Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Соборный двор файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Собранные в книге статьи о церкви, вере, религии и их пересечения с политикой не укладываются в какой-либо единый ряд – перед нами жанровая и стилистическая мозаика: статьи, в которых поднимаются вопросы теории, этнографические отчеты, интервью, эссе, жанровые зарисовки, назидательные сказки, в которых рассказчик как бы уходит в сторону и выносит на суд читателя своих героев, располагая их в некоем условном, не хронологическом времени – между стилистикой 19 века и фактологией конца 20‑го.
Не менее разнообразны и темы: религиозная ситуация в различных регионах страны, портреты примечательных людей, встретившихся автору, взаимоотношение государства и церкви, десакрализация политики и политизация религии, христианство и биоэтика, православный рок-н-ролл, комментарии к статистическим данным, суть и задачи религиозной журналистики…
Книга будет интересна всем, кто любит разбираться в нюансах религиозно-политической жизни наших современников и полезна как студентам, севшим за курсовую работу, так и специалистам, обременённым научными степенями. Потому что "Соборный двор" – это кладезь тонких наблюдений за религиозной жизнью русских людей и умных комментариев к этим наблюдениям.
Содержание:
Предисловие 1
От автора 3
Огородников и другие: как это было 3
Православная провинция. Петрозаводск 7
Языческое гнездо в пушкинском доме 8
Православный рок 8
Или правда, или ничего 9
Православная провинция. Сыктывкар 10
Православная провинция. Смоленск 12
Епископ и муха 12
Архимандрит Зинон: "Я более не хочу жить враждой" 13
Монолог женоненавистника 14
Стояние Зои в граде Самаре 15
Плёнка с фонограммой, хр. 0.30 15
Ведущий реагирует на последнюю реплику: 15
Звучит грустная музыка - Мелодия песни "О любви к Родине". Группа "Ноль" 15
Музыка резко уводится 15
Про то, как губернатор в бога уверовал 16
Православная провинция. Белгород 17
Немецкое лютеранство возвращается к жизни 18
Русский вариант финского лютеранства 19
О калмыках-католиках 21
Красный костел под окнами Лукашенко 22
Рим нам – не отец, но и Москва – не мать 24
Интервью с ваххабитом 27
Грузинский конкордат 28
Армянский конкордат 29
Брань богородичного центра с белым братством 30
Тоталитарные секты 30
Транснациональные секты и Горбачев 32
Зеркальная вера рыжих удмуртов 34
Богородичные отцы и матери богемы 36
Якутия. потерянный кут 37
Круглик. учение об истинно казачьем свете 41
Рассказ о православном прокуроре и о религии контактеров 42
О боге, вине и о трезвых христианах 43
Зороастризм Пал Палыча Глобы 44
Кто не против Христа – тот за Христа - Рассказ пятидесятника про веру русскую и про Фёдора Рыбалкина 46
Радиопроповедь 47
Борьба за сми в протестантском мире 48
Конфессиональная пресса и светская религиозная журналистика 49
Религиозная журналистика – журналистика экспертная 50
Окончена ли борьба с религией в СССР? 51
Якунин. крест на депутатском мандате 52
Политические инверсии религиозного сознания 53
Идеология смерти 55
Прозелитизм в России после 1917 года в зеркале религиозной статистики 56
Реплика по поводу сакрализации политики 61
Джейн Эллис 62
Регулирование государственно-церковных отношений - (к симфонии через партнерство) 63
Примечания 65
Александр Щипков
Соборный двор
Предисловие
Религия в России больше, чем религия
Лев Митрохин, академик РАН
После развала СССР тема религии стала одной из приоритетных. О ней высказывались, кажется, все – от серьезных специалистов до бойких журналистов, склонных к сенсациям. И вот книга А. В. Щипкова – если не ошибаюсь, первый сборник журналистских (не проповеднических, исторических или теоретико-философских) публикаций о религии. Это хороший повод для того, чтобы поразмышлять о роли mass media в создании религиозной ситуации, в которой мы сегодня пребываем.
Вспомним, как это начиналось. Политика гласности отозвалась потоком материалов о "белых пятнах" истории, которые проступали только цветом кровавым; произошел обвал всей системы официальных идолов и идеалов; с негодованием было отвергнуто репрессивное большевистское безбожие; в обществе воцарился тягостный духовный вакуум. В этой обстановке лишь религия могла восприниматься как мировоззрение, символизирующее полный разрыв с прежним тоталитаризмом, а вскоре и как панацея от всех социальных и моральных недугов. Не только религиозные, но и большинство светских авторов провозгласили лозунг "Без религии у России нет будущего". Наступило время страстного токования: "покаяние", "духовность", "святость". Сегодня мы живем в "светском государстве", где религия (прежде всего, православие) фигурирует как едва ли не как официальная идеология, как главный исток российской духовности и патриотизма.
Может показаться, что цепочка этих событий выстраивалась как бы автоматически, само собой. На самом деле, процесс, до сих пор безмятежно именуемый "перестройкой", уже на начальной стадии вышел из-под контроля его социологически малограмотных "инженеров". Поскольку сколько-нибудь ясное представление о том, как относиться к церкви и религии, у них отсутствовало, то официальная печать до последней возможности отстаивала догмы ленинско-сталинского атеизма.
Несколько забытых фактов. 30 июля 1986 года "Комсомольская правда" публикует статью И. Крывелева "Кокетничая с боженькой", в которой В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Быков торжественно уличаются в богоискательских грехах. Попытка Е. Евтушенко защитить коллег привела к появлению в газете (10.XII.86) статьи "Не вера, а знания" С. Калтахчяна, который зачислил поэта в число тех, кто "не в ладу с известными истинами марксизма-ленинизма и допускает мировоззренческую путаницу". Она вызвала острую дискуссию, и партия в своем директивном "органе" решает внести полную ясность. 28 сентября 1987 года "Правда" разразилась передовицей "Воспитывать убежденных атеистов", в которой говорилось: "Ленинский принцип классово-партийного подхода к религии как ложной от начала и до конца системе взглядов и сегодня остается в силе", и поэтому главная задача состоит в том, чтобы "наполнить все формы и средства атеистического воспитания глубоким политическим содержанием" (курсив мой – Л. М.). Ободренная такой поддержкой комсомольская газета публикует (21. Х. 1987) боевитую статью журналистки Е. Лосото, в которой И. Крывелев и С. Калтахчян предстают в облике бестрепетных рыцарей в борьбе с новоявленными обскурантами. Эта инерция "воинствующего атеизма" действовала вплоть до развала КПСС.
Так что решительные сдвиги в религиозной ситуации, определялись не кремлевскими мыслителями, а преимущественно давлением "снизу", энергией mass media, вырвавшимися на свободу. И если сегодня мы констатируем серьезные достижения в обретении религиозной свободы, то не грех с благодарностью вспомнить о журналистских выступлениях "Огонька", "Литературной газеты", "Московских новостей" и многих других изданий, во многом формировавших общественное мнение и ревностно подталкивающих власти к реформам государственно-церковных отношений. В эти годы свои первые шаги на журналистском поприще делает и А. В. Щипков.