Обитаемый остров Земля - Андрей Скляров страница 2.

Шрифт
Фон

Утверждение второе. Прошлое - однозначно и неизменно (в данном случае мы не рассматриваем достаточно экзотические варианты таких гипотез как параллельные миры и путешествия во времени). А раз так, то историческая наука оказывается в своеобразном "исключительном положении", благодаря поиску "однозначной истины". Дескать, если что-то удалось установить из прошлого, то это - "правда, и только правда". И как следствие - то, что уже "установлено", пересмотру не подлежит в силу того, что "правду" пересматривать просто бессмысленно.

Однако на самом деле тут имеет место подмена понятий. Занимаясь тем, что называется "восстановлением прошлого", мы в реальности составляем какую-то свою систему представлений об этом прошлом. Но если прошлое однозначно и неизменно, то того же самого вовсе нельзя сказать о нашем представлении этого прошлого. Мы имеем дело уже не с реальностью, а лишь с ее моделями. И тут однозначности уже нет, поскольку в своих представлениях, в своих моделях мы можем и ошибаться. Пусть даже речь идет о моделях однозначного прошлого.

Более того. Раз мы имеем дело с моделями и версиями, которые могут оказаться и ошибочными, то необходимо учитывать, что модели и версии могут быть разными. И их может быть одновременно несколько. А раз так, то и анализировать имеющиеся данные нужно с позиций вовсе не одной версии - пусть даже выбранной в качестве "генеральной линии" в исторической науке - а с разных.

Но тогда история лишается своего "исключительного положения", возвращаясь в компанию всех других научных отраслей, где главным мерилом истинности версии или модели является их соответствие реальным эмпирическим данным. Говоря другими словами, наиболее близкой к исторической истине следует признавать ту модель или версию наших представлений о прошлом, которая наилучшим образом согласуется с имеющимися археологическими находками и артефактами, а не с мнением какого-либо авторитета или знатока "генеральной линии"…

* * *

Вернемся к древним легендам и преданиям, но теперь уже с учетом вышесказанного.

Прежде всего необходимо отметить, что, исходя из самой общей логики, соотнесение легенд и преданий с выдумкой или фантазией само по себе требует доказательства. Не просто "обоснования" или "предположения", а именно доказательства. Причем доказательства строгого. Если же такого доказательства нет, то нельзя просто так скидывать со счетов и ту позицию, которой историки придерживались ранее. То есть необходимо признать хотя бы потенциальную возможность того, что древние легенды и предания содержат в себе некую информацию о реальном прошлом.

Вроде бы достаточно очевидное и даже в чем-то банальное соображение. Но почему тогда историки его отвергли?.. Для ответа на этот вопрос нужно просто вспомнить, с чем им приходилось иметь дело.

Историческая наука (в современном ее понимании) зарождалась под сильнейшим влиянием европейской культуры своего времени. А на чем базировалась тогда эта культура?.. Весь набор известных к тому времени "свидетельств древних очевидцев" исчерпывался Ветхим Заветом, да древнегреческой мифологией - и все!..

Древнеегипетские тексты только-только начинали переводить. Табличек с шумерскими преданиями еще не было найдено. Тексты кодексов майя представляли для исследователей полную загадку. Легенды и предания индейцев Мезоамерики и инков были известны лишь небольшому кругу специалистов; да и в самом их содержании, записанном в свое время испанскими хронистами, легко прослеживалось влияние представлений самих хронистов, воспитанных католической церковью на материалах того же Ветхого Завета. С легендами и преданиями других же народов дело обстояло еще хуже - тут в лучшем случае имелись лишь современные модификации, которые сильно напоминали уже просто сказки и суеверия…

Так что позицию историков того времени вполне можно понять. Особенно если учесть колоссальный успех других отраслей знания на пути естественнонаучного подхода. Декларируя выбор такого же естественнонаучного (читай - атеистического) подхода, историкам не оставалось ничего иного, как просто отбросить тексты Ветхого Завета в качестве источника, достойного исследования. Да и древнегреческая мифология изобилует описаниями настолько "странных" деяний неких "богов", что их тоже можно посчитать сверхъестественными созданиями - они повелевают стихиями, перемещаются по воздуху, порождают монстров и чудовищ, используют магические приемы и методы и так далее и тому подобное. Поэтому древнегреческие легенды и предания - вслед за Ветхим Заветом - были историками также "отправлены в корзину". Максимум, что осталось на их долю, - стать материалом для исследований такого направления как "история суеверий, культовых обрядов и религиозных представлений" наших предков…

К счастью, далеко не все пошли по этому пути. Да и историей занимались не только сугубо профессиональные историки, но и разного рода "любители", для которых уже не было столь жестких ограничений в подходах.

Пожалуй, наиболее ярким примером такого рода "любительства" являются исследования Шлимана, который решил взглянуть на тексты Гомера (считавшиеся также "мифологией") совсем по иному, а именно - как на источник реальных данных. Результат его изысканий достаточно широко известен - он нашел легендарную Трою, которую ранее относили к тем самым "выдумкам и фантазиям"…

Правда, споры вокруг находки Шлимана продолжаются до сих пор. И сейчас еще есть те, кто пытается опровергнуть то, что Шлиман нашел именно "ту самую" Трою, а не какой-то иной город. Но в данном случае даже не важно - "правильная" или "неправильная" это Троя. Как бы то ни было Шлиман на практике показал - в том, что мы привыкли называть "древней мифологией" может содержаться информация о вполне реальных событиях!..

С другой стороны, пока нет доказательства и другого - доказательства того, что легенды и предания "говорят правду и только правду" (думаю, что такое доказательство вряд ли когда будет вообще приведено). А посему нельзя исключить и того варианта, что они представляют собой все-таки выдумки и фантазии - либо полностью, либо частично. То есть нельзя бросаться из одной крайности в другую и полагать будто бы легенды и предания нужно (или можно) воспринимать дословно и буквально. Строго говоря, в действительности необходима строгая и дотошная проверка положений или утверждений каждого конкретного мифа.

Реально ли провести такую проверку?..

А почему бы и нет!..

Редко какое событие происходит абсолютно бесследно. Особенно если речь идет о таком событии, которое оказалось столь значимым, что нашло отражение в легендах и преданиях. Следы - это факты. А факты - упрямая вещь. И если обнаруживаются реальные следы события, описанного в каком-то мифе, то он перестает быть мифом в современном смысле этого слова - то есть переходит из разряда выдумки и фантазии в описание действительных событий. И не важно, вписываются эти события в ту или иную версию прошлого (будь она официально принятой или альтернативной) - если факты не согласуются с теорией, нужно пересматривать теорию, а не игнорировать факты.

Конечно, следы тоже подвержены влиянию времени. И далеко не все следы реальных событий сохранились до наших дней. Поэтому вовсе не исключен вариант, что мы не сможет их найти для каких-то событий, которые даже имели место в действительности. Но задачи проверить все до единого мифа сейчас перед нами и не стоит. Попробуем разобраться хотя бы с некоторыми из них и посмотреть, к каким последствиям это может привести…

Миф о Всемирном Потопе

Возникает закономерный вопрос: с чего начать?..

Ответ самый простой - с какого-нибудь вполне конкретного мифа.

Но с какого именно?.. Ведь легенд и преданий не просто много, а очень много. Особенно если учесть, что вряд ли найдется на нашей планете народ, который не имел бы своей мифологии. Кроме того, народы на одной и той же территории нередко менялись с течением времени, что еще более затрудняет задачу…

Однако оказывается, что сделать выбор не так уж и сложно. Дело в том, что разные исследования мифологии, которые проводятся довольно давно, приходят к общему заключению, что среди всего многообразия древних легенд и преданий можно найти целый ряд таких, которые совпадают по описываемым сюжетам и событиям. Такие мифы особенно привлекают внимание исследователей, и многое уже изучено. И среди подобных довольно подробно исследованных мифов оказывается такой широко известный сюжет как миф о Потопе.

Миф о Потопе оказывается наиболее удобным для выбора начала анализа сразу по нескольким критериям. Во-первых, он входит в число тех преданий, которые встречаются у огромного количества древних народов. Во-вторых, описываемые в этом мифе события носят глобальный характер, а посему поиск реальных археологических, геологических и иных следов можно вести практически по всей поверхности планеты - везде, где они могли вообще сохраниться. И в-третьих, согласно показаниям самих легенд и преданий о Потопе, события, связанные с ним, происходили не многие миллионы лет назад, а в достаточно обозримом историческом прошлом. Соответственно, наши шансы найти уверенные, хорошо сохранившиеся следы, достаточно велики. В общем, пожалуй, трудно найти более благоприятное сочетание условий для проверки древнего мифа на соответствие реальным фактам…

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке