- Ешьте щи с кусками! Старорусская пища. Помню с детских лет. Куски черного хлеба настрогаешь в щи и кушаешь, - говорит Молотов. - Вот берите груши - нам из Грузии прислали по радио! Налейте себе коньячку, как Сталин говорил - для фундаменту! И мне на копейку можно. А эту пустую пора убрать. Микоян говорил: "Пустая бутылка керосином пахнет".
В половине наших встреч, да, точно, в семидесяти из ста сорока, в 1970–1977 годах участвовал Шота Иванович Кванталиани, историк по образованию, добрейший человек, с живым, ярким, моторным характером. Он умер внезапно в декабре 1977 года - и пятидесяти не было. Все советовал мне, как начать эту книгу: "Пиши так: старый добрый Белорусский вокзал…"
А Молотов прожил еще почти девять лет, но ездил я к нему с Белорусского уже без Шоты Ивановича. Приезжали старые друзья-писатели, ученые, военные, но круг знакомых был строго ограничен.
Несколько раз за годы наших встреч по Москве, в самых авторитетных учреждениях ходили слухи о смерти Молотова. Немедленно звоню в Жуковку:
- Можно Вячеслава Михайловича?
- Он самый.
Так было три раза, не меньше. Приезжаю - в окне светелки видна его голова. Работает.
- Я человек девятнадцатого века, - говорил он. - С каким суеверием люди вступали в новый век, боялись всего!
Он дожил до "летающих тарелок" и нового курса партии на перестройку и ускорение. Перевел сто рублей в Фонд помощи жертвам Чернобыльской АЭС имени В. И. Ленина - смотрю на почтовую квитанцию от 18 июня 1986 года.
Уезжаю в Москву - он стоит в проеме двери, держась за косяк. Грустный-грустный, провожающий взгляд…
"Будут, конечно, на нашем пути срывы, неудачи, - говорил он, - но империализм все-таки трещит по швам!"
Он умер на девяносто седьмом году 8 ноября 1986 года, в тот день, когда ровно шестьдесят девять лет назад стоял рядом с Лениным, провозглашающим Советскую власть. Вскрыли его завещание. В конверте была сберегательная книжка: пятьсот рублей на похороны - все накопления.
Еду на электричке с Белорусского вокзала. Стремлюсь получить историю из первых рук. Конечно, субъективную историю, но без нее, вероятно, и объективная не будет полной. А напротив меня на скамейке сидит мальчик и смотрит в окно…
Ноябрь 1990
* * *
Я - эмигрант во времени.
В разные десятилетия народ бывает разным. Люди перерождаются. Ощущаю это на себе. В детстве, да и потом, в юности, я старался тратить на свою персону минимум, и не потому, что не было денег, а потому, что считал - человек должен обходиться только самым нужным для жизни. Помню, лет в десять пошел в кино, захотелось купить бутылку апельсиновой воды, и деньги мама дала, да подумалось мне: как тяжко достаются отцу-летчику эти деньги… К тому же я читал о том, как экономил на себе Феликс Дзержинский.
Сейчас я стал по-иному относиться к стране и жизни. "Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…" Думается, в сегодняшние дни вряд ли появились бы Матросовы и Гастелло.
Люди, не понимая, спрашивают меня: неужели Молотов верил во все это? "Это" - социализм, коммунизм, воплощение идеи, которая дороже семьи, жены, детей и собственной жизни. Люди не могут понять его убежденность, потому что перед ними примеры других наших руководителей, особенно последнего времени, интенсивно не забывавших о благополучии своих близких. Многие из них, дожив до так называемой демократии, перекрасили свои былые кумачовые знамена.
Сталин и Молотов не терпели предателей. Сталин полностью выполнил клятву, данную у гроба Ленина. Сталин знал цену слову и всегда претворял в дело свои обещания народу. Потому его уважали и друзья, и недруги. В идеале Сталин был создан историей для честных людей, но он видел запретное, зашторенное в человеке, потому ему и нет прощения от тех, в ком он это увидел. Таких, как Сталин и Молотов, было все же меньшинство, и они мерили своей мерой подчиненных, расправляясь с теми, кто не подходил под их мерку. Называйте их бескорыстными узурпаторами, но они стремились создать лучшее общество тружеников с бесплатными образованием, медициной, жильем. Но были ли готовы к социализму тысячи тех, кому надлежало это общество строить и жить в нем? Кроме того, многие не поняли, что строительство социализма дело не одного десятилетия, но работа столетий, и стали дружно охаивать семидесятилетний, короткий, бесценный опыт отечественной истории.
"Социализм - это дело, которое требует много пота и крови", - говорил Л. М. Каганович, с которым я тоже встречался в последние годы его жизни. Я стал понимать, что образы большевиков, изображенных в произведениях искусства, не соответствуют действительности. Семнадцать лет постоянного общения с Молотовым дали мне громадный материал. "И меня какой-то уродец играет", - сказал Вячеслав Михайлович, увидев себя (якобы себя!) в художественном фильме о войне. О Молотове пишут, что это был твердолобый догматик, слепо повторяющий все то за Лениным, то за Сталиным. Могу смело сказать, что более умного, убежденного, последовательного и проницательного человека я в своей жизни не встречал. А мне довелось общаться с десятками, сотнями личностей незаурядных, среди которых были выдающиеся и даже великие. Да что я - Молотову давали высочайшую оценку такие политики, как Черчилль и Даллес. И неудивительно, что у общавшихся с Молотовым возникал вопрос: каким же был Сталин, если рядом с ним более сорока лет был такой Молотов?
Мне думается, Сталина будут изучать еще не одно столетие, и потому весьма ценно все, что говорили о нем и его эпохе люди, соприкасавшиеся с ним. И конечно же в первую очередь такая крупнейшая фигура, как Молотов.
"Молотов - Риббентроп" - линия государственных границ на карте предвоенной Европы.
"Молотов-коктейль" - так называли немцы советские противотанковые бутылки с горючей смесью. В Германии это выражение помнят до сих пор.
"Молотов-баскет" - корзина предложений для переговоров на послевоенных международных форумах. Такие ассоциации вызывает имя Молотова в современной Америке.
Перед вами, читатель, не слухи и сплетни, а материал, как говорится, из первых рук. В вышедшей в 1991 году моей книге "Сто сорок бесед с Молотовым" издательством было допущено более ста опечаток, погрешностей и даже грубых ошибок. Так, на странице 80 напечатано: "Мы были в дураках", а следует читать: "Мы не были в дураках". Куда дальше? Есть и другие, не менее впечатляющие огрехи.
После выхода книги я стал получать письма от читателей. Писали о том, что книгу невозможно достать. Могу добавить, что за ее бортом осталось еще довольно много записей бесед с Молотовым. Я просмотрел тысячи страниц своего "молотовского" дневника и значительно дополнил книгу. Кроме того, в нее включена новая глава "Братья писатели", где приводятся высказывания Молотова о литературе и искусстве, его рассказы о встречах с писателями…
Если в первом издании я почти воздержался от комментариев, то здесь все-таки решаюсь кое-где поделиться своими впечатлениями, добавить рассказы других интересных лиц и некоторые истории из моих записных книжек. Меня спрашивают, какими были мои личные отношения с Молотовым. Об этом сказал сам Вячеслав Михайлович перед своими гостями 16 августа 1979 года:
- Феликс - один из лучших моих друзей.
"Сто сорок бесед" восприняли по-разному, да иного и не могло быть: к личности Молотова нет однозначного отношения. Сторонники социализма утверждают, что он оказался во многом прав, противники считают, что он в своих рассуждениях обнажил весь ужас построенной при Сталине системы, у истоков которой стоял Ленин. Подобные мысли мелькали и в рецензиях на книгу. Встречались и такие мнения: книга вредна. Один из читателей написал мне, что часть ее тиража была скуплена и уничтожена неизвестными лицами. Вредной считали ее и некоторые руководители, занимавшие высокие посты еще при власти КПСС. Они говорили мне: "Своей книгой вы всаживаете нож в спину нашей партии!" Той самой партии, которую они втихаря разваливали и через четыре-пять лет развалили вместе с величайшим государством.
Думаю, развал начался в 1956 году, с XX съезда партии, когда политический пигмей устроил храбрую пляску на могиле великана, смешав жестокую правду с доступной ложью. Через год - изгнание из верхов "антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова". Я интуитивно чувствовал, как ложь замещала историю, и сочинил наивное стихотворение "Мы не верим!", которое переписывал на папиросной бумаге. То была моя первая творческая попытка несогласия с властями. А потом, когда вовсю развернулась хрущевская стадия антисталинской кампании, я написал стихи "Зачем срубили памятники Сталину…", только за чтение которых людей в ту пору исключали из партии, - с одним таким человеком я встретился и подружился. Меня вызывали "в инстанции", прорабатывали в отечественной и западной прессе (причем с одинаковых позиций уже в шестидесятые годы!), устроили разнос в Союзе писателей, однако стихи понравились великому Шолохову, и он обнял меня в Вешенской так, чтобы все это видели… После этого травля в печати время от времени возобновлялась, но ко мне привыкли, и вот уже несколько десятилетий я ношу высокий титул "сталинист".
Первое издание книги о Молотове выходило с немалыми трудностями - это было начало 1991 года. В издательстве меня уговаривали назвать книгу не "Сто сорок бесед с Молотовым", а "37-й год был необходим", взяв эти слова в кавычки как высказывание Молотова. Я настоял на своем названии. Но я не мог добиться, чтобы сняли ненужное, на мой взгляд, и неприемлемое для этой книги послесловие. Директор издательства сказал мне, что в противном случае книга вообще не выйдет, потому что он хочет сидеть в своем кресле. Тогда я потребовал, чтобы в книге дали сноску, что я не разделяю позицию и положение послесловия.