А теперь попробуем оценить, как эти дополнительные действия могли повлиять на сроки созидания всего насканского комплекса (13 000 линий и полос, 800 трапецевидных геоглифов, 100 разнообразных спиралей и примерно 30 смысловых изображений) при работе на земле руками или с примитивными приспособлениями. Предположим, что надо убрать 60 камней. Чтобы только поднять их и бросить, понадобилось бы 60 сек., т.е. 1 минута. Но в случае, когда камни находятся внутри полосы шириной в несколько метров или площадки, где путь от центральной части до края уже исчисляется десятками метров, то тогда, чтобы собрать их в кучу, поместить на носилки и отнести те же 60 камней, потребуется не менее 10 минут. Таким образом, с учетом выноса бесчисленных тонн камней за пределы широких полос и огромных трапеций затраченное время должно увеличиться, по крайней мере, на порядок.
Но есть еще пункты 1 и 2 – затраты на подготовку и разметку геометрически правильных, целенаправленно ориентированных и взаимосвязанных фигур, которые должны изменить затраты времени еще не менее, чем на порядок. В результате наших расчетов объем работы, выполненной на плато Наска вручную, можно оценить как 100 000 человеко-лет!
И это еще достаточно заниженная цифра, если учесть исключительную точность в расположении параллельных линий, правильных синусоид, прямоугольных зигзагов, совершенство изгибов и сопряжение кривых в контурных линиях рисунков, прямолинейность полос на сложном рельефе: изрезанных эрозией откосах плато, склонах и вершинах окружающих гор. А как можно оценить временные затраты на плавно утоньшающуюся линию, которая при этом выписывает сложный прямоугольный зигзаг перед тем, как вычертить рисунок так называемого дерева? И подобных усложнений здесь множество. Это противоречит человеческой психологии, поскольку все технологическое развитие нашей цивилизации было связано с выживанием, улучшением условием жизни и облегчением физического труда" (А.Белоконь, "Перспективы исследования технологии формирования перуанских геоглифов на плато Наска").
Рис. 28. Отвалы камней на линиях плато Пальпа
Как показывает практика, даже подобные детализированные расчеты, увы, не способны хоть в чем-нибудь переубедить скептиков. В качестве аргумента эти расчеты воспринимаются лишь теми, кто уже способен усомниться в принятой историками версии создания геоглифов индейцами культуры наска.
Гораздо более весомым мне представляется другой аргумент – факт колоссального сходства в самых разных регионах – в том числе и далеко за пределами распространения культур наска и паракас.
Так Алла Белоконь в той же работе совершено справедливо указывает:
"Современные спутниковые карты в интернете позволяют убедиться, что геоглифы, подобные насканским, разбросаны на грунте всего тихоокеанского побережья Перу протяженностью в 1500 километров. А ведь, согласно представлениям историков, "культура Наска – это доколумбовая цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, южнее цивилизации Мочика, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город – Кауачи с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас". То есть она охватывала долины реки Ика и бассейн Рио-Гранде-де-Наска. Это была локальная индейская культура, занимавшая всего 2–3 долины! Учитывая местонахождение однотипных геоглифов по всему тихоокеанскому побережью Перу, логично было бы искать происхождение феномена в панамериканской индейской культуре"
Даже если расширить упомянутый район на область обитания индейцев культуры паракас (где на побережье одноименного полуострова располагается знаменитый геоглиф "Канделябр" в виде трезубца размером более двухсот метров), то все равно получится много меньше полутора тысяч километров. И уж заведомо местные индейцы никак не могут рассматриваться в качестве претендентов на звание такой "панамериканской культуры". Впрочем, у археологов нет вообще никаких кандидатов на подобную культуру ни полторы тысячи лет назад, ни тем более ранее.
Рис. 29. "Канделябр" на побережье Паракаса
Небольшие изображения
Справедливости ради стоит отметить, что небольшие изображения тех же рисунков, какие нанесены в пустыне Наска, все-таки имеют место быть. Например, будучи в гостях у местных археологов, мы увидели в их частной коллекции знакомые образы, вырезанные на деревянных столбах высотой под пару метров. У нас бы их назвали "культовыми столбами" или "столбами с языческими идолами". Пожалуй, больше всего они похожи именно на это…
Рис. 30. Изображения геоглифов на деревянных столбах
Однако степень сохранности древесины и ее состояние указывают на относительно молодой возраст этих столбов и изображений на них. Тут явно речь не может идти о тысяче лет и более. Так что единственное, о чем могут говорить эти столбы, – это то, что местным индейцам явно были знакомы рисунки на поверхности пустынного плато. И эти рисунки они воспроизводили на деревянных столбах для каких-то собственных нужд. Может быть, в культовых целях (как это с готовностью интерпретировали бы современные историки). Может и в сугубо бытовых – просто для украшения своего жилища (как они используются сейчас археологами, которые любезно предоставили нам возможность ознакомиться со своей коллекцией).
А может и даже в коммерческих – как сейчас это делают торговцы сувенирами, продавая камни с изображениями фигур Наска за один-два доллара любому желающему туристу. Один из таких торговцев с готовностью даже продемонстрировал нам, как они изготавливаются, буквально за пару минут нацарапав стальной проволокой на куске гальки изображение кондора.
Рис. 31. Изготовление сувенира с изображением кондора
Аналогичные изображения геоглифов Наска можно увидеть еще в одном месте – чуть севернее, в небольшом городке Ика, где хранится коллекция камней, собранная доктором Кабрерой. Эта коллекция сама по себе уже представляет немалую загадку, поскольку на камнях изображены не только бытовые сценки из жизни древних индейцев, но и такие вымершие животные как динозавры. Причем динозавры не только прорисованы с палеонтологической точностью, но и во взаимодействии с людьми (см. Рис. 10-ц)!.. Люди борются с динозаврами, ездят на них верхом и даже нянчатся с их детенышами!..
Рис. 10-ц
Столь странное соседство, не вписывающееся ни в какие современные представления об эволюции на планете, естественно, послужило причиной того, что историки объявили коллекцию современной подделкой. Но хотя среди собрания Кабреры и попадаются некоторые камни с изображениями, являющиеся действительно подделками, основная часть коллекции – действительно древние подлинники. По крайней мере все реальные факты указывают именно на это. И в частности, имеются вполне официально задокументированные находки таких камней в древних могилах.
Например, один из камней, который в дальнейшем подвергся исследованию в специализированных лабораториях, был обнаружен в 2001 году в погребении культуры наска в долине Рио Гранде (район Пальпа). Погребение датировалось примерно 400-700 годами нашей эры. На этом камне были изображены два динозавра, морское существо и неизвестное животное. Но поскольку коллекция камней Ики не является темой данной книги, мы на этом не будем останавливаться подробно.
В данном же случае нас интересует лишь то, что на целом ряде камней из данной коллекции, можно увидеть все те же знакомые изображения с плато Наска. Среди них легко узнать паука, обезьяну, кондора (см. Рис. 11-ц).
Рис. 11-ц