Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
В работе излагается этническая история группы тюркских кочевых племен XI-XIII вв., известных в странах Востока как кыпчаки, в Византии и в Западной Европе – как куманы, а на Руси – как половцы.
Предлагаются ответы на многие вопросы, в том числе: являются ли приведенные выше этнонимы названием одного народа или это были разные, хотя и родственные, этносы.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Содержание:
Юрий Андреевич Евстигнеев - Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности 1
Предисловие 1
Сиры [сеяньто] – кыпчаки 1
Введение 1
Кыпчаки 2
Физический облик племен Дешт-и Кипчака 4
Язык 4
Хозяйство 4
Социальный состав кыпчаков 5
Этнический состав населения Дешт-и Кипчака 5
Верования 5
Половцы / куманы / куны 6
Введение 6
В поисках родины 6
Завоевание Родины 8
Численность пришедших племён 8
Расовый состав куманов/половцев/кунов 9
Язык куманов/ половцев 10
Хозяйство и образ жизни 10
Социальный состав 11
Религия и монументальное искусство 11
Враги / союзники 12
Этнический состав западного Дешт-и Кипчака (Половецкая земля древнерусской летописи, Кумания западных хроник) 12
Замечания и выводы 13
Нашествие монголов 14
Золотая орда в судьбе кыпчаков/половцев/куманов 16
Границы и административное деление 16
Народонаселение: разные языки и культуры, религии и образ жизни 16
Этнические процессы 16
Этнический аспект политического распада Золотой Орды 17
Современные кыпчаки 18
Предисловие 18
Введение 18
Алтайцы (алтай-кижилер) 18
Башкиры (башкорттар) 18
Казахи (казактар) 19
Каракалпаки (каракалпактар) 19
Киргизы (кыргыздар) 19
Ногайцы, правильно – ногаи (ногайляр) 20
Теленгиты, теленгеты (тэлэнгеттэр) 20
Узбеки (узбеклар) 20
Современные половцы/куманы/куны 21
Введение 21
Половцы в Беларуси и России 21
Венгерские половцы/куны 22
Выводы 24
Заключение 24
Использованная литература 25
Приложения 26
№ 1. Физическая антропология средневековых и современных народов 26
№ 2. Этнический состав куманов/половцев/кыпчаков 26
№ 3. Физическая антропология и численность современных кыпчаков 26
№ 4. Краткие сведения о племенах, упоминаемых в книге 26
Юрий Андреевич Евстигнеев
Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности
Голова (монголоидные черты) женской статуи, XII век.
Каменные изваяния женщины (слева) и мужчины в Северном Причерноморье. XII век.
Предисловие
В далеком прошлом обширная территория Евразии от нижнего Дуная до верховьев Иртыша и далее через Джунгарию в Монголию представляла собой степные пространства, пересекаемые в разных направлениях могучими реками и населяемые многочисленными кочевыми племенами весьма разными по внешнему облику и языку но очень сходными по образу жизни, хозяйству и материальной культуре.
В XII – начале XIII вв. основная часть великой степи – от Днестра до среднего Иртыша – была заселена тюркскими племенами, известными в письменных источниках соседних с ними стран под разными этнонимами (этниконами): в арабо-персидских и других восточных странах под именем кипчаков, на Руси – половцев, в Византии и через её посредничество в Западной Европе – куманов. Причём, в Европе не известны кыпчаки, а в странах ислама и в Китае не знали половцев и куманов, на Руси куманы отождествлялись с половцами, а в Грузии известных на Руси половцев хана Атрака именуют кыпчаками (1118 г.). В соответствии с этнонимами существовали географические обозначения степи: Дешт-и Кипчак в странах Востока, Поле Половецкое на Руси и Кумания в странах Запада.
Евразийские степи периода XI–XIII вв. хорошо исследованы археологами и историками, хуже изучена историческая этнология населявших их тех самых племён, этнонимы которых отражены в письменных источниках многих стран Европы и Азии, и которые заложили этническую основу многих современных народов.
Многое остаётся неясным: составляли ли эти племена единый этнос или нет, относились ли к единому расовому типу или нет, говорили ли на одном языке или нет. Какова этническая преемственность этих племён и их предпологаемых биологических потомков.
Предлагаемая книга является попыткой ответить на поставленные выше вопросы.
Приятного чтения! Надеюсь, что оно будет интересным и полезным.
Сиры [сеяньто] – кыпчаки
Источники: древнетюркские надписи Тоньюкука и на памятнике Бильге-кагана, VII в., китайские династийные хроники/ "истории" (IV–VIII вв.).
Литература: Кляшторный С.Г. Наскальные рунические памятники Монголии.// Тюркологический сборник 1975. М., 1975; Кляшторный С.Г. Кипчаки в рунических памятниках.// Turcologica. К 80-летию академика А.Н. Кононова. Л., 1986.
Введение
До недавнего времени в тюркологии прочно бытовало мнение А.Н. Бернштама, что этноним "кыпчак" является исконным названием соответствующего этноса (группы племен) и впервые упоминается в китайской династийной хронике в 201 г. до н. э. под названием "кюеше" (Бернштам, 1951). В настоящее время принято мнение С.Г. Кляшторного о том, что исконным этнонимом кыпчаков было их древнетюркское наименование "сиры", упоминаемое в рунических надписях VI–VIII вв. и известное в китайских источниках IV–VIII вв. под наименованием "се", а затем – "сеяньто" (в V в., когда сиры названы вместе с покоренным ими племенами ямтар или яньто). Кыпчаками же сиры/сеяньто стали позже.