Согласно всем этим источникам, Моисей не сделал себе посох из ветки какого-то дерева или кустарника, а получил в уже готовом виде от своего тестя (то есть отца жены) по имени Итро. Итро же, как выясняется, был человеком не простым.
Вот, что говорит по этому поводу один из еврейских источников.
Некогда Итро занимал должность советника египетского фараона и, в отличие от других советников, предлагал фараону относиться к евреям терпимо. Убедившись, что его совет не принят, он оставил свою должность при царском дворе, покинул Египет и поселился в Медиане. Вскоре он стал там главным жрецом.
Однако в некий момент (по неясным причинам) Итро проникся центральной идеей монотеизма – идеей единого Бога – и объявил народу, что не сможет быть больше жрецом.
Слова Итро ошеломили народ. Все отвернулись от чего и его семьи. Даже пастухи, пасшие его стада, покинули Итро, и некому было выводить скот на пастбище, кроме как его дочерям. Когда же дочери Итро приводили скот к источнику, пастухи отгоняли их – и они вынуждены были ждать, пока все остальные напоят свои стада.
Однажды дочери Итро встретили у источника чужестранца. Его вполне можно было принять за египтянина. И хотя египтяне слыли людьми не очень благородными и вежливыми, этот "египтянин" помог им напоить скот – и в тот день они рано вернулись домой. Удивленному отцу они рассказали, что "египтянин" помог им и защитил их от пастухов, и что вода сама поднималась навстречу этому человеку. И тогда Итро понял, что этот "египтянин" происходит из рода Яакова. Он послал дочерей за пришельцем, и вскоре они возвратились вместе с ним. Это был Моше (то есть Моисей). Он сказал Итро: "Отчасти твои дочери правы, говоря, что их спас от пастухов египтянин. Дело в том, что я убил египетского надсмотрщика, который был жесток с одним евреем. Мне пришлось бежать из Египта, и, в конце концов, я добрался до этих мест. Так что, если бы не тот египтянин, из-за которого я бежал, меня не было бы здесь – и я не смог бы помочь твоим дочерям". Итро и Моше понравились друг другу, и Моше был рад найти пристанище в доме Итро.
Упоминание "рода Яакова" (он же Иаков в христианской традиции) в этой истории не случайно. Дело в том, что именно с Яаковым связан тот отрывок в Торе, в котором вновь мы видим посох, творящий "чудеса".
"В недельной главе "Ваишлах" наш праотец Яаков рассказывает: "С моим посохом перешел я этот Иордан". Раши поясняет: "Он опустил свой посох в Иордан, и воды реки расступились". То есть Яаков тоже сделал чудо с помощью посоха" (Бенцион Ласкин, Недельная глава "Шмот").
Таким образом воздействие посохом на большой массив воды имело место задолго до рождения Моисея. И это не случайно, поскольку посох имел божественное происхождение и имел длинную историю. Вот, что пишет об этом, скажем, Бенцион Ласкин:
"На самом же деле все началось еще раньше. В Мишне говорится (Пиркей авот), что посох был создан на исходе шестого дня Творения – в сумерки, перед самым началом первой в истории человечества Субботы. Мидраш добавляет, что когда первый человек был изгнан из рая, то он взял с собой посох. Затем этот посох передавался из поколения в поколение, пока не достался Ноаху, который отдал его своему сыну Шему. От того посох перешел к Аврагаму, Ицхаку и Яакову. Яаков принес его в Египет и передал Йосефу. После смерти Йосефа посох каким-то образом оказался у Итро (возможно, после смерти Йосефа фараон раздал его имущество, и Итро, как наиболее духовный человек из всех советников фараона, получил посох). Когда Итро, покинув Египет, поселился в Мидьяне, он воткнул посох в землю в своем саду, но потом никак не мог вытащить его из земли. У Итро была дочь по имени Ципора, которая была очень хороша собой: как говорит Раши, "все признавали ее красоту". Так что в Мидьяне многие герои хотели взять ее в жены. Каждого, кто приходил просить руки дочери, Итро подвергал испытанию, говоря: "Если ты сможешь вытащить этот посох, то получишь мою дочь". Однако все попытки женихов не увенчались успехом. А потом пришел Моше и вынул посох из земли (и женился на Ципоре)".
Несколько иной вариант (который не принципиально отличается от приведенного выше) дает еврейская Агада:
"Посох этот, предуготованный в сумерки шестого дня творения, был дан господом Адаму в раю, от Адама перешел к Ханоху, от Ханоха к Симу, потом переходил по наследству к Аврааму, к Ицхаку, к Яакову и, наконец, к Йосефу. После смерти Йосефа посох был взят фараоном к себе. Итро, бывший одним из волхвов египетских, смутно чувствуя чудесную силу этого посоха, выпросил его у фараона и посадил среди деревьев в своем саду. Однако невидимая рука не давала ему подойти близко к посоху. Когда явился Моисей, увидел посох и прочитал начертанные на нем письмена, он протянул руку и беспрепятственно взял его себе. Видя это, Итро понял, что Моисею суждено освободить народ израильский, и дал ему в жены дочь свою Ципору" (Я. д. Ел.).
Во всех этих вариантах присутствуют два важных момента. Во-первых, посох имеет "божественное" происхождение, то есть создан Богом. А во-вторых, Итро был египетским жрецом. И это выводит нас на те изображения египетских "богов", где "боги" держат в руках некий посох или жезл.
Весьма любопытны в этом отношении фрески и барельефы в храме Сети I в египетском Абидосе. "Посох" в руках "богов" совершенно не похож на простую палку, помогающую при ходьбе, как не похож он и на простой декоративный атрибут власти. Скажем, в нижней своей части "посох" представляет из себя явно полую трубку с выходящей из нее "вилкой с двумя зубцами". Эта "вилка" показана то полностью задвинутой в "посох", то частично или полностью из него выдвинутой. Такое различие в положении "вилки", очевидно, указывает на какую-то ее функциональность.
Рис. 19. "Посох" в руках Анубиса
В верхней своей части "посох" заканчивается крючковатым разветвлением, который египтологи называют "тесло". Иногда к "тесло" на изображениях к верхней части "посоха" добавляются в различных количествах и комбинациях еще одно или более "тесло", а также объекты под названием "анкх" (так называемый "египетский крест", у которого верхняя "палочка" заменена на "кольцо") и "джед" (утолщенный цилиндр с поперечными "насадками").
Египтологи полагают, что "тесло" использовался для "отверзания уст" умершим; "анкх" не имел практического использования и представлял из себя "символ жизни" или "жизненной энергии"; а смысловое значение "джеда" до сих пор не определено (мне доводилось как-то слышать даже такую интерпретацию: джед – это позвоночник Осириса). При таком подходе получается, что все эти изображения "посоха" не имеют вообще никакой осмысленности вне рамок религиозного символизма.
Однако можно обратить внимание на то, что "тесло", "анкх" и "джед" на "посохе" могут находиться как в "сложенном", так и в "развернутом" состоянии. Причем в "развернутом" виде они представлены именно тогда, когда на изображении отражено явно взаимодействие бога с кем-то еще (человеком или другим богом). И на самом деле вполне можно вести речь не столько о "свернутом" или "развернутом" состоянии верхней части "посоха", сколько о ее "рабочем" и "нерабочем" положении (особенно если вспомнить о том, что и нижняя часть "посоха" тоже может находиться в разном состоянии).
В целом же получается, что "посох" не был каким-то сугубо символическим "атрибутом", а представлял из себя некое довольно высоко технологичное устройство со вполне определенными функциональными возможностями. При этом дополнительные "тесло", "анкхи" и "джеды" (в разной их комбинации) использовались в том случае, когда требовалось изменить или усилить воздействие "посоха".
Рис. 20. Верхняя часть "посоха" в выключенном (вверху) и рабочем (внизу) состоянии
Каковы были функциональные возможности "божественного посоха", по изображениям в храме Сети I, к сожалению, определить невозможно. Однако можно предположить, что Моисею достался от Итро один из таких "посохов", с помощью которого пророк и совершал перечисленные выше "чудеса", демонстрируя громадное превосходство технологий цивилизации "богов" не только над возможностями людей ветхозаветных времен, но и над нашими современными достижениями.
Естественно, что в рамках монотеистической религии никто не мог вести речь о многих "богах", поэтому в текстах остался лишь один "Бог", который все создал – в том числе и "посох", доставшийся в итоге Моисею. Та же часть сюжета, согласно которой Бог передал этот "посох" самому первому человеку – Адаму, может указывать на то, что "посох" попал к людям в очень давние времена.
Понятно, что подобный предмет не мог свободно использоваться кем попало. Его должны были хранить жрецы или посвященные. Вот и упоминаются среди владельцев "посоха" только выдающиеся "праотцы", которые явно не относились к разряду "простых смертных". И то, что "посох" на определенном этапе оказался в руках именно египетского жреца Итро, тоже явно не случайно.
Данная версия по крайней мере оказывается куда более логичной, нежели предположение, что простой деревянной палкой можно было совершать "чудеса", описанные в Ветхом Завете. Например, такой, какую сейчас демонстрируют во дворце Топкапы в Стамбуле, утверждая, что это и есть посох Моисея.