Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Мифы и факты русской истории. От лихолетья Cмуты до империи Петра файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
В книге рассмотрена мифология истории Русского государства в XVII - начале XVIII века. Представлены "биографии" исторических мифов, начиная от обстоятельств "рождения" и вплоть до "жизни" в наши дни, их роли в борьбе идей в современной России. Три главы посвящены Смутному времени - первой информационной войне, едва не погубившей Россию. Даны портреты главных участников Смуты и рассмотрена сложившаяся вокруг них мифология. В последующих главах обсуждаются мифы и факты о первых Романовых и Петре I. Согласно одной группе мифов, Московское государство всё более отставало от Европы и было обречено стать колонией, если бы не Пётр, железной рукой вытащивший страну из азиатчины и преобразовавший её в империю. В других мифах восхваляется допетровская Русь, где царь, Православная церковь и народ процветали в симфонии, основанной на соборности. Пётр сломал естественный ход развития России и расколол общество, что в конечном итоге привело к революции. На самом деле, обе группы мифов страдают односторонностью. Имелась преемственность внешней и (в виде тенденции) внутренней политики Петра. Реформа богослужения при Алексее Михайловиче, приведшая к расколу, подготовила почву для реформ Петра. Не Пётр начал вестернизацию, но он заимствовал из Европы не только технологии, но и механизмы научно-технического прогресса - системы образования и науки.
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
1. СМУТНОЕ ВРЕМЯ: НАЧАЛО 1
2. СМУТНОЕ ВРЕМЯ: ЛИХОЛЕТЬЕ 32
3. СМУТНОЕ ВРЕМЯ: "СЛУЖИВШИЕ ПРЯМО" 54
4. ДОПЕТРОВСКАЯ И ПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ. МИФЫ И ФАКТЫ 83
5. ДОПЕТРОВСКАЯ И ПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ 102
6. ВОКРУГ ПЕТРА: БОРЬБА МИФОЛОГИЙ 119
7. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 134
ИЛЛЮСТРАЦИИ 135
Примечания 136
КИРИЛЛ РЕЗНИКОВ
МИФЫ И ФАКТЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ.
От лихолетья Смуты до империи Петра
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Мифы и факты русской истории. От лихолетья Смуты до империи Петра I" продолжает тематику книги "От рождения славян до Сибирского взятия". Обе книги составляют дилогию, посвященную мифологии русской истории. В обеих книгах исторические мифы подразделены на утверждающие и кризисные. Первые возникают на подъёме духовных сил общества; они прославляют народ и страну; правительство их использует для укрепления власти. Вторые появляются при упадке или болезни общества; они проникнуты пессимизмом, часто усугубляют процессы распада. Между мифами идёт конкуренция за место в общественном сознании.
В книге "От лихолетья Смуты до империи Петра I" рассмотрен исторический взлёт Русского государства в XVII - начале XVIII в. Первые два десятилетия в XVII в. Россия гибла в огне Смуты и интервенции, а за следующие 100 лет стала евразийской сверхдержавой, достигла берегов Тихого океана и навсегда покончила с угрозой и имперскими амбициями Речи Посполитой и Швеции. Первые главы книги посвящены Смутному времени - информационной войне, едва не погубившей Россию. Обсуждается вопрос: что есть Смута - кризис или катастрофа? Рассказано об отличии кризисов от катастроф в истории общества и о роли личности в истории. Показана предвзятость современников, писавших о Смутном времени. Даны портреты главных участников Смуты и рассмотрена сложившаяся вокруг них мифология. Особо сказано о "служивших прямо" - героях, спасителях России.
В последующих главах обсуждаются исторические мифы о правлении первых Романовых и реформах Петра I. Согласно одной группе мифов, Московское государство представляло застойное болото, с каждым годом всё более отстающее от Европы. Страна неизбежно стала бы колонией, если бы не Пётр, железной рукой вытащивший Московское царство из азиатчины и преобразовавший в мощную Российскую империю. Другие мифы исходят из идеализации допетровской Руси, где царь, Православная церковь и народ существовали в симфонии, основанной на соборности. Романовы заимствовали лучшее из Европы, в частности военные реформы. Но заимствования не ломали русскую культуру и не вносили отчужденность в общество. Приход Петра сломал естественный ход развития России и расколол общество, что в конечном итоге привело к революции.
Факты о России XVII в. полностью опровергают мифы о сонном царстве Московском. Россия быстро оправилась от разгрома Смутного времени и усиливалась с каждым десятилетием. Была присоединена большая часть Сибири, обученные по-европейски "полки нового строя" нанесли поражение Речи Посполитой, был возвращён Смоленск и взяты "под государеву руку" Восточная Украина с Киевом. Поощрялся въезд в страну европейских мастеров и военных. Началась вестернизация быта. Одновременно администрация становилась все более бюрократической; самоуправление подавлялось; завершилось закрепощение крестьян. Реформа обрядов богослужения по греческому образцу привела к расколу, преследованию старообрядцев и их массовым самосожжениям. Царствование первых Романовых сопровождалось восстаниями казаков, крестьян и посадских, бунтами стрельцов и расколом. Современники прозвали его "бунташным веком".
Анализ фактов о допетровской и петровской России показывает преемственность внешней и даже (в плане тенденции) внутренней политики Петра I. Церковная реформа, приведшая к расколу, вызвала потрясения не меньшие, чем реформы Петра I. Не Пётр начал и вестернизацию страны, но, в отличие от предшественников, он заимствовал из Европы не только навыки и технологии, но и механизмы научно-технического прогресса - школы, мастерские, училища, гимназии и Академию наук. Рассмотрена трактовка образа Петра в научной и художественной литературе и кино. Сделан вывод, что единого мнения о Петре не сложилось. Борьба мифологий о Петре продолжается.
В книге представлены своего рода "биографии" мифов, начиная от обстоятельств их "рождения" и вплоть до "жизни" в современном обществе. Мифы показаны в динамике превращений. Описываются события, породившие исторический миф, записи современников, предания, с ним связанные. В книге показано влияние на мифы искусства, в первую очередь фольклора и литературы. Искусство меняет трактовку мифов; оно может даже порождать мифы. Но и мифы влияют на искусство, становясь темой творчества. Рассмотрены художественные произведения, повлиявшие на мифологию русской истории. Особое внимание уделено историческим мифам в современной России, их роли в сегодняшнем "споре славян между собою".
Я глубоко благодарен писателю-историку Сергею Ивановичу Аксененко за ценные критические замечания и писателю Михаилу Юрьевичу Гнитисву, рекомендовавшему мои книги издательству "Всче". Выражаю искреннюю признательность организаторам сайта "Восточная литература" http: //: предоставленная ими в общественное пользование уникальная коллекция средневековых текстов очень помогла при написании книги. Особо хочу поблагодарить редактора "Вече" Александра Александровича Скорохода, неизменно доброжелательного и внимательного, эффективно сочетавшего интересы издательства и автора.
1. СМУТНОЕ ВРЕМЯ: НАЧАЛО
Смуть недоброе дело. Она смутом по домам ходить. Смута, ...тревога, переполохъ; возмущенье, возстаньс, мятежъ, крамола, общее неповиновение, раздоръ меж народомъ и властью; ...домашния ссоры, дрязги, перекоры; наушничество, наговоры и следствия ихъ.
Толковый словарь живаго великорусского языка Владимира Даля, 1882
1.1. СМУТНОЕ ВРЕМЯ В ИСТОРИИ РОССИИ
Память о Смуте. Начало XVII в. обернулось для России голодом, гражданской войной и поляками в Кремле. Страна гибла, но народ нашел в себе силы объединиться, изгнать поляков и избрать царя новой династии Романовых. Эти страшные годы получили в народе название Смута или Смутное время. Казалось, потомки должны были их запомнить и извлечь уроки, но так не случилось. Память о Смуте быстро потускнела в бурных событиях второй половины XVII в.: бунте Разина, присоединении Украины, казнях и кострах раскола. В XVIII в. о Смуте мало кто помнил - все затмила встряска страны, устроенная Петром I, и победы русского оружия в золотой век Екатерины II.
Историю Отечества (и Смуты) вернул россиянам Н.М. Карамзин - автор "Истории государства Российского" (1805-1829). Труд его вдохновил А.С. Пушкина на написание драмы "Борис Годунов" (1825), а М.И. Глинку - на создание первой русской оперы "Жизнь за царя" (1836) . Карамзин не использовал понятия "смутное время" и "смута", хотя они встречаются в документах XVII в. Ввел их в историографию С.М. Соловьев в "Истории России с древнейших времен" (том VIII, 1858). В Смуте Соловьев видел насильственный перерыв в нормальном ходе русской истории. Преодолев Смуту, Россия продолжила свой путь к величию и славе.