Наска: гигантские рисунки на полях - Андрей Скляров страница 2.

Шрифт
Фон

Андрей Скляров - Наска: гигантские рисунки на полях

Рис. 3. Геоглифы в Англии

В первую очередь в Наска привлекают внимание изображения животных, достигающие порой в размере десятков и даже сотен метров. Так, скажем рисунок колибри имеет длину 50 метров, паук – 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица протянулась в длину на 188 метров. Эти же изображения и наиболее известны.

Но таких информативных рисунков чуть более трех десятков. Все остальное – это геометрические фигуры: на Наска сейчас насчитывают 13 тысяч линий, около сотни различных спиралей, свыше семи сотен прямоугольных и трапециевидных площадок. Среди этих строгих форм разбросаны бесчисленные "полузаконченные фигуры", зигзаги, штрихи, отрезки, прямые лучи и криволинейные образования. Вдобавок ко всему, на плато расположено более десятка так называемых "центров" – точек, из которых в разные стороны отходят линии и полосы.

Буквально фантасмагория на громадном "мольберте", где оставила память о себе сразу масса "художников", приверженцев самых разных стилей и направлений…

Андрей Скляров - Наска: гигантские рисунки на полях

Рис. 4. Геоглифы Наска

"Наска – это нечто таинственное, загадочное. Наска окутана непроницаемым и непостижимым покровом тайны. Это нечто завораживающее, обманчивое, по-своему логичное и в то же время совершенно абсурдное. Весть, которую несет нам Наска, непонятна и загадочна, и любые гипотезы о ней противоречивы. Наска предстает чем-то немыслимым и неразгаданным, почти бессмысленным и способным свести с ума. Но если графические "послания", которыми испещрены земли в окрестностях современного города Наска, – это всего лишь циклопические детские рисунки, начисто лишенные всякого смысла и возникшие в результате странной причуды или каприза, это означает, что на плато Наска нарушены всякие законы логики" (Э.Дэникен, "Знаки, обращенные в вечность").

История исследований

Краткая хронология исследований геоглифов:

середина XVI века – Упоминание в испанских хрониках

1927 – Открытие линий Торибио Мейя Ксесспе.

1939 – Начало исследований Пола Косока.

1946-1998 – Исследования Марии Райхе

1960 – Начало интенсивного изучения геоглифов различными экспедициями и исследователями.

1968 – Выход книги Эриха Фон Деникина "Колесницы богов"

1973 – Экспедиция Джеральда Хокинса.

1994 – Геоглифы Наска включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

1997 – Старт международного проекта "Наска-Пальпа"

2006 – Немецко-перуанская экспедиция под эгидой Дэникена

2007 – Съемочно-исследовательская экспедиция Фонда "III тысячелетие"

История геоглифов Наска теряется в глубине времен.

По мнению некоторых исследователей, впервые линии Наска были упомянуты в одной из испанских хроник XVI века, где они названы "путеводными указателями для странников". При этом в качестве источника этих данных называются "Хроники Перу" Педро Сьеса де Леон, и указывается то 1548, то 1553 год. Однако есть и скептики, выступающие против того, чтобы считать середину XVI века датой открытия геоглифов.

Дело в том, что в этих хрониках имеется лишь весьма расплывчатая фраза: "По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всем протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь" (Сьеса де Леон, Педро, "Хроники Перу". Часть Первая. Глава LXXV. – Киев, 2008, пер. А. Скромницкий). И если на знаменитые "дороги инков", протянувшиеся по южноамериканскому континенту, как ныне известно, аж на два десятка тысяч километров, в хрониках указано явно, то упоминания именно пустыни Наска в них нет. Более того, под словом "знаки" могут подразумеваться вовсе и не местные геоглифы, а, например, сооружения из камней, которые в Перу носят название "уака", обычные деревянные столбы, петроглифы на скалах или еще что-либо иное.

Так что ныне официальной датой открытия геоглифов Наска считается 1927 год, когда линии обнаружил и описал перуанский археолог Торибио Мейя Ксесспе. Но сначала этому не придали никакой значения, поскольку ученые занимались исследованиями других более важных, с их точки зрения, участков типа Мачу-Пикчу. И широкую известность плато Наска получило существенно позже – после публикации фотографий, которые с борта легкого самолета в 1939 году сделал американский исследователь Пол Косок, историк из Лонг-Айлендского университета в Нью-Йорке.

Однако планомерное изучение линий и рисунков было начато лишь в 40-х годах исследовательницей немецкого происхождения Марией Райхе, которая впервые приехала в Наска вместе с Полом Косоком в качестве переводчика. Геоглифы настолько заворожили ее своими тайнами, что ради них она оставила свою работу в столице и перебралась в глухую провинцию, поселившись на окраине пустынного плато.

Андрей Скляров - Наска: гигантские рисунки на полях

Рис. 5. Мария Райхе

Примерно в 1946 году Райхе начала картирование геоглифов Наска. В 1948 году Косок оставил эти исследования, а Райхе продолжила работу по нанесению геоглифов на карту.

Райхе предположила, что строители линий использовали их как солнечный календарь и для наблюдения астрономических циклов. Чтобы получить изображение линий, видных только с высоты, Марии Райхе пришлось обратиться за помощью в аэрофотосъемке к военной авиации Перу.

Свои наблюдения и предположения она опубликовала в книге "The Mystery of the Desert" ("Тайна пустыни"), которую неоднозначно приняли ученые. Доходы от книги пошли на кампанию по сохранению пустыни Наска, оплату работы помощников и охраны.

В начале 70-х годов линии Наски стали аттракционом для туристов. Мария Райхе встала на защиту пустыни и на поддержание знаков и содействовала внесению в 1994 году линий и наземных знаков Наска в список культурного наследия человечества Юнеско. Стремясь сохранить геоглифы на плато, находившееся вблизи Панамериканского шоссе, Райхе вложила немалые средства в лоббирование нужных решений. Она убедила правительство ограничить доступ на территорию плато и в то же время выступила спонсором строительства башни рядом с шоссе, чтобы посетители могли с высоты осматривать линии. В 1976 году Мария Райхе вместе со своей сестрой Ренатой смогла добиться сооружения обзорной башни Панамериканской компанией.

Ныне в том месте, где жила Мария Райхе, располагается ее музей, занимающий совсем небольшую территорию, на которой в маленьком садике находится дом Марии Райхе. Он представляет из себя очень скромную глинобитную хижину с земляным полом. Нехитрая обстановка хижины в виде кровати, стола, маленькой тумбочки да пишущей машинки буквально убивает своей аскетичностью. И невольно начинаешь ощущать на себе силу той магии рисунков на земле, которая смогла не только бросить Райхе в подобные нищенские условия, но и удерживать ее здесь долгие годы.

Андрей Скляров - Наска: гигантские рисунки на полях

Рис. 6. Обстановка в доме Марии Райхе

Несмотря на столь сложные условия жизни, когда порой не было денег не то, чтобы на научное оборудование, но и просто на еду, с помощью самых простейших инструментов (рулетки, линейки, угольники и т.п.) за десять лет Райхе смогла составить первую общую картосхему плато Наска, которой исследователи пользуются до сих пор. Никто другой ничего подобного не смог сделать – данные Райхе заслуженно считаются самыми надежными. Мария Райхе была убеждена, что "если удастся перевести все размеры в даты времени, мы сможем прочитать в Пампе гигантскую книгу истории".

Андрей Скляров - Наска: гигантские рисунки на полях

Рис. 7. Фрагмент картосхемы геоглифов в музее Райхе

Впрочем, ее исследования на этом не закончились – Райхе посвятила геоглифам всю свою оставшуюся жизнь. До 60-х годов ХХ века Мария Райхе обошла пешком и измерила геоглифы на площади около 150 квадратных километров. На пике известности ей удалось приобрести геликоптер, чтобы иметь возможность получать снимки гигантских рисунков.

Мария Райхе открыла и измерила около 50 фигур и 1000 линий на плато Наска. Она получила крест за заслуги перед отечеством 1 класса ФРГ, орден мудреца инков и высшую награду республики Перу, солнечный орден, звание почетного доктора перуанского университета в Сан-Маркосе (между прочим, всего она получила 5 званий почетного доктора в разных странах), а к 90-летию в знак признания ее заслуг перед страной – перуанское гражданство.

Райхе занималась картографированием и уточнением конфигурации рисунков и линий вплоть до самой своей смерти в 1998 году в возрасте 95 лет. Она так и была похоронена в садике возле своей хижины на краю плато.

Несомненно, Мария Райхе внесла самый большой вклад в изучение геоглифов Наска. И не только местные власти, но и, пожалуй, все исследователи, которые занимались загадочными рисунками на земле, отдают должное уважение ее колоссальному труду и результатам.

Однако, как это нередко бывает в нашей жизни, вовсе не Райхе было суждено сыграть главную роль в судьбе геоглифов Наска.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке