Технология изготовления теста
Воду обычно добавляют на глаз, так как ее количество зависит от используемого сорта муки. Главное, чтобы тесто не липло к рукам, не расплывалось из-за ее избытка и не трескалось и не крошилось от чрезмерной сухости. Ниже предлагаются три основных рецепта теста. Для некоторых целей могут потребоваться специальные, более сложные рецепты. Они также будут приведены в этой книге.
...
Рецепты соленого теста даются из расчета на 200 г муки. Соблюдая пропорции, вы можете замесить столько теста, сколько потребуется для изготовления той или иной поделки.
Рецепт № 1
♦ По 200 г муки, соли
♦ 100 г крахмала
Такое тесто хорошо подходит для лепки изделий с мелкими деталями, требующими тщательной проработки.
Рецепт № 2
♦ По 200 г муки, соли
♦ 0,65 ч. л. обойного клея
Это тесто отличается прочностью и эластичностью.
Рецепт № 3
♦ По 200 г муки, соли
♦ 1 ст. л. растительного масла
Смешайте ингредиенты и тщательно вымешивайте тесто в течение 15–20 мин. Для маленьких порций понадобится меньше времени.
Желательно перед работой подержать готовое тесто 2 ч в холодильнике.
Если у вас осталось тесто, вы можете хранить его в холодильнике, завернув в пакет, но не больше суток. Обычно после этого тесто слегка раскисает, поэтому для продолжения работы нужно добавить в него небольшое количество муки. Окрашенное тесто лучше не оставлять на другой день: при добавлении муки цвет меняется, тускнеет.
Лучше всего сделать сухой замес из муки, соли и дополнительных ингредиентов в большом объеме, а затем брать его небольшими порциями и смешивать с водой и, если необходимо, красителями. Сухой замес может храниться очень долго.
...
Для того чтобы тесто не засыхало в процессе работы, ту часть, которую в данный момент не используете, накрывайте салфеткой или целлофановым пакетом.
Маленькие секреты
Отдельные детали легко соединить, просто слегка смочив тесто с помощью кисти или пальца. Не переусердствуйте, чтобы тесто не начало расползаться.
Для соединения просушенных деталей вам понадобится развести немного сухой смеси до жидкого состояния (как тесто для оладий). Эта смесь пригодится, если какая-нибудь деталь отвалится в процессе сушки, а также для замазывания иногда появляющихся на изделиях трещин – в этом случае нужно развести тесто погуще.
Этот способ подходит только для неокрашенного теста, на цветном будут оставаться белесые разводы. Для цветного теста используют клей или крепят детали на проволоку либо зубочистку.
Окрашивание
Окрашивать поделки из соленого теста можно двумя способами: окрашивать уже готовые изделия или добавлять краску в тесто во время замешивания. Кроме этого, изделия еще можно глазуровать. В этом случае они подрумяниваются и имеют естественный и очень привлекательный вид. Рассмотрим каждый способ подробнее.
Окрашивание готовых изделий
Для окрашивания изделий из соленого теста лучше всего подходят такие краски, как гуашь, темпера или акрил.
Окрашивается уже полностью готовое и просушенное изделие. Старайтесь выбирать мягкие кисти из натурального волоса. От того, какого качества будут кисти, зависит внешний вид ваших поделок: каждая деталь окрашивается отдельно, при этом нужно быть предельно аккуратным, чтобы краска не заходила на соседние детали, поскольку это придает работе неряшливый вид. Для начала достаточно иметь две кисточки: № 10 для окрашивания больших участков и № 1–2 для мелких деталей.
Также имеет значение густота краски. Жидкие краски здесь не подходят, если только вы не собираетесь нанести тонкий слой поверх уже окрашенной поверхности для создания дополнительного оттенка (возможно только с акрилом или темперой). Не подойдет и слишком густая краска, не нужно допускать грубых мазков. Краска должна ложиться ровно и мягко, покрывая сплошным слоем всю поверхность детали.
Конечно, можно смешивать краски по своему вкусу, добиваясь нужных оттенков.
В начале работы надо покрыть каждую деталь основным цветом. После просыхания добавить мазками более темные цвета в тенях и светлые блики на выпуклых поверхностях. Если есть необходимость, добавьте другие цвета: румяный бочок на яблоке, розовые щечки у человечков, темные прожилки на цветах, яркие крапинки на птичьем оперении и т. д.
Можно растирать и смешивать краски прямо на изделии, получая плавный переход от одного цвета к другому. Это требует некоторого навыка, но если вы немного потренируетесь, то не пожалеете: изделие заиграет удивительными оттенками. Этот способ особенно хорош при окрашивании крупных изделий без лишних деталей.
Также на крупные детали можно наносить рисунок: от простеньких орнаментов из черточек и точек до целых сюжетных композиций (например, на вазах).
Особенно нарядно смотрятся изделия, окрашенные с помощью акрила металлических оттенков (серебро, золото и т. д.), блесток, с рисунками, нанесенными объемным контуром.
Замешивание цветного теста
Поделки, выполненные из цветного теста, избавляют от неаккуратных потеков и мазков, которые неизбежны у неопытного художника. Да и беспокоиться об окрашивании труднодоступных мест в этом случае не нужно. Наверное, этот способ самый простой и беспроигрышный.
Краску добавляют в сухой замес с небольшим количеством воды и тщательно перемешивают. Затем добавляют остальную воду. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не приобретет ровную окраску. Исключение составляет тесто с "мраморным" эффектом: в этом случае должны остаться разводы при смешивании краски с неокрашенным тестом или соединении кусочков теста разных оттенков.
Для цветного замеса идеально подходит гуашь. Можно также использовать масляные краски, но после них гораздо труднее отмыть руки.
Дополнительные оттенки получают, варьируя количество краски, добавляемой в тесто, и смешивая несколько цветов при замесе. Очень легко смешивается уже готовое тесто разных оттенков, так что достаточно заготовить несколько порций основных цветов: красный, желтый, синий, белый, черный, можно зеленый и коричневый – получится богатая палитра.
...
Сразу следует предупредить, что фиолетовый цвет очень трудно получить путем смешивания, поэтому лучше использовать готовую фиолетовую краску.
Помимо гуаши, можно использовать пищевые красители, натуральные соки и краску для окрашивания пасхальных яиц. В продаже также есть сухие колеры.
На готовое изделие по желанию можно нанести дополнительный рисунок. Для этого лучше всего подходят акриловые краски.
Глазурование
Глазурование не является окрашиванием – это нанесение на поверхность поделки специальной смеси, которая дает возможность изделию подрумяниться в процессе сушки. Обычно для этого используют молоко, смешанное с водой (это относится только к молоку с высоким процентом жирности). Еще для глазуровки можно использовать яичный раствор: 1 яйцо на 1 стакан воды. Поделки, покрытые таким раствором, приобретают глянцевый блеск. Еще можно использовать крепкую сладкую заварку черного чая, которая также дает красивый коричневый тон и блеск.
Смесь наносят широкой мягкой кистью в процессе сушки, когда собираются поднять температуру до 150 °С. Чем дольше держать глазурованное изделие в духовке, тем темнее будет его общий тон.
Глазурованные поделки выглядят очень нарядно и естественно: затекая в углубления, смесь дает более темные оттенки и подчеркивает рельеф изделия, появляются приятные тоновые переходы от коричневых цветов к золотистым. Только не следует передерживать изделие на огне.
Особенно хорошо этот способ тонировки подходит для изделий в классическом и фольклорном стиле: венки, корзинки с цветами, различные плетенки, уютные панно для кухни.
Внимание! При описании изготовления игрушек не будет указан способ окраски, чтобы каждый мог сам выбрать наиболее подходящий. Исключение составляют те поделки, которые выигрышнее смотрятся только при определенном способе окраски.
Лакировка
Лакировать изделие или нет, каждый решает сам. Лакированное изделие, особенно окрашенное, хранится, безусловно, гораздо дольше и менее чувствительно к влаге. Но и нелакированные поделки из соленого теста тоже хранятся достаточно долго, но не столь влагостойки.