Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Русская история: мифы и факты. От рождения славян до покорения Сибири файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Книга посвящена мифологии ранней русской истории. Представлены "биографии" исторических мифов, начиная от обстоятельств их "рождения" и вплоть до "жизни" в наши дни. Работа состоит из двух книг первая посвящена Древней Руси, вторая - допетровской Руси и реформам Петра I. Первая книга открывается темой о начале славянства. Рассмотрены средневековые и современные мифы о происхождении славян, воззрения родноверов (неоязычников), данные науки. Обсуждено призвание Рюрика, "варяжский вопрос", мифы богатырского эпоса, Крещение Руси и кризисные мотивы в "Слове о полку Игореве". Рассмотрена тема монгольского нашествия, выбор Александром Невским союза с монголами и современная кампания против Невского. Показана роль Церкви в становлении русского народа. Рассмотрены мифы о Куликовской битве. Рассказано, как идеи о русском царстве - Третьем и последнем Риме на пути Антихриста, были заменены имперским мифом - "Москва - Третий Рим". Проведено сравнение мифов и фактов о царствовании Ивана Грозного. Описан парадокс единства противоположностей - слияния образов Грозного и Сталина в мифах либералов и сталинистов. Заключительная глава посвящена истории Сибири. Прослежено сложение мифологии о "Сибирском взятии". Вскрыта лживость "чёрной легенды" о кровавом покорении Сибири и истреблении коренных жителей.
Содержание:
1. ОБ ЭТОЙ КНИГЕ 1
2. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ 1
3. РОЖДЕНИЕ СЛАВЯН: СТАРЫЕ И НОВЫЕ МИФЫ 2
4. ИСТОРИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ 21
5. ОТ ВЛАДИМИГО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ К РУСИ МОСКОВСКОЙ 30
6. ТРЕТИЙ РИМ 43
7. ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО 48
8. ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ 63
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ 93
ИЛЛЮСТРАЦИИ 93
КИРИЛЛ РЕЗНИКОВ
РУССКАЯ ИСТОРИЯ: МИФЫ И ФАКТЫ.
ОТ РОЖДЕНИЯ СЛАВЯН ДО ПОКОРЕНИЯ СИБИРИ
1. ОБ ЭТОЙ КНИГЕ
Любому, берущему в руки новую книгу, хочется знать: о чём она, стоит ли её читать? Заглавие и аннотация подскажут не так уж много. Сотни книг имеют сходные названия, да и аннотация в силу краткости мало что добавляет. Поэтому в предисловии автор обязан дать ясные ответы, чтобы читатель понапрасну не терял своё время. Итак, о чём эта книга? В самом общем виде - о национальном самосознании. Точнее, о той его важной части, которая именуется исторической памятью. Историческая память есть комплекс наших представлений о прошлом страны и народа. Историческая (и этническая) память необходима для осознания народом своей идентичности и своего места в мире. В нашей стране изучение национального самосознания (и исторической памяти) приобретает особое значение в связи с важностью укрепления общности народов России.
Историческая память избирательна - в ней откладываются события, поразившие воображение. Вместе с тем историческая память - продукт народного творчества. События прошлого сохраняются в народной памяти с искажениями, привносимыми рассказчиками, будь это летописец или поэт. Поэтому их можно назвать историческими мифами, а историческую память - системой исторических мифов. Каждый народ имеет свою систему мифов, свою мифологию истории. В книге рассмотрена мифология русской истории, начиная с преданий о происхождении славян и кончая покорением Сибири. Предложено разделение исторических мифов на утверждающие и кризисные . Первые возникают на подъёме духовных сил общества; они прославляют народ и страну; их используют для укрепления власти.
Вторые появляются при упадке или болезни общества; они проникнуты пессимизмом и часто усугубляют процессы распада. Между теми и другими идёт конкуренция за место в общественном сознании.
Русские исторические мифы самым тесным образом связаны с историей Российского государства, ибо великорусы есть народ государственный, и с историей Русской Православной Церкви, ибо на протяжении столетий основной формой духовной жизни русских была религия. Древнерусский период рассмотрен в книге в плане его духовного и культурного наследия. Главное внимание уделено призванию Рюрика (862), Крещению Руси (988) и "Слову о полку Игореве" (конец XII в.). Нашествие монголов обозначило конец распадавшейся Киевской Руси. Рассмотрены мифы и факты о нашествии монголов. Вопреки мнению Л.Н. Гумилёва, Русь понесла тогда огромные потери. Обсуждается выбор Александром Невским сотрудничества с монголами. Выбор, оправданный Церковью и народом, позволил Руси стать Россией. Описано становление Великого княжества Московского и духовный подвиг святого Сергия Радонежского. Прослежено сложение исторического мифа о Куликовской битве.
Рассказано, как идея XVI в. о русском православном царстве - Третьем и последнем Риме на пути Антихриста, была заменена имперским мифом XIX в. - "Москва - Третий Рим". Рассмотрены факты и мифы о царствовании Ивана Грозного. Показана метаморфоза образа Грозного и его слияние с образом Сталина в трактовке как либералов, так и сталинистов. Рассмотрены история и мифы о присоединении Сибири, начиная с похода Ермака (1582-1585) и кончая обороной Албазина (1686-1689). Вскрыты истоки "чёрной легенды" о кровавом покорении Сибири и истреблении коренных жителей.
В книге представлены своего рода "биографии" мифов, начиная от обстоятельств "рождения" и вплоть до их "жизни" в современном обществе. Мифы показаны в динамике превращений. Описываются события, породившие исторический миф, записи современников, предания, с ним связанные. В книге показано влияние на мифы искусства, в первую очередь фольклора и литературы. Искусство меняет трактовку мифов; оно может даже порождать мифы. Но и мифы влияют на искусство, становясь темой творчества. Рассмотрены художественные произведения, повлиявшие на мифологию русской истории. Особое внимание уделено историческим мифам в современной России, их роли в сегодняшнем "споре славян между собою".
Часть глав книги была написана в виде отчётов проекта РГНФ "Образ России в национальном самосознании: исторический и современный контекст" (2006-2008 гг.). Руководителю проекта, профессору Игорю Леонидовичу Волгину, я выражаю искреннюю благодарность. Я глубоко благодарен писателю-историку Сергею Ивановичу Аксененко за ценные критические замечания. Я очень обязан и благодарен писателю Михаилу Юрьевичу Гнитиеву, рекомендовавшему мою книгу издательству "Вече". Хочу поблагодарить организаторов сайта "Восточная литература" - http: //www. vostlit. info/: предоставленная ими в общественное пользование уникальная коллекция средневековых текстов очень помогла при написании книги. Особо хочу поблагодарить редактора "Вече" Александра Александровича Скорохода, неизменно доброжелательного и внимательного, эффективно сочетавшего интересы издательства и автора.
2. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Миф - это то, чего никогда не было и никогда не будет, но что всегда есть.
Саллюстий, IV в. н. э.
Исторические мифы. Миф, mythos, по-гречески означает "повествование, сказание, предание, сказка". В современных европейских языках слово "миф" имеет два значения: 1) вымысел, искажение фактов, ложное представление; 2) народное творчество, обобщенно отражающее окружающий мир в виде сказаний о богах и героях. Второе значение понятия "миф" используется в науке мифологии, изучающей мифы, их источники, смысл и причины возникновения. Мифологией также называют систему мифов у разных народов. В мифологии мифы подразделяют по темам: о возникновении богов, о сотворении мира, о строении мира, о сотворении человека, о спасении человека и т. д. Немало создано мифов о происхождении народов и их истории. Следует иметь в виду, что мифы не есть вымысел. Они отражают реальность в преломлении людей, творящих мифы, и сами влияют на реальность, входя в историческую память и воздействуя на сознание. Исторические мифы лежат в основе этнического или национального самосознания .
Исторические мифы устойчивы, но всё же меняются во времени. С изменением психического склада этноса (нации) старые мифы заменяются новыми либо меняются сами. Изменения мифов не проходят гладко. Мифы взаимно не нейтральны - между ними происходит конкуренция за место в памяти народа. Конкуренция отражает борьбу интересов различных групп общества. В развитых этносах, тем более в государствах, всегда есть группы с разными интересами. Они находятся в состоянии скрытой или открытой борьбы, иногда даже гражданской войны. "Группы интереса" часто создают противоположные по содержанию мифы. Отсюда следует важный вывод о полярности исторических мифов.