякого рода общественных пристанищ, в том числе и антропософского, а "каждым в отдельности", именно, не "штейнерианцем", волочащем на спине мешок чужих мудрейших цитат на все случаи жизни и смерти (противники антропософии, судящие о ней по таковым, знают ли, как судил о них и как ими мучился -Штейнер?)*, ни вообще каким-либо "...

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке