Видимая простота изготовления
Среди самых разных версий создания гигантских рисунков на поверхности плато Наска, Пальпа и в других регионах порой попадаются и весьма экзотические. Например, есть располагается гипотеза, согласно которой геоглифы были сделаны чем-то типа лазерного луча, под воздействием которого верхний слой камней будто бы испарялся или выжигался. И эта гипотеза ныне является одной из самых популярных среди "альтернативщиков", хотя опровергнуть ее не составляет абсолютно никакого труда.
Дело в том, что для испарения камней, находящихся на поверхности плато, потребовались бы такие температуры (в несколько тысяч градусов!), при которых следы подобного воздействия неизбежно остались бы и на нижележащем слое светлого песка. Он обязательно должен был бы иметь следы сильнейшего температурного нагрева в виде частичного оплавления или даже в виде сплошной расплавленной и застывшей корки стекла. Между тем абсолютно ничего подобного ни один из многочисленных исследователей линий и рисунков на плато Наска и Пальпа до сих пор не обнаружил. Не нашла следов какого-либо сильного нагрева и наша экспедиция Фонда "III тысячелетия", хотя такая задача перед ее участниками стояла.
Вывод может быть только один – никакого воздействия столь высоких температур, которые неизбежно сопровождали бы воздействие лазера, испаряющего камни, тут не было (см. Рис. 15-ц).
Рис. 15-ц
Непосредственно же на линиях (куда туристов обычно не пускают, дабы эти линии не повредить) довольно легко убедиться, что технология создания рисунков была предельно простой. Камни, почерневшие от длительного пребывания на солнце и покрывшиеся так называемым "пустынным загаром", лишь убирались в сторону, открывая очень мелкий, похожий даже на пыль, светло-желтый песок, находящий под камнями. И сделать это было совсем не сложно, поскольку темные камни образуют лишь тонкий слой на поверхности. По сути, линии – это просто "царапины" на грунте.
В эффективности столь простой "технологии" легко убедиться, просто проведя рукой или ногой по земле и сгребая при этом камни в сторону – на поверхности остается отчетливо видимый след, который благодаря засушливым местным условиям вполне может сохраняться даже сотни и тысячи лет. Об этом говорят и следы машин, которые когда-то просто проехали по плато и оставили после себя весьма характерные "шрамы" на земле. Подобные "шрамы" легко заметны и там, где после прохода какого-то количества людей образовались обычные тропинки. Именно поэтому ныне доступ в зону линий категорически запрещен.
Рис. 44. Три движения ногой – и "геоглиф" готов
Между прочим, возможность столь простого способа создания геоглифов – путем удаления поверхностного слоя темных камней со светлого песка – является прямым следствием описанного выше сценария образования ровной поверхности плато в ходе событий, связанных со Всемирным Потопом. Дело в том, что в процессе оседания "грязи" и "мусора" в водно-селевой смеси, остановившейся здесь по каким-то причинам (скорее всего, из-за особенностей рельефа), в верхней части образующегося "осадка" неизбежно должна была происходить определенная сепарация – разделение по слоям, в результате чего на самом верху оказывались камни, а под ними песок.
То, что такая сепарация должна была иметь место, любой может проверить достаточно незатейливым образом – смешать крупу разного размера, залить водой, интенсивно перемешать эту смесь и посмотреть, как именно будут распределяться крупинки в самом верхнем слое по мере оседания начальной взвеси…
Ниже определенной глубины, естественно, особой разницы в распределении камней и песка нет. Но нам в данном случае важен именно самый верхний слой, в котором камни оказываются поверх песка. В дальнейшем, с ходом времени, камни покрываются на жарком солнце "пустынным загаром", который практически не сказывается на цвете песка. Поэтому если убрать – довольно тонкий – слой поверхностных камней, то сильно контрастирующий с оставшимися окружающими камнями песок будет заметно выделяться на их фоне. Совсем как мазок светлой краски на темном фоне холста…
В том, что геоглифы Наска и Пальпа создавались именно таким образом, легко может убедиться любой желающий непосредственно на месте – около всех линий (даже около очень длинных и широких) видны кучки камней. Камни не расплавлялись, не испарялись, а просто откидывались в сторону.
Рис. 45. Груды камней на границе пересекающихся линий
Другое дело, что даже механическое перемещение камней с места на место можно осуществить самыми разными способами. Можно перекидывать и вручную, как это предполагают историки. Такой способ вполне годится для создания небольших линий и рисунков. По самым грубым оценкам, простенькое изображение "стандартного" небольшого размера – типа тех рисунков, которыми знаменито плато – можно сделать вдвоем или втроем (чтоб было нескучно одному) за неделю, максимум за полторы, абсолютно при этом не напрягаясь. Срок получается, конечно, несколько больше, чем в экспериментах Никелла, но он лишь посыпал рисунок известью, а тут надо все-таки перемещать камни…
Эта видимая простота "изготовления" рисунков часто используется историками и сторонниками традиционного взгляда на прошлое в качестве "аргумента" в пользу создания геоглифов местными индейцами. Спору нет – "халтурные" геоглифы, как говорилось ранее, вполне могли быть так и сделаны индейцами культур наска и паракас.
Однако на плато Наска и Пальпа есть линии, полосы и геометрические фигуры, которые достигают в ширину десятков метров, а тянутся на километры!.. И таких геоглифов тут очень много.
Либо надо предполагать, что местные индейцы организовали здесь громадную "художественную мастерскую", задействовав все население по принципу "ударной комсомольской стройки"; либо придумывать какой-то иной способ перемещения огромного количества камней.
И когда стоишь у такой линии, конец которой скрывается где-то в дымке на горизонте, перед мысленным взором встает образ мощных грейдеров, сгребающих камни по сторонам неведомо зачем им понадобившейся полосы. Или, как высказал идею участник нашей экспедиции Алексей Тесленко, тут прошелся огромный пылесос, который либо всасывал камни, складывая их затее по краям, либо наоборот – раздувая камни в стороны…
Рис. 46. Длинные трапецоиды и линии на плато Наска
Версия нетривиальной технологии
Известный энтузиаст-исследователь проблемы геоглифов Наска, радиофизик Алла Белоконь полагает, что камни перемещались вовсе не руками или даже грейдерами, а посредством воздействия пучка какого-то силового поля, генератор которого находился при этом на некоем летательном аппарате. И надо признать, что ее предположение не лишено оснований, хоть и выглядит для многих весьма фантастичным.
Вот какие аргументы в поддержку собственной версии она приводит в работе "Перспективы исследования технологии формирования перуанских геоглифов на плато Наска":
"Об использовании лучевой технологии в пустынных зонах тихоокеанского побережья Перу свидетельствуют следующие особенности геоглифов-отпечатков на грунте:
1. Прямолинейность линий (длиной десятки километров), краев геометрических фигур (протяженностью несколько километров) с точностью, превышающей ошибку измерения методом аэрофотосъемки…
2. Ограничение по ширине геоглифов при практически не ограниченной длине: нет ни одной трапеции, прямоугольника, треугольника шире 80 метров, тогда как длина лучеобразных треугольников измеряется километрами. Нет ни одного треугольника, трапеции с углом расхождения больше 17º. Эта особенность, на мой взгляд, однозначно связана с технологическими возможностями, о которых мы пока не имеем никакого представления. Возможно, это определяется апертурой источника энергии или габаритами объекта, который излучал направленный энергетический поток, или же его перемещением по вертикали. Зигзаги, спирали – как результат суммирования колебательного или вращательного движения с поступательным, – еще одно подтверждение динамики, движения в процессе формирования геоглифов.
3. На поверхности пустыни Наска выделяется огромная стреловидная фигура, угол при вершине (растр) которой претерпел изменение где-то посредине вытянутого треугольника (см. Рис. 13-ц). Возможно, здесь осталось зафиксированным, "отпечатанным" управление апертурой луча. Другой вариант объяснения такой формы – резкое изменение высоты источника излучения. Эту фигуру называют дельтовидным треугольником.