Как мы видим, слово "раса" звучит вполне определенно. И еще как определенно! "…Еврейская раса связывает современные народы с древнейшими временами… Они - яркое свидетельство лживости современного учения о равенстве людей и о космополитическом братстве, которое при своем осуществлении только содействовало бы падению великих рас" [12, с. 192].
Кто это? Геббельс?! Нет, это все еврей Дизраэли. Хотя, конечно, интересно, кто такой для Дизраэли Фриц Кан - "отброс общества" или "человек избранной расы"?
Не меньше удивления испытал автор, читая В. В. Шульгина:
"Есть люди, которые евреев просто "не переносят". Бесполезно их спрашивать, что им в евреях не нравится. Не нравится все. Начиная с физических качеств - наружности, черт лица, горбатого носа, оттопыренных ушей, горбатых спин…
Вот я это написал и почувствовал, что сразу же выходит как-то оскорбительно для евреев. Между тем, что же я говорю такое - плохое?" [13, с. 10].
И следуют рассуждения, что господин Шульгин не нанес бы никакого оскорбления китайцу, говоря о его шафрановой коже и узких глазах…
"… А вот с евреями выходит "совсем наоборот". Стоит самым академическим тоном перечислить несколько отличительных черт этой расы, как таковое описание сейчас же начинает звучать неким измывательством, насмешкой, презрением" [13, с. 10].
Эта оценка внешности евреев и правда выглядят, выражаясь мягко, странной. Горбатых спин и оттопыренных ушей я видел у них ничуть не больше, чем у потомков русского дворянства, в кругу, породившего самого Шульгина.
Но самое главное не в этом… У человека, открыто и честно объявляющего себя антисемитом, у русского дворянина, гордящегося своим происхождением, вдруг появляется точка соприкосновения с двумя евреями! Да какая точка! Все трое дружно считают евреев особой расой.
Остается предположить, что во времена, когда жили и работали эти люди, такая точка зрения была довольно обычной.
Впрочем, два слова о самой расовой теории.
РАСОВАЯ ТЕОРИЯ - ЕЕ СОЗДАТЕЛИ И ПОКЛОННИКИ
Общество в России еще не забыло, как лихо проводили в жизнь расовую теорию в Третьем рейхе. Боюсь только, что у читателя нет четкого представления о том, что же это за теория, откуда она взялась и что же вообще с этой расовой теорией произошло.
Пока я процитировал двух авторов 1920-х годов - русского и еврея, которые всерьез пользуются словом "раса" по отношению к евреям. Но в том-то и дело, что во 2-й половине XIX - начале XX века это было распространенным явлением - вовсе не только в среде нацистов или каких-то еще плохих людей. В СССР приложили колоссальные усилия для того, чтобы представить немецких нацистов в виде своего рода "белокожих горилл", диких созданий, противостоящих всему цивилизованному миру. Даже собственное их название - национал-социалисты - в СССР заменили на "фашисты", чтобы любой ценой откреститься от явного родства. Ведь нацисты - национал-социалисты - в Германии отродясь не были фашистами.
Фашисты в Италии и в Испании были консерваторами. Их цель была в том, чтобы сплотить нацию в фашо - пучок и за счет роста корпоративного начала, сворачивания демократических свобод, подавить движение социалистов. Ведь социалисты хотели воплотить в жизнь утопию, построить идеальное общество на выдуманных теоретиками началах. А фашисты хотели любой ценой не позволить им этого, сохранить завоевания цивилизации XIX века. Поэтому когда пленных немецких солдат в России называли "фашистами", они, мягко говоря, удивлялись.
- Мы не фашисты, мы нацисты! - отвечали они вполне мотивированно, а у советских людей окончательно заходил ум за разум.
Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei - национал-социалистическая немецкая рабочая партия (NSDAP) - так официально называлась партия, созданная Гитлером и пришедшая к власти в 1933 году (пришедшая к власти, кстати сказать, законным, вполне конституционным путем).
Идеология этой партии была очень схожа с коммунистической - рабочих и вообще всех трудящихся угнетает буржуазия, надо произвести социалистическую революцию, привести к власти настоящих вождей рабочего класса, установить государство социальной и политической справедливости. Нацистов порой называют "коричневыми", но это имеет тот же смысл, который в России имеет черный цвет. "Черный народ", "черная сотня"… В Германии это звучало как "коричневый народ". Простонародье, народная толща. И шли в бой "коричневые" не под каким-нибудь, а красным знаменем. Шли для того, чтобы освободить немецких рабочих от власти еврейской, французской и англо-американской буржуазии.
В этом национальный социализм действительно сильно отличался от интернационального, в котором национальности угнетаемых и угнетателей не придавали особого значения. Но убеждения и тех и других имели один и тот же интеллектуальный и духовный источник - работу интеллектуалов недоброго XIX столетия. Ведь социализм - и в его националистической, германской, и в его интернационалистской, советской, версии - никак не изобретение простонародья и не "поверье неграмотных масс". Ничего подобного. Все теории, которые легли в основу всех социалистических режимов, созданы в кабинетах самых что ни на есть высоколобых интеллектуалов.
В 1850-е годы в самых развитых странах Европы сложилась научная школа, которую назвали расово-антропологической. Лицо школы определяют французы Ж. А. де Гобино и Ж. В. Лапуж, британцы Ф. Гальстон, К. Пирсон, Х. С. Чемберлен. Назвать их всех или каждого по отдельности тупыми или недостаточно интеллектуальными будет очень, очень затруднительно. Наверное, именно поэтому в СССР имена творцов расовой теории скрывались, и уж тем более ничто написанное ими не переводилось - даже для исторических факультетов или для профессиональных историков. Познакомимся с этими лицами.
Жозеф Артюр де Гобино происходил из знатной французской семьи и родился в частном доме родителей близ Парижа в 1816 году. Социолог, антрополог, писатель и публицист, он более четверти века, с 1849 по 1877 год, находился на дипломатической работе. Жозеф Артюр де Гобино написал несколько исследований по истории и этнографии Востока, которые принесли ему известность и ученые степени, а также несколько художественных и публицистических книг. Пока было можно, на русский язык перевели "Век Возрождения" (1913), "Кандагарских любовников" (1923) и "Великого чародея" (1926). Кое-что напечатано в журнале "Земля и люди" за 1905–1906 годы. Между прочим, книги очень неплохие, а что их колорит устарел - так это касается и Киплинга.
В своем главном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853–1855) Ж. А. де Гобино отстаивал идею, согласно которой три основные расы имеют разные способности и разный творческий потенциал. Белая раса - самая способная к творчеству - постоянно развивается и стремится расширить свое влияние. Это вызывает напряжение у других рас, и борьба рас становится движущей силой развития народов. Плохо то, что белая раса при распространении по земному шару и в ходе борьбы смешивается с более низкими расами, а это ведет к снижению ее способностей и культуры.
С точки зрения Ж. А. де Гобино, самой творческой частью белой расы является ее германская ветвь, которую он упорно называл слишком знакомым термином: "арийская"; по его мнению, этой-то ветви предстоит создать культурную элиту человечества.
Жорж Ваше Лапуж - человек несравненно более скромного происхождения и положения в обществе, чем де Гобино. Так, провинциальный профессор, один из многих. Родился в городке Невилль, в департаменте Вьенна, в 1854 году, и окончил свой жизненный путь уже в годы торжества своих идей - в 1936 году, в Пуатье. Но в своих теориях пошел он куда дальше учителя. По его мнению, длинноголовая раса долихокефалов, нордическая раса, постоянно борется с короткоголовыми, брахикефалами. Развитие всякой цивилизации начинается с того, что во главе ее становятся арийцы, раса господ, и составляют высший класс этого общества. По мере того как длинноголовые смешиваются с короткоголовыми, цивилизация приходит в упадок. И получается, что раса - это основной движущий фактор истории.
Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855–1927) родился в Англии, где фамилия эта куда как известная: семья Чемберленов-политиков, папа и два сына, приходятся ему дальними родственниками.
Вот у него расовая вражда арийцев и семитов стала основой исторического процесса! Все, чем гордится коллектив, сделали, конечно же, светлокожие, светловолосые арийцы, высокие и с длинными черепами. Невыразимо отвратительные семиты с круглыми головами и курчавыми волосами низко гадили арийцам и паразитировали на их достижениях.
Постепенно Х. С. Чемберлен так проникся собственными писаниями, что даже переехал из родной Британии в Германию: поближе к арийцам. Тут его ждало, с одной стороны, разочарование - далеко не все немцы так уж торопились в арийцы, а некоторые так просто крутили пальцем у виска. С другой же стороны, некоторые все-таки проникались, в том числе люди весьма влиятельные. Х. С. Чемберлен был вхож даже к канцлеру Вильгельму II и вел с ним долгие беседы о черепах и культурах. В его последние закатные годы уже к самому Чемберлену захаживал некий новый политический деятель, не имевший, впрочем, особых шансов, - Адольф Гитлер. Чемберлену очень нравилась политическая программа Гитлера, но решительно не нравился его череп и другие расовые признаки.